18:00 31.07.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

Заявление Демократической партии "Әділет" о продовольственной безопасности в Республике Казахстан

г. Алматы 31 июля 2008 г.

Продовольственная безопасность это состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам.

Особую озабоченность населения вызывает экономическая доступность продуктов питания. Стремительный рост цен на продукты питания замедлил степень использования продовольствия населением страны.

Так как цены ежегодно растут несоизмеримо с доходами населения. Например, по данным Агентства РК по статистике, больше всего из продуктов в прошлом году подорожали подсолнечное масло (+96,8%), хлебобулочные и крупяные изделия (+38,4%), яйца (+36,9%), молоко и молочные продукты (+28,8%). В целом продовольственные товары подорожали на 26,6%.

Материалы регулярно проводимого наблюдения за уровнем цен на продовольственные товары показали, что в январе-июне 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года цены на продовольственные товары увеличились на 27,6%.

Периодически отсутствуют основные продукты питания в рационе у 40 процентов населения страны, поскольку именно такое количество граждан нашей страны живет на уровне, ниже прожиточного минимума.

В результате снижения производства в аграрном секторе и покупательской способности населения, потребление продуктов питания на душу населения уменьшилось.

В соответствии с научно-обоснованными нормами потребления продуктов питания для полноценного функционирования организма человеку следует в год употреблять 82 килограмма мяса. Фактически, в среднем, каждый житель нашей страны в год потребляет мяса 44 килограмма. Для сравнения, в Беларуси потребляют 60 килограммов мяса, в России – 56. Например, каждый американец в год съедает 115 килограммов мяса, а европеец – 90. Казахстанцы недоедают по всем основным видам продовольствия, кроме хлебопродуктов.

В Казахстане национальные стандарты, по сравнению с общемировыми нормативами, занижены. Поэтому сравнительные данные по потреблению основных продуктов питания не соответствуют истинному положению дел.

В настоящее время развитие агропромышленного комплекса стабилизировалось, отмечается рост производства сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых, улучшается и инвестиционный климат. Об этом и других вопросах Министр сельского хозяйства г-н Куришбаев А.К. высказался в своем интервью в газете "Айқын" от 22 июля 2008 г. При этом нас радует честность министра. В этом интервью он открыто поставил вопрос о том, что при правильной эксплуатации наша земля может дать урожай до 26 миллионов тонн. Однако, урожайность у нас остается в пределах 9-10-ти центнеров с гектара, тогда как, на аналогичных полях Канада собирает до 17 центнеров. Оказывается, мы удобряем поле в десять раз меньше, чем положено по нормативу, т.е. вместе 35 кг. удобрений на гектар - всего 3,5 кг. Поэтому наши земли заметно истощены и т.д. По мнению нашей партий, такого рода заявление министра можно назвать "действительно государственным подходом". Только тогда, когда министры начнут открыто ставить вопрос перед обществом, можно надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Вместе с тем он отметил, что с 2002 года ускоренными темпами развивается пищевая индустрия, и переработанная сельхозпродукция полностью покрывает внутренний рынок и ежегодно увеличивается объем экспорта. Однако, наш анализ статистических данных РК показывает другую картину. Например, доля переработки мяса от общего объема производства составляет всего 14%, молока и молочных продуктов 4,5%, зерна 5%. При этом готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность из-за технологической отсталости перерабатывающих предприятий, моральной и физической изношенности их оборудования. А также Агентство РК по статистике утверждает, что по некоторым пищевым продуктам по сравнению с 2000 г.объемы производства снижены: крупа, мука грубого помола, хлеб свежий, мясо и жиры скота крупного (за исключением мяса птицы), консервы фруктовые, спирт этиловый и другие ( Казахстан за годы независимости. Информационно-аналитический сборник. Подготовлен Агентством РК по статистике. Под.ред. Б.Султанова. Алматы, 2006-380 с.).

Научно доказано, если импорт определенного вида продукта составляет 20 процентов от объемов внутреннего производства, то можно вести речь о стагнации этого производства. Если эта цифра достигает 60 процентов, то производство угаснет совсем.

По отдельным экспертным данным продовольственная самообеспеченность Казахстана составляет 67- 75%. Это означает, что продовольственная безопасность не обеспечена. Страны, в которых импорт продовольствия превышает 16% от внутренних потребностей, наиболее подвержены продовольственным кризисам.

По прогнозам ведущих аналитических агентств, на мировых рынках дефицит продовольствия сохранится, по меньшей мере, до 2009 года, продолжая оказывать давление на цены.

Согласно расчетам лондонского — научно-исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), наблюдающийся сейчас рост цен на зерновые, и в первую очередь пшеницу, продолжится в течение ближайших полутора лет. Всего за последний год цены на пшеницу выросли на мировом рынке на 59%, рис – 50% и кукурузу – 35%.

Никогда еще проблема обеспеченности населения продуктами питания не была такой острой как сейчас. И речь не идет теперь о нехватке продовольствия. Все дело в том, что продовольственное обеспечение населения поставлено в зависимость от импорта, а также в резком ухудшении качества продуктов питания. По мнению специалистов, обеспечению продовольственной безопасности в нашей стране мешает не столько мировой кризис, сколько внутренние проблемы. По данным Института экономики при Министерстве образования и науки РК, коэффициент полезного действия имеющихся в стране производственных ресурсов крайне низкий. Например, макаронами отечественного производства Казахстан обеспечен только на 34 процента, крупами – на 21, растительным маслом – на 35, овощами, фруктами и картофелем – только на 10 процентов. Это перечень основных продуктов питания, которыми при благоприятном развитии агропромышленного комплекса (АПК) страны отечественные прилавки были бы завалены без помощи импорта.

Снижение сельскохозяйственного производства сопровождалось кризисом в пищевой промышленности и плодоовощного хозяйства. Итогом такого реформирования явилось сокращение объема валовой продукции сельского хозяйства с 34% в 1990 г. до 5,5% в 2007 году.

Систематическое возрастание в общем объеме потребляемых продуктов питания доли импортного продовольствия создает прямую угрозу экономической безопасности страны.

В соответствии с "Модельным законом "О продовольственной безопасности" утвержденным постановлением межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14-10 (г.Санкт-Петербург) продовольственная независимость считается не обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в государстве составляет менее 80 процентов годовой потребности населения.

В соответствии с указанным модельным законом Правительство обязано осуществлять следующие полномочия:

- обеспечивать проведение единой государственной политики в области продовольственной безопасности;

- формировать государственную систему стимулирования и регулирования производства продуктов питания и пищевого сырья;

- разрабатывать и реализовывать государственные целевые программы обеспечения продовольственной безопасности;

- представлять главе государства предложения о структуре государственных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства, и об их компетенции;

- обеспечивать соответствие качества производимых и реализуемых гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов;

- осуществлять управление государственным продовольственным резервом, нести ответственность за его сохранность, использование и возобновление;

- определять цели и задачи органов исполнительной власти государства, органов исполнительной власти субъектов государства в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов;

- организовать сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также подготовку прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.

Однако Правительство указанные полномочия исполняет недостаточно эффективно, так как население страны не ощущает улучшения продовольственного обеспечения и качества продуктов питания.

Реализация Программы первоочередных мер устойчивого развития агропромышленного комплекса на 2006-2008 годы, а с 2009 года второго этапа комплекса мер по устойчивому развитию АПК предусматривает в основном развитие деятельности Национального холдинга "КазАгро".

К негативным последствиям нынешнего состояния аграрного сектора относятся: низкие доходы населения и высокий уровень бедности в сельской местности по сравнению с городской местностью, безработица, недоступность социально-значимых благ для значительной части сельского населения, ухудшение показателей здоровья и др.

Вышеуказанные факторы создают социальные проблемы. Кроме того, это препятствует модернизации сельского хозяйства, сдерживает развитие сельских районов.

Сельскохозяйственное производство низкоэффективное, поскольку в нем отсутствует рыночная инфраструктура и нормальная конкурентная среда. В агропромышленный комплекс вкладываются инвестиции недостаточно, ввиду непривлекательности отрасли. Товаропроизводителю при этом недоступны кредитные ресурсы, поскольку банковский сектор предпочитает работать с менее рискованными секторами экономики. Введение частной собственности на землю не дало ожидаемого результата по использованию в качестве основного инструмента для залогового обеспечения в кредитовании.

Для подъема аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны Демократическая партия "Әділет" предлагает следующее:

  1. Аграрная политика является важной составляющей в проведении социально-экономической политики государства, поскольку 47 процентов населения страны проживают в сельской местности. Исходя из сложившейся ситуации, необходимо определить аграрную политику государства на трехлетний период. Суть, которой должна заключаться в государственной поддержке первичных сельскохозяйственных товаропроизводителей, с акцентом особого внимания на конечную продукцию, т.е. на производство продуктов питания и других товаров народного потребления, способных конкурировать на мировом рынке. Такая государственная политика будет способствовать объединению всех, начиная от первичных товаропроизводителей до маркетинговой службы по продаже готовой продукции.
  2. Учитывая актуальность и необходимость разработки новой аграрной политики государства, а также высокую ответственность перед населением страны за продовольственное обеспечение, предлагается преобразовать Министерство сельского хозяйства РК в Министерство сельского хозяйства и продовольственного безопасности РК. Для оптимизации управления этой важной отраслью экономики вывести из состава министерства Комитет по водным ресурсам как самостоятельное Агентство, а Комитет по лесному и охотничьему хозяйствам передать в ведение Министерства охраны окружающей среды РК.
  3. Увлекаясь рыночными структурными преобразованиями в аграрном секторе экономики, государство допустило возникновение, в основном, мелких товаропроизводителей. Если доля государственных предприятий в 1991 г. составляла 40%, то в 2006 г всего 0,05 % (из 196417 сельхозформирований, государственные хозяйства составляют всего 96 единиц). Поэтому, для исправления ситуации необходимо создать сеть государственных и коммунальных предприятий (хозяйственного ведения и казенные), акционерные общества с участием государственных органов по воспроизводству племенного скота, элитному семеноводству, ветеринарному обслуживанию, защите растений и т.д. Нужно развивать сельскохозяйственную кооперацию не лозунгом об объединении товаропроизводителей. Этого не произойдет, так как полученную собственность они не будут вновь передавать на общее пользование. Необходимо объединять по интересам, с учетом специализации, с обязательным участием сервисных подразделений с выпуском конечной продукции – продуктов питания и иных сельскохозяйственных товаров. Одним словом, во всех отраслях и повсеместно внедрить мини кластерное производство.
  4. Для осуществления государственной поддержки в аграрном секторе были созданы соответствующие институты развития, это АО "Национальный холдинг "Казагро". "КазАгроФинанс", "Аграрная кредитная корпорация", "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" и другие. Указанные рыночные институты фактически стали главными посредниками между государственными органами и сельхозтоваропроизводителями. Парадоксальным является тот факт, что более 80% совокупной поддержки сельского хозяйства расходуется на общие услуги, (финансирование сельскохозяйственной науки, подготовки кадров, инспекционных и контрольных служб, программ развития сельскохозяйственной инфраструктуры и институтов развития и т.д.), поэтому необходимо определить прозрачность в их деятельности и сократить число. Необходимо также уменьшить количество многочисленных спекулятивных посредников, деятельность которых в конечном итоге приводит к ощутимому подорожанию продовольственных товаров, путем создания продуктовых кластеров. Конечной точкой продовольственной цепочки должна стать фирменные мини-рынки или агромагазины.
  5. Стимулирование производства продуктов питания первичными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции необходимо осуществлять путем гарантированных государственных заказов. Объем государственных закупок сельскохозяйственной продукции должен быть заложен в республиканском бюджете страны. Для обеспечения продовольственной безопасности нужно применять системные экономические методы, в умелом сочетании с административными мерами государственного регулирования.
  6. Необходимо вести политику укрепления сельских населенных пунктов, превращая каждый центр действующей аграрной зоны в маленькие аграрные города, с развитием объектов переработки сельскохозяйственного сырья.
  7. Село является трудоизбыточным регионом и потенциальным поставщиком дешевых трудовых ресурсов. Согласно недавно принятой Программе по развитию технического и профессионального образования на 2008-2012 годы предусматривается строительство всего 50 учебных объектов, а это недостаточно. Поэтому считаем необходимым открытие во всех 168 районных центрах и 45 городах районного подчинения профессиональных колледжей и модернизировать уже имеющиеся.
  8. Необходимо реализовать кластерную политику, приспособленную к малым аграрным зонам на территории каждого района, области. В этих случаях повысится коэффициент защиты денежных средств от имеющихся нецелевых использований, повысится качество продуктов.
  9. Антимонопольный комитет нужно вывести из подчинения правительственным органам, воссоздать Агентство со статусом подчинения только Президенту Казахстана. В этом случае можно пресечь "монопольные соглашения" монополистов, направленные против национальных интересов.
  10. Ежегодные повышения цен на ГСМ на период уборки урожая, становится традиционным. Надо выявить объективную причину появление данного феномена и принять строгие меры в рамках законов РК.
  11. Нуждаются в пересмотре вопросы кредитования сельского хозяйства. При этом земля должна стать полноценным залоговым имуществом. Надо увеличить сроки кредитования и уменшить проценты ставки кредиторов.
  12. В скором времени необходимо принять Закон "О местном самоуправлений". Потому что, при отсутствий данного закона все меры по обеспечению продовольственной безопасности будут ограничены полумерами.
  13. Необходимо привести в норму отчеты Акимов разных уровней и Правительства по вопросу расходования бюджетных денег, выделяемых сельскому хозяйству.
  14. На сегодняшний день органы местной власти, Акимы фактически остаются вне процесса продовольственной безопасности страны. Настало время придать данной проблеме статус государственной проблемы и в соответствии с этим обеспечить соответствующей представительской и юридической базой их деятельность. Надо также поднять ответственность Акимов разных уровней.
  15. Продовольственная безопасность является проблемой не только Министерства сельского хозяйства, но и всего общества и власти. Нужно считать данную проблему "национальной проблемой" и присвоить ей соответствующий статус.

    Политсовет Демократической партии "Әділет"



Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме