18:30 23.05.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""
Выступление председателя Демократической партии "Әділет" М.С. Нарикбаева на II-м съезде партии "Справедливая Россия: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ"
.
25 апреля 2008 г. в Москве в Государственном Кремлевском Дворце состоялся Съезд Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ", в работе которого, по приглашению лидера партии С.М. Миронова, приняли участие председатель ДП "Әділет" Максут Султанович Нарикбаев и первый заместитель председателя ДП "длет" Сыдыхов Толеген Сейдомарович.
Также лидеры ДП "Әділет" приняли участие в работе ВТОРОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФОРУМА рРРАЗВИТИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ рРСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯрм/b>, который состоялся 24 апреля 2008 года в городе Москве.
Выступлениепредседателя Демократической партии "Әділет" М.С. Нарикбаевана II-м съезде партии "Справедливая Россия: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ"
г. Москва 25 апреля 2008 г.
Уважаемые делегаты съезда!
Разрешите мне прежде всего от имени Демократической партии "Әділет", которую я здесь представляю, выразить искреннюю и глубокую благодарность за приглашение на Ваш съезд. Партия "Справедливая Россия" пользуется у нас в Казахстане авторитетом как партия, которая твердо и последовательно отстаивает интересы народа.
Партию "Әділет" и партию "Справедливая Россия", объединяет приверженность такой непреходящей социальной и политической ценности, как справедливость.
Мы рРпартия справедливости, законности и правопорядка. Эту триаду невозможно разорвать, ибо справедливость в нашем понимании означает равенство прав и свобод граждан, равенство всех перед законом. Справедливость возможна лишь там, где человеку созданы достойные условия жизни, где торжествуют законность и правопорядок.
Мы с Вами работаем во многом сходных условиях, связанных не только с тем, что долгое время жили в рамках единого государства, но и с тем, что у нас общие исторические корни. Мы принадлежим одному и тому же континенту, именуемому Евразия, у нас много общего в культуре и менталитете, хотя, несомненно, есть и различия, которые мы учитываем в своей деятельности.
Казахстан, который всего 20 лет тому назад мало кто знал, стал известен в мировом сообществе благодаря своим социально-экономическим успехам и многим внешнеполитическим инициативам.Как Вы хорошо знаете, наша страна занимает передовые позиции по некоторым направлениям экономического развития, является бесспорным лидером в Центрально-Азиатском регионе. /В Казахстане, благодаря присущим нашему народу толерантности и стремлению к консенсусу, а также активной деятельности государства, обеспечена политическая стабильность, гражданский мир и межэтническое согласие. Мы выстроили собственную казахстанскую модель развития и добились значительных успехов в модернизации страны.
Многонациональный и поликультурный Казахстан рРодна из немногих стран Евразии, которая избежала внутренних потрясений и провела реформы по либерализации и системной модернизации общества, сохранив межнациональный и межконфессиональный мир. У нас налажено уникальное взаимодействие двух мировых религий рРислама и христианства, а сама религия во всем ее многообразии стала одним из факторов консолидации общества.
Казахстан перешел из разряда развивающихся в разряд интенсивно развивающихся стран и тем самым, как подчеркнул глава нашего государства Н.А. Назарбаев: "Мы перестали быть государством третьего мира".Казахстан все годы независимого существования выступал и выступает за развитие интеграционных процессов не только в рамках СНГ, но и всего Евразийского пространства. Наша Республика является инициатором идеи Евразийского союза и многое делает для ее реализации. По инициативе нашей страны создана такая межгосударственная структура как Евразэс, формируется таможенный союз, развиваются отношения на многосторонних и двусторонней основе между странами СНГ.
В свое время наша республика выдвинула ясную программу сближения государств СНГ: "Десять простых шагов на встречу простому человеку".Мы не сомневаемся в том, что налаживание сотрудничества между политическими партиями двух наших стран будет способствовать укреплению добрососедских отношений и плодотворного сотрудничества, усилению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Отношения между нашими странами являются примером дружественных межгосударственных отношений, но их потенциал далеко не исчерпан. Уверены в том, что налаживание конструктивных связей между нашими партиями будет также способствовать процессу дальнейшей интеграции на Евразийском пространстве.
В настоящее время в Казахстане, в целях дальнейшей демократизации общества, разработана конституционная реформа и начата работа по созданию блока законов и других законодательных актов, направленных на практическую реализацию этой программы.
Уважаемые делегаты съезда!
На нынешнем этапе исторического развития нашей страны идет процесс формирования зрелой и развитой партийной системы. Многопартийная система есть не только реальность, но и фактор политического развития, показатель степени политического плюрализма и политического представительства социальных групп.
В русле этого процесса, связанного с кристаллизацией социальных интересов, действует и наша партия. Анализируя социально-экономическую и политическую реальность, мы пришли к выводу о том, что необходимы несколько, минимум две-три сильные политические партии, способные внести свою лепту в формирование политического курса государства, адекватного потребностям общества и "вызовам времени".
Надо прямо сказать, что в партийном строительстве у нас, так же, как, по-видимому, и у вас, существуют две тенденции: движение к системе доминирования одной партии и движение к двухпартийной, либо умеренно плюралистической системе. Позиция нашей партии состоит в том, что в таком неоднородном переходном обществе, как наше, двухпартийная система является адекватной не только естественной двойственности общественного сознания, но и условием стабильности. Но, разумеется, при том непременном условии, что конкурирующие партии располагаются в центре идейно-политического спектра.
Мы исходим из того, что оппонент должен восприниматься не как нечто чуждое, а как голос, который должен быть, не только услышан, но и учтен в политике государства. Мы убеждены в том, что только такой подход способствует обогащению политического курса государства новыми идеями, является одним из механизмов предотвращения застоя.
Наша стратегия и тактика ее реализации основана на ряде принципов концептуального порядка. Если в советской политической системе имела место инверсия отношений государства и общества, всесилие государства и бессилие его граждан, то в постсоветском обществе произошло нечто противоположное. А между тем новейший опыт, как и древний, убедительно свидетельствует о том, что в условиях ослабления государственного регулирования торжествуют вовсе не справедливость и равноправные партнерские отношения, а закон джунглей и право сильного. Надо знать, что тотальное отступление государства вовсе не является альтернативой его тотальному наступлению, что оно может открыть дорогу отношениям тотального грабежа, обмана и насилия. Важно занять прожиточное пространство между состоянием, где господствует "закон казармы" и состоянием, где господствует "закон джунглей".
Исходя из этого, мы считаем, что задача государства состоит не в переходе к государству-минимум, а в соответствии с нашим менталитетом рРв преодолении всесилия государства, режима жесткого администрирования. Государство, убеждены мы, должно быть и сильным, и слабым. Слабым, в смысле невмешательства в частную сферу, в дела гражданского общества, ведущего к ущемлению самодеятельности гражданских структур, и сильным в смысле гарантий "правил игры", соблюдения законов, обеспечения прав и свобод человека.
Наша партия выступает за разумный баланс индивидуальных и коллективных интересов.
Партия "Әділет" есть партия правоцентристской ориентации и находится на позициях социал-либерализма рРтечения, которое гармонично сочетает непреходящие демократические ценности, закрепленные в либерализме и в социал-демократизме. Мы убеждены, что наша ориентация соответствует тенденциям развития общества, интересам большинства, и будем бороться легитимными средствами за ее реализацию.
Правоцентристская ориентация определяет всю систему приоритетов по всем направлениям деятельности нашей партии.
Партия "Әділет" отстаивает принципы свободы и равенства. При этом, с нашей точки зрения, свобода рРэто не вседозволенность, а свобода в рамках закона, равенство рРне уравнительность, а равенство возможностей.
Основой демократического правового государства является приоритет прав и свобод личности рРчеловека и гражданина. Не человек существует ради государства, а государство рРради человека и несет ответственность за благополучие своих граждан. Вместе с тем, для нас незыблемым является принцип единства прав и обязанностей, автономии личности и ответственности каждого за свои действия перед обществом и государством. Взаимная ответственность государства и граждан рРэто краеугольный принцип демократического общества. Мы отстаиваем непреходящие коллективные ценности: государство и государственный интерес, нация и национальное самосознание, Родина и патриотизм. В этом ряду приоритетное место занимают национальная независимость и государственный суверенитет.
Мы проводим конкретную работу по реализации наших программных установок. Мы убедились в том, что с избирателями необходимо активно работать не только в электоральный период, а, что называется, постоянно.
В этом направлении нами уже развернута широкомасштабная работа, направленная на поддержку законных прав и интересов граждан республики в контексте построения социально-ориентированного, справедливого, правового и демократического государства.
В настоящее время мы проводим большую работу по подготовке к очередному II съезду нашей партии. На нем предстоит внести серьезные коррективы в идеологическую и организационную составляющую нашей деятельности, стратегию и тактику.
Сегодня всем нам необходимо пересмотреть устаревшие подходы в деятельности всех звеньев партийной организации и перейти к новому формату взаимоотношений с электоратом рРцеленаправленной, четко спланированной, квалифицированной, адресной и постоянной работе с населением.
Этого требует жизнь, реальная политико-правовая и экономическая ситуация в стране. Партия рРэто живой механизм, который должен четко реагировать на все вызовы времени и существенные изменения в жизнедеятельности общества.
Уважаемые делегаты съезда!
Важной составляющей деятельности нашей партии является налаживание конструктивных связей с зарубежными партиями, позиции которых либо совпадают, либо близки к программным установкам и целям нашей партии. Свидетельством тому является наше участие в работе близкой нам по духу партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь". Надеемся на продуктивное сотрудничество с Вами по всем направлениям нашей работы и уверены в том, что оно в интересах не только наших партий, но и народов наших двух стран.
Уважаемый Сергей Михайлович, ожидаем, что Вы лично и Ваши соратники примите участие в работе съезда партии "длет", который должен состояться буквально на днях. Желаем дальнейших успехов в работе на благо народа России.
Благодарю за внимание!
Выступлениена II Международном социалистическом форуме "Устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке рРсоциалистическая стратегия"
г. Москва 24.04.2008 г.
Крах коммунистической системы в конце ХХ в., несомненно, является глобальным явлением, имеющим громадные последствия для судеб мирового сообщества. К их числу относится, прежде всего дискредитация идеи социализма в массовом сознании и падение авторитета социалистических партий во многих странах.
Самый яркий пример тому: советская система государственного социализма полностью утратила легитимность, признание и поддержку со стороны широких слоев общества. В этих условиях советская перестройка закончилась неудачей и вместе с ней потерпела неудачу, по крайней мере, в бывшем СССР, идея демократического социализма. В результате общество вступило на путь реализации непродуктивной модели либерализма, выдержанной в духе неоконсерватизма и либерализма.
О перспективах социализма в XXI в. следует рассуждать, принимая во внимание не только снижение влияния идей социализма, особенно в странах бывшего социалистического лагеря, но и несомненные достижения неосоциализма в ряде стран Европы и прежде всего в Швеции и других скандинавских странах. Будущее социализма и социалистической идеи можно правильно понять и адекватно истолковать лишь в контексте культурного развития мирового сообщества. Поэтому постановка проблемы в этой плоскости вполне обоснована.
Следующее обстоятельство, которое надо учитывать, это глобальные сдвиги в культуре, которыми ознаменованы конец XIX и начало XX в., а также конец XX и начало XXI в. В научной литературе они известны как модернизм и постмодернизм. Перспективы социализма напрямую связаны с постмодернистским сдвигом в культуре, формированием новой системы ценностей.
Социализм возник как реакция на первоначальный капитализм, теоретической базой которого служил классический либерализм. Социализм даже в его самой зрелой форме имеет много общего с идеологией раннего христианства, вместе с тем в нем содержатся идеи, созвучные демократии, прежде всего идея равенства и справедливости.
Реализация идеи социализма и эволюция капитализма преподнесли в XX в. один, если так можно выразиться, сюрприз: возникли тоталитарные системы левого и правого толка рРбольшевизм и фашизм.
Сейчас уже никто не оспаривает, что эти во многом сходные общественно-политические системы сложились в атмосфере так называемого модернистского сдвига в культуре, торжества идеи монизма, единообразия, когда идеалом признается общество подобное цеху или фабрике, управляемой из одного центра. Идея о возможности управления по определенной заранее разработанной схеме, составляющая сущность тоталитаризма, не обошла и капитализм. Свидетельством тому фашизм в Италии, нацизм в Германии, фашистские режимы в Испании и Португалии.
Крах правых тоталитарных режимов, одних рРв результате поражения во второй мировой войне, других рРв ходе эволюции общества и перерождения их в заурядные авторитарные системы, происходит в условиях начавшегося в мире сдвига в системе ценностей. Этот глобальный процесс не обошел стороной и страны государственного социализма и привел к его закономерному историческому поражению.
Либерально-демократические и социал-демократические системы, построенные на базе неолиберализма и неосоциализма, оказались адекватными постмодернизму и не только не ослабили, но, напротив, усилились в условиях гигантских, тектонических перемен в культуре, суть которых составляет полная реабилитация идеи многообразия форм жизни и исторического опыта.
Думается, что шансы на историческую перспективу имеют и неолиберализм и неосоциализм. В одних странах, где доминирует индивидуализм - первый, в других, где превалирует коллективизм - второй. В этом вопросе надо рассуждать дифференцированно.
Казахстан, к примеру, относится к азиатским странам, находящимся на стыке Востока и Запада. Поэтому, какая из двух тенденций возьмет верх, определится суммой и сложным переплетением многообразных факторов. Заслуга руководства нашей страны и прежде всего главы нашего государства Н.А. Назарбаева состоит в том, что эта непростая проблема решается с учетом не только исторических традиций, но и современных реалий.
Мы, например, считаем, что социализм в его современной форме есть продолжение и завершение либерализма, что предпосылки социализма в постсоветском пространстве либо не созрели, либо отсутствуют. Необходимым условием реализации неосоциализма является достижение постмодернистской стадий в полном объеме.
Именно поэтому наша партия "Әділет" полагает, что современным реалиям в Казахстане отвечает политический курс, близкий к социал-либерализму, т.е. нацеленный на либерализацию экономики и решение на этой основе социальных проблем. Социал-либерализм есть органическое сочетание непреходящих ценностей либерализма и социал-демократизма. Так что неосоциализм присутствует и здесь, но еще в неполностью развитой форме.
Неосоциализм имеет историческую перспективу, но в настоящее время более адекватна модель социал-либерализма.
Мы считаем, что неосоциализм может существовать в многообразных формах. В нашей стране его форма должна определяться принадлежностью к Евразийскому материку, влиянием архетипов культуры номадного общества, а также коллективистскими структурами общей и политической культуры. Думается, что неосоциализм не только в Казахстане, но и во всем Центрально-азиатском регионе должен быть увязан с этикой ислама и православия как двух ведущих конфессий.
В культуре этих двух религий немало общего, немало архитипов и структур, позволяющих выстроить уникальную модель социума.
Социал-демократизм у нас выступает как оппозиция правоцентристской ориентации, курсу социал-либерализма. Но оппозицией может быть только социал-демократизм, адаптированный к специфическим условиям нашей страны.
Источник: Демократическая партия Адилет
Обсудить новость на Форуме