09:45 06.03.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

5 марта 2008 г. состоялась пресс-конференция по теме: "Формирование местного самоуправления в Республике Казахстан"

.

О Б Р А Щ Е Н И Е

Демократической партии "Адилет" к Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан по вопросу "О формировании местного самоуправления в Республике Казахстан"

5 марта 2008 г. г. Алматы

Формирование системы местного самоуправления относится к числу тех проблем, которые глава государства считает одним из первоочередных и которые надо решить уже в 2008 году для закрепления конституционной реформы на законодательном уровне.

Демократическая партия "Адилет", обсудив эту проблему, считает, что разработанный Правительством законопроект "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" не отвечает современным требованиям, не проработан в концептуальном отношении и не может быть принят в предложенном виде. Проект нуждается не в доработке или совершенствовании, а в коренных изменениях по всем основным пунктам.

Во-первых, в разработанном Правительством законопроекте предлагается объединить в одном законе нормы, регулирующие государственное управление на всех его уровнях, и нормы, регулирующие функционирование системы местного самоуправления.

Во-вторых, в законопроекте по существу понятие местное самоуправление отождествляется с понятием "общественное самоуправление" и сводится к деятельности общественных структур на низовом уровне.

В-третьих, разработчики проекта закона фактически считают излишним вопрос о конкретной модели системы местного самоуправления на том или ином уровне. Тем самым решение важнейшей проблемы фактически сводится на нет.

В-четвертых, закон о местном самоуправлении в Республике Казахстан должен быть основан на принципах и положениях Европейской Хартии местного самоуправления, континентально-европейской модели взаимоотношения государства и гражданского общества, скорректированной применительно к специфике нашей страны. Законопроект не отвечает и этим требованиям.

Поэтому, партия "Адилет" категорически против принятия законопроекта в его настоящем виде и без учета предлагаемых ниже следующих концептуальных положений:

  1. Местное самоуправление надо рассматривать в широком контексте: во взаимодействии институтов государства и гражданского общества и в рамках децентрализации власти.
  2. Местное самоуправление есть форма самоорганизации административных единиц определенного уровня. В русле объективной тенденции рассредоточения властных полномочий значительная доля ответственности за положение в регионах возлагается на местные органы власти. Необходимость формирования местного самоуправления связана именно с этой тенденцией.
  3. В отношении центра, регионов и нижних административных единиц целесообразно по линии исполнительной вертикали сохранить подотчетность регионов в части выполнения общенациональных, а для районных звеньев и городов областного подчинения и региональных программ и отчислений в бюджет. Что касается вопросов муниципального уровня, то главы администраций должны быть независимы от вышестоящих исполнительных структур и подотчетны местным представительным органам, разумеется, в рамках полномочий тех и других. Сферой компетенции местного самоуправления являются проблемы муниципального уровня.
  4. Местное самоуправление возможно лишь при условии выборности акимов низового уровня, причем как сельского, так и районного уровня. В противном случае могут возникнуть противоречия, связанные с различием в источниках легитимности.
  5. Местное самоуправление не тождественно общественному самоуправлению, а шире последнего и есть единство государственного и общественного начала, которые не исключают, а дополняют друг друга как две формы волеизъявления народа. Каждая из них необходима в определенных границах и важно определить принципы и механизмы их взаимодействия на каждом уровне осуществления власти.
  6. Как таковое местное самоуправление возможно на уровне населенного пункта районного подчинения, округа, районов и городов областного подчинения. На более высоком уровне рРрегиона (области) и государства рРединство государственного и общественного начала в управлении, в отправлении власти тоже присутствует, но выступает в иной форме, отличной от форм местного уровня. На уровне регионов (областей) местное самоуправление в РК недопустимо в силу унитарного характера нашего государства, необходимости сохранения и укрепления политической целостности Казахстана как независимого государства и предотвращения сепаратистских тенденций.
  7. На уровне поселка и округа местное самоуправление осуществляется избранным населением акимом, воплощающим государственное начало и нижнее звено исполнительной вертикали, и кенесом (советом), который также избирается населением поселка или округа.

На наш взгляд, перспективным и целесообразным является вариант, который включает выборность и акима, и кенеса (совета), а самоуправление осуществляется во взаимодействии этих двух институтов. Но тогда возникает необходимость законодательного закрепления принципов взаимодействия органов исполнительной и представительной власти, акима и кенеса (совета) и распределения функций и полномочий между ними.

На уровне районов и городов областного подчинения местное самоуправление осуществляется путем взаимодействия местных органов исполнительной и представительной власти, акиматов и маслихатов. Думается, что общественное начало в системе местного самоуправления должно быть усилено путем не только расширения полномочий местных представительных органов, но и путем создания депутатских групп и подключения к контролю структур гражданского общества. В таких органах контроля гармонично взаимодействуют представители основных сегментов гражданского общества и государственных органов.

Перечисленные предложения находятся в полном соответствии с президентско-парламентской формой правления, тогда как другие альтернативные варианты допустимы либо при парламентской, либо при президентской формах правления.

Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме