13:30 11.04.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Геополитический контраст

12:12, 11 Апреля | Валерий Карбалевич,

Географию нельзя изменить, но можно изменить геополитику.
      Генерал де Голль

Хотя саммит НАТО в Бухаресте и не принял принципиальных решений, изменяющих геополитическую конфигурацию в мире или на европейском континенте, тем не менее, его решения могут стать спусковым крючком нового этапа напряженности в отношениях между Россией и Западом. Американские планы размещения в Чехии и Польше элементов ПРО были поддержаны Европой и стали проектом всего Североатлантического альянса. Что значительно усложняет противодействие ему со стороны Москвы.

По другому принципиально важному вопросу Россия вроде бы добилась успеха. Грузия и Украина не включены в План действий по членству в НАТО. Однако иллюзий на этот счет ни у кого нет. Этот вопрос поставлен в порядок дня альянса и его решение лишь отложено. Процесс пошел, хоть и будет растянут во времени. Проблема вступления Украины в НАТО (вопрос о Грузии менее важен) может стать главным конфликтным узлом в отношениях России с Западом на протяжении всего времени президентства Д. Медведева. Этот процесс реанимировал все постимперские фобии. Москва воспринимает его как острую угрозу своим стратегическим интересам, посягательство на святое, отбрасывание к геополитическим рубежам ХVIII века. Для российского общества и элиты это тяжелая и непереносимая психологическая травма. Россияне еще могли со скрипом принять вступление в НАТО стран Балтии, но «предательство» украинцев просто не под силу переварить фрустрированной российской душе. Еще не зажила рана от «оранжевой революции», как новый нож в спину. Поэтому реакция российских телеканалов только лишь на планы Украины такая истеричная.

Этот вопрос имеет самое непосредственное отношение к Беларуси. Любое обострение отношений между Россией и Западом выгодно официальному Минску. Ибо в такие периоды политический вес Беларуси во внешней политике России возрастает. И белорусское руководство может с большим правом требовать для себя особых экономических и иных преференций.

А уж окончательный уход на Запад южного славянского соседа создает для белорусского правящего класса очень благоприятный геополитический фон. Ибо более отчетливо очерчивает контраст внешнеполитических ориентаций Беларуси и Украины. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, например, в плане цен на газ.

Поэтому можно констатировать, что вступление Украины в НАТО очень выгодно белорусской правящей команде. Уже второй раз за непродолжительное время украинский фактор может стать спасательным кругом для Беларуси. В конце 2004 года Москва была готова перейти на рыночные отношения с Минском. Но тут грянула «оранжевая революция», последовала травматическая реакция Кремля, и отказ от субсидий своего главного союзника отодвинулся на два года. Нечто подобное может повториться снова.

Можно спорить о том, ощущает ли А. Лукашенко, что карта опять пошла в масть, но поворот внешнеполитической линии Беларуси на противостояние Западу совпал с резкой реакцией России на планы вступления в НАТО Грузии и Украины. Это проявилось не только в усилении политических репрессий внутри страны, но и в некоторых внешнеполитических шагах.

Поскольку А. Лукашенко на саммит НАТО (точнее, Совета евроатлантического партнерства, проходившего параллельно) в очередной раз не пустили, то белорусская делегация в знак протеста вообще не поехала в Бухарест. Такое случилось впервые. Даже в 2002 году, когда произошел известный скандал, связанный с неудавшейся настойчивой попыткой президента Беларуси посетить пражский саммит НАТО, белорусская делегация участвовала в заседании Совета евроатлантического партнерства. А теперь – бойкот.

Официальный Минск продолжает обострять дипломатический конфликт с США. Белорусская сторона потребовала сократить количество сотрудников американского посольства до семи человек. Это может привести к прекращению выдачи виз гражданам Беларуси. Возможно, именно этого и хотят белорусские власти. Дескать, нечего нашим людям туда ездить и набираться демократической заразы.

Не исключено, что арест нашими органами американского гражданина, известного адвоката М. Зельцера стал тоже залпом в войне с США. Возможно, он стал заложником этого межгосударственного конфликта. Иначе трудно объяснить, почему арестованному не разрешали встретиться с американским дипломатом, несмотря на пять протестов посольства США. Или почему ему не дают пользоваться лекарствами.

Запад ответил встречными уколами. Немецкий Фонд имени Фридриха Эберта закрывает свой офис в Беларуси. ЕС продлил на год санкции против белорусских должностных лиц, виновных в политических репрессиях. Брюссель всячески затягивал решение этого вопроса, надеясь, что начавшаяся с начала года оттепель в отношениях с Минском позволит, по крайней мере, сократить список фамилий, к которым применяются визовые и финансовые ограничения. Увы, дипломатическая война, объявленная руководством Беларуси США, репрессии 25 и 27 марта не оставили выбора европейским политикам.

А вот в отношениях с Россией наметилось явное потепление. Москва возвратилась к субсидированию белорусской экономики. Найден оптимальный вариант расчетов с российскими нефтяными компаниями, в результате чего доходы от экспорта нефтепродуктов с начала года существенно возросли.

Особенно заметен поворот в политике Москвы в газовом вопросе. Пятилетний газовый контракт, подписанный 31 декабря 2006 года, предусматривал, что цены на газ, поставляемый в Беларусь, будут расти быстрее мировых цен, и к 2011 г. они сравняются. В реальности же в нынешнем году рост стоимости газа для Беларуси ($119 за 1 тыс. м3 в первом квартале и $128 – во втором квартале) оказался меньшим, чем темпы роста мировых цен на газ и нефть. Посол России в Минске А. Суриков заявил, что до конца года газовые цены для нашей страны меняться не будут.

Иначе говоря, объем российских субсидий белорусской экономике в этом году не только не сократился, но фактически даже увеличился. Кремлю хватило твердости только на 12 месяцев. Все вернулось к ситуации 2006 г. Как и тогда, Москва давит, шантажирует, угрожает поднять цену до $200 за 1 тыс. м3, требует согласия на реальную интеграцию. А Минск, апеллируя к союзническим обязательствам, стремится заморозить стоимость энергоресурсов.

Возможно, вопрос о цене газа для Беларуси на следующий год станет первым серьезным испытанием для нового президента России Д. Медведева. Тогда и выяснится его отношение к белорусско-российской интеграции на фоне нарастающей конфронтации с Западом из-за намерения Украины вступить в НАТО.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме