19:30 21.03.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

О «прожиточном минимуме» и потребительской корзине белорусов

18:16, 21 Марта | Александр Бухвостов,

13 марта 2008 года премьер-министр Сидорский доложил президенту Лукашенко о том, что растет внутренний валовой продукт и ожидается качественный рост экономики.

Как правило, любые качественные изменения в экономике граждане ощущают сразу, ориентируясь на свое социальное самочувствие. Это самое социальное самочувствие определяется удовлетворением потребностей человека, уровнем и условиями его жизни и деятельности.
Для оценки уровня и качества жизни вводятся социальный норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ) или потребительская корзинка. В Беларуси и в некоторых странах СНГ введен еще один норматив – бюджет прожиточного минимума (БПМ).

В 1998 году Минтруд утвердил Положение по расчету минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических  групп населения.

По определению, данному в Положении, «минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека» и далее … «МПБ используется как социальный норматив для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат».

В 1999 году был принят Закон о прожиточном минимуме. Прожиточный минимум определяется, как минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

В принципе, минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума одно и тоже. Но в Беларуси БПМ составляет 70% от МПБ. И есть еще такой показатель, как минимальная заработная плата, которая меньше по величине, чем БПМ.

Все эти показатели у нас определяет государство. Для дальнейшего рассмотрения возьмем из 18 социально-демографических групп, для которых устанавливаются эти нормативы две: трудоспособное население и пенсионеры.

 Государство установило минимальную заработную плату с 01.01.2008 в размере 208 тыс. 800 руб., бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 01.02.2008 для трудоспособного населения в размере 221 тыс. 420 руб. для пенсионеров 176 тыс. 650 руб.

МПБ с 01.08.2008 для мужчин трудоспособного возраста 378 тыс. 720 руб., женщин 381 тыс. 200 руб., пенсионера 274 тыс. 120 руб.
В нормальных странах минимальная заработная плата равняется минимальному потребительскому бюджету. Минимальный потребительский бюджет включает:
­ 

продукты питания (продовольственная корзина)
­ непродовольственные товары
­ жилищно-коммунальные услуги
­ лекарственные препараты
­ культурные мероприятия и отдых
­ транспортные расходы

Одной из основных составляющих минимального потребительского бюджета является продовольственная корзина. Питание – это важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, сложнейший процесс поступления, переваривания, всасывания и ассимиляции в организме человека пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей тела, регуляции функций организма. Есть научно обоснованные нормы ежедневного потребления человеком важнейших составляющих пищевой цепочки (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов).

Этот набор веществ, который человек должен доставлять в свой организм ежедневно, можно получить из 48 видов продуктов (оптимальное количество), чередуя их потребление в течение недели. Правильное сбалансированное питание – здоровый организм. В девяностых годах прошлого века, когда готовились законодательные документы по этим социальным нормативам, профсоюзы принимали активное участие в их разработке и требовали использования научно обоснованных норм, полученных на основе исследований профессора А.А.Покровского.

Но одно дело составить таблицу расчетов, принять методику и утвердить нормативы, другое – правильно рассчитывать с учетом рыночных цен на потребительские товары. Очевидно, при расчетах проводится укрупнение по группам продуктов питания, что ведет к удешевлению продовольственной корзины, но снижает ее качество. Анализируя уровень цен на потребительские товары и сравнивая его с утвержденным нормативом МПБ или БПМ, можно выявить несоответствия расчетных и реальных цифр.

В официальной печати сообщалось, что по расчетам специалистов среднестатистическая семья из четырех человек тратила в декабре 2007 г. на продукты 50% МПБ (или 189,4 тыс. руб.) одежду, белье, обувь – 18,7% (70-80 тыс. руб.), плату за пользование жилым  помещением и коммунальные услуги – 11% (41,6 тыс. руб.), бытовые услуги, транспорт, связь – 7,8% (29,5 тыс. рублей), предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,3% (23,8 тыс. руб.), культурно-просветительские мероприятия и отдых – 2,5% (9,5 тысяч рублей), взносы и платежи – 2% (7,6 тыс. рублей), предметы гигиены, лекарства – 1,7% (6,4 тыс. рублей).

Утверждая размеры БПМ, Правительство так же устанавливает и его структуру по статьям расходов. Так на продукты питания – 52,4% или 116 тыс. рублей, плату за пользование жильем и коммунальными услугами 15,7% или 35,0 тыс. рублей, предметы гардероба – 15,8% или 35 тыс. рублей, бытовые и транспортные услуги – 7,5% или 16,6 тыс. рублей, товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3% или 7,3 тыс. рублей, взносы и платежи – 3,2% или 7 тыс. рублей.

Нормальный человек, посмотрев на эти нормативы, удивится их абсурдности. Ведь он в отличие от государственных чиновников высоких рангов живет в реальном мире. Он ходит в обычный магазин, на рынок и хорошо представляет, какой товар и за какую цену можно купить. Идиотизм утвержденного бюджета прожиточного минимума очевиден. Кто сможет прожить месяц, питаясь за 116 тыс. рублей, тратя в день 3,5 тыс. руб. (хлеб и молоко) или где и какое жилье стоит 35 тыс. руб. в месяц? А транспорт? Две поездки в метро – 1200 руб., в месяц – 36 тыс. руб., но никак не 16 тыс., тем более еще с бытовыми услугами.

БПМ в таком виде служит для того, чтобы, грубо говоря, дурить людей, убеждая их, что на этот бюджет можно прожить в нашей стране.
Но минимальная зарплата меньше БПМ! Как может нормально жить работник, получая зарплату на уровне 208 или 221 тыс. рублей? А ведь утверждая подобные социальные нормативы, власти не думают о людях, а думают о своих проблемах, и как удержать людей в подчинении, внушают народу, что все у нас хорошо и цены низкие. Давно уже следует привести бюджет прожиточного минимума по стоимости к минимальному потребительскому бюджету и исключить двойственность в социальных нормативах, чтобы не путать людей.

Теперь рассмотрим минимальный потребительский бюджет. Можно ли нормально жить с таким бюджетом. Возьмем МПБ мужчины трудоспособного возраста - 378 тыс. рублей.  Можно ли прожить на эти деньги? Питаться за 6,6 тысяч в день, платить за квартиру, покупать лекарства, организовать отдых, хотя бы раз в год и т.д. Безусловно, невозможно. По объективным оценкам МПБ должна быть как минимум в 3 раза больше. При существующем уровне цен на товары, услуги МПБ мужчины должен быть в пределах 1100-1200 тыс. рублей. Такую сумму минимального месячного дохода каждому белорусу (низкооплачиваемому рабочему, служащему работнику сферы услуг, медицины, образования и т.д.) должны гарантировать и обеспечить Президент и его правительство. В Положении, ранее мной упомянутом, указывается на то, что МПБ используется для установления минимальной заработной платы. Действительно, в большинстве стран Европы так и делается. Минимальный потребительский бюджет равняется минимальной заработной плате.

Ведь по сути МПБ является важным звеном в отношении рынка труда и рынка потребительских товаров. МПБ – это минимальная единица стоимости рабочей силы, меньше которой ни один предприниматель не имеет права оплачивать за самый низко квалифицированный труд.
МПБ связывает рынок труда, где товаром является рабочая сила, с рынком товаров. Работник не может продавать свой товар, не приобретя необходимый набор товаров и услуг для восстановления и воспроизводства своего товара – рабочей силы.

В странах, где установлены социально-правовые отношения в экономике и общественной жизни, минимальная зарплата определяется или государством – постановлением Правительства или через Тарифные и коллективные соглашения между профсоюзами и предпринимателями. В большинстве стран используется первый принцип. Так в Люксембурге минимальная заработная плата установлена в размере 1560 Евро в месяц. В зависимости от особенностей государства МЗП колеблется от 1100 до 1600 Евро. Если учесть, что  цены в Беларуси на многие товары, особенно продукты питания, почти сравнялись с европейскими, то можно представить, насколько уровень жизни белоруса отличается от стран Европы.

Конечно, я не беру государственных чиновников и профсоюзных боссов ФПБ - они живут хорошо.

Такой подход к формированию отношений в сфере оплаты труда следствие административно-командной экономики советских времен. Уровень эксплуатации рабочих определяется уровнем оплаты труда. Ведь при существующем способе производства к затратам, которые несет предприниматель или государство в зависимости от формы собственности, должны относится основные и вспомогательные материалы и комплектующие, энергия, амортизация, транспортные расходы по реализации, налоги и сборы. После реализации образуется прибавочный продукт или прибыль. И эта часть должна делиться между предпринимателем и наемными работниками по взаимной договоренности.

Но не так, как это делается сейчас, когда работнику платят столько, сколько определит работодатель. Работник же полностью выведен из системы распределения и никакого участия в распределении прибавочного продукта не принимает.

Минимальная заработная плата (МЗП) должна быть на уровне МПБ (1100-1200 тыс. рублей). Сейчас МЗП равна 208 тыс. рублей, т.е. занижена в 5 раз.

Можно констатировать, что минимальную зарплату или несколько большую получают в Беларуси работники МТЗ, МАЗ, Моторного завода, БМЗ, Белкалия и ряда предприятий нефтехимии. Но это для них средняя зарплата. Большое число работников этих предприятий и подавляющее количество работников других белорусских заводов и организаций получают значительно меньше. К примеру, на заводах объединения «Интеграл» даже квалифицированные специалисты получают немногим более утвержденной Правительством МЗП (208 тыс. руб.), инженер 2-ой категории оклад 230 тыс. руб., а рабочие иногда получают и того меньше. Для многих промышленных предприятий нет перспективы при такой системе управления экономикой. Они или влачат жалкое существование или исчезают незаметно. Ликвидирован в Слуцке завод «Модуль», когда-то на нем работало более 2 тысяч человек. Люди потеряли работу. А сколько новых рабочих мест создано в этом городе? Квалифицированная рабочая сила мигрирует в соседние страны: Россию, Украину.

Недавно мы встречались с представителем профсоюза Дании. Он рассказал, что у них сократили 400 рабочих мест, и одновременно такое же количество рабочих мест было создано. Но это полноценные рабочие места, где уровень зарплаты соответствует среднему уровню оплаты труда в этой сфере хозяйствования.

Разве такое возможно в Беларуси? Нет. Тает промышленный, интеллектуальный человеческий потенциал, исчезают производства, сокращается и продолжительность жизни белоруса. Можно, конечно, элитным социальным группам хорошо жить на торговле нефтепродуктами, но как быть остальным? Как организовать по человечески свою жизнь белорусскому трудящемуся, зажатому властью в тиски? Ждать. Чего?
Правительству следует сказать народу, что власть не способна обеспечить доход гражданам на уровне реального МПБ., а вытягивает только на 30 процентов и то не всем.

Тогда, может быть, оптимистические доклады главы Правительства главе государства будут выглядеть не так карикатурно.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме