23:00 04.01.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Педагог не должен быть надзирателем <BR><BR> Школа: состояние, проблемы, перспективы

21:25, 4 Января | Николай Ковш, кандидат педагогических наук, "Свободу Беларуси"

 К образовательной сфере всегда приковано постоянное внимание людей – потому что с нею так или иначе сталкивается каждый.

Образовательные потребности жителей Беларуси в целом удовлетворяются. Вместе с тем нельзя не отметить серьёзных недостатков и нерешённых проблем. Выделим наиболее актуальные из них.

Будучи открытой социальной системой, школа в полной мере ощущает на себе негативное воздействие поразившего наше общество системного кризиса, который охватил самые различные сферы: общественно-политическую, социально-экономическую, семейно-бытовую, правовую, духовную, культурную, экологическую, демографическую и др. Как представляется, наиболее болезненным и труднопреодолимым является рассогласование поставленных перед школой целей и многих реалий общественной жизни.

***
Очевидны испытываемые школой огромные трудности в реализации декларированных в законе об образовании принципов гуманизации, демократизации, приоритета общечеловеческих ценностей. Их практическое воплощение в жизнь осложняется грубейшими нарушениями положений статьи 1 Конституции Республики Беларусь, провозгласившей наше государство демократическим и правовым.
 
 Практически не реализуются положения статьи 33 Основного закона, гарантирующей каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Многочисленны факты «запрета на профессию» по политическим мотивам, привлечения инакомыслящих к уголовной и административной ответственности по сфабрикованным обвинениям.
    
  В образовательную систему активно внедряется моноидеология: создана провластная молодёжная организация БРСМ – а члены альтернативных молодёжных организаций подвергаются преследованиям.

 Деидеологизация учебно-воспитательного процесса необходима как воздух.

В условиях господства в государстве авторитарной системы управления не осуществляется на практике закреплённый в законе об образовании демократический характер управления учебными заведениями. Практически не выполняется положение Устава общеобразовательной школы о государственно-общественном управлению ею, в соответствии с которым реальные права в решении самых различных вопросов жизнедеятельности учебных заведений имели бы педагоги, учащиеся и родители.

***
 Функционирование и дальнейшее развитие образовательной сферы, как и любой другой социальной системы, возможно при условии её надлежащего финансирования. Между тем, в стране сохраняется остаточный принцип финансирования системы образования. Не выполняется положение статьи 53 закона об образовании, предусматривающей выделение на нужды образования не менее 10% валового внутреннего продукта. В последние годы на эти цели выделяется немногим более 6% ВВП.

 В результате учреждения образования города испытывают значительные трудности в проведении ремонта, приобретении учебного и лабораторного оборудования, спортинвентаря, средств, позволяющих поддерживать необходимый санитарно-гигиенический режим. Отсюда при официально бесплатном образовании весьма широк спектр «законно» взимаемых с родителей денег на нужды образовательных учреждений. Школьными поборами власти пытаются залатать нишу её систематического недофинансирования, что вызывает обоснованное недовольство большинства родителей.

 К числу наиболее болезненных проблем системы образования несомненно относится невысокий социальный статус учителя. В первую очередь это результат низкого уровня оплаты педагогического труда. Заработная плата молодого специалиста с высшим образованием, работающего на ставку, составляет около 200 тысяч рублей. Как свести концы с концами молодому дипломированному специалисту, не имеющему жилья и при галопирующих ценах на продукты питания и предметы первой необходимости?

 Отсюда стремление педагогов иметь повышенную учебную нагрузку. Получается, как в том анекдоте: «Если работать на две ставки, есть некогда – если на одну, есть нечего». Многие педагоги, причём не самые худшие, уходят из школы. Низкий уровень оплаты учительского труда привёл к тому, что в общеобразовательных учебных заведениях города работает лишь 13,6% мужчин. Многие из работающих в образовательной сфере ищут дополнительные источники доходов: репетиторство, торговля, выращивание сельхозпродукции и т.д. Всё это не может не сказаться отрицательно на качестве учебно-воспитательного процесса и здоровье педагога.

  Никакими принудительными распределениями сложившуюся ситуацию исправить не удастся. Для решения названных проблем следует не на словах, а на деле признать приоритетность образования в государственной политике. Пока демонстрирующий умение разбивать о свою голову кирпичи спецназовец будет более востребованным и высокооплачиваемым, чем тот, который сию часть своего тела использует по прямому назначению, всякие разговоры о престижности учительского труда будут оставаться пустым звуком.

***
Всё в большей степени на педагогические коллективы возлагается выполнение несвойственных им функций. Ремонт школьных зданий, сбор средств (заметим, незаконный) на укрепление учебно-материальной базы, организация питания, всевозможные дежурства. Разве занимаются ремонтом своих учреждений государственные служащие, работники силовых структур, медицинских, банковских и других учреждений и организаций? Нет. Почему же тогда работникам учебных заведений вменена эта функция?

 Сфера образования, как и другие сферы социальной жизни, может эффективно развиваться только в условиях конкурентной среды. Создать её могла бы сеть негосударственных учебных заведений. К сожалению, из-за проводимой властями политики все работающие в городе частные учебные заведения прекратили своё функционирование. Открытие новых представляется делом нереальным.


***
И, наконец, следующее. Правящая верхушка настойчиво стремится превратить учреждения образования и их сотрудников в политических надсмотрщиков за благонадёжностью молодёжи, тем самым надеясь удерживать власть. Кроме того, педагогические коллективы вносят решающий вклад в организацию «элегантных» побед власть имущих на выборах. Ведь более половины избирательных комиссий формируются из числа педагогических работников. Но ведь совершенно очевидно, что, участвуя в манипуляциях в ходе выборов и референдумов, они не только совершают преступление в отношении всего общества и сделку с совестью, но и теряют авторитет среди тех, кого учат «разумному, доброму, вечному».

 Следует прямо сказать, что в сложившейся ситуации повинны в значительной мере сами педагоги. Они в большинстве своём впитали в себя, как об этом ни прискорбно говорить, воспитываемую столетиями в нашем народе рабскую психологию и никак от неё не могут избавиться. Они не могут постоять за свои права. А защищавший их независимый профсоюз был уничтожен с их же молчаливого согласия. При полном безмолвии преподавателей введена всеобщая контрактизация, ставящая целью свести социальную активность работников к нулю.

До тех пор, пока большинство из нас не поборет в себе страх и безразличие, не воспитает в себе чувство собственного достоинства, позитивных изменений в обществе не произойдёт. Учитель, по долгу своей службы воспитывающий будущее нашей страны, должен быть в числе первых.

г. Брест



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме