15:45 19.12.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Предпринимателям нужны гарантии <br><br> Подготовлен проект закона "О малом и среднем предпринимательстве"

13:55, 19 Декабря |

«Действующая власть рассматривает предпринимательство как дойную корову. Малое предпринимательство – это прежде всего не источник налоговых поступлений, а форма самозанятости населения. Эти люди сами себя обеспечивают и не становятся иждивенцами у государства. Это особенно важно в условиях переходной экономики: малый бизнес становится подушкой, которая смягчает негативные последствия перехода к цивилизованному рынку. А рыночные реформы проводить рано или поздно придётся», – сказал Лев Марголин, возглавляющий рабочую группу по подготовке проекта закона "О малом и среднем предпринимательстве", презентация которого состоялась недавно в офисе Объединённой гражданской партии.

Собственно, в этих словах изложено основное отличие того, что должно быть, от того, что имеется сейчас.  «То, что творится в Беларуси с малым бизнесом, — это вопиющее безобразие, это некомпетентность власти, это полное непонимание роли малого бизнеса в экономике. В Америке или в Западной Европе, где люди богаче, и то есть определенные структуры по поддержке малого бизнеса», — говорит Ярослав Романчук, представитель Национального Комитета объединённых демсил (по заказу этой структуры и разрабатывался проект закона). Как отмечает Лев Марголин, закон не ограничивает деятельность индивидуальных предпринимателей, которые, согласно проекту, могут совсем не иметь наёмных рабочих или иметь их тысячу. Также законопроект предусматривает льготный период без налогообложения (первые 2–3 года) для малого и среднего бизнеса.

Среди прочих, был задан довольно своеобразный вопрос: а может, наши предприниматели и не способны ни на что большее, кроме как торговать на рынках? «Главное – создать правовые рамки, при которых с них не драли бы три шкуры – и они на всё будут способны», – говорит Я.Романчук. «Пока нет закона, защищающего предпринимателей, – люди не уверены в своём будущем. Мелкая торговля – это пока единственная форма, которая позволяет “прокрутить” деньги и далее вложить их в дело. А если человек купил станки, построил здание – вдруг в один момент у него всё это забирают, и он остаётся голым. Надо упрощать налоговую систему, условия входа и выхода на рынок – и тогда наши предприниматели покажут, на что они способны. Кроме того, не нужна будет огромная армия налоговых инспекторов и контролёров за ними», – подчёркивает Л.Марголин.

В работе над законопроектом также приняли участие экс-председатель Национального банка Станислав Богданкевич, юристы Валерий Фадеев (бывший заместитель главы Конституционного суда) и Сергей Балыкин, активисты "Движения за свободное развитие предпринимательства" Алла Гуревич из Рогачёва, Виктор Колей из Минска и др.

Закон Республики Беларусь «О малом и среднем предпринимательстве»

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами предпринимательства в форме малого и среднего бизнеса. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основные условия их деятельности, виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства действуют все другие законодательные акты в той степени, в которой они не нарушают положений данного закона.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1) аккредитация объединений субъектов малого и среднего предпринимательства — регистрация соответствующими государственными органами объединений субъектов малого предпринимательства, других некоммерческих организаций, желающих принимать участие в подготовке и принятии и применении нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) бизнес-инкубатор — юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг;

3) государственная поддержка малого и среднего предпринимательства — комплекс государственных мер по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Беларусь;

4) государственное регулирование  — деятельность государственных органов в пределах их компетенции по определению условий и порядка предпринимательской деятельности, по контролю за соблюдением гражданами, а также  субъектами предпринимательства законодательства Республики Беларусь;

5) индивидуальное предпринимательство — инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, на свой риск и под их свою имущественную ответственность;

6) инфраструктура малого предпринимательства — комплекс создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития малого предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, обеспечение информацией в области права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой и некоммерческой основе;

7) объединение субъектов  предпринимательства — самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, создаваемого для защиты прав, законных интересов субъектов  предпринимательства;

8) субъекты предпринимательства —  физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

9) уполномоченный орган по предпринимательству (далее — уполномоченный орган) — Республиканский орган государственного управления, осуществляющий проведение государственной политики по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и координацию работы республиканских органов  государственного управления и органов местного управления и самоуправления по развитию и поддержке предпринимательства;

10) центры поддержки малого предпринимательства — юридические лица, осуществляющие обучение, информационное обеспечение, оказание консультационных и маркетинговых услуг, проведение правовой, экономической и технологической экспертизы проектов субъектов малого предпринимательства.

11) экспертный совет по вопросам малого и среднего предпринимательства (далее — экспертный совет) — консультативно-совещательный орган, создаваемый при республиканских органах государственного управления, а также органах местного управления и самоуправления для изучения экспертных заключений от аккредитованных объединений субъектов  малого и среднего предпринимательства и заинтересованных некоммерческих организаций на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства;

Статья 2. Субъекты предпринимательства

1. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, и те и другие со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысяч базовых величин.

2. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
• деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
• производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
• проведение лотереи;
• деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
• деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством;
• деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
• деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
• банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
• профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

3. Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

4. В случае нарушения одного из условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, на субъекты предпринимательства не распространяются льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства законодательством Республики Беларусь.

5. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсот двадцати пяти тысяч базовых величин.

Статья 3. Индивидуальное предпринимательство

1. Индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.

2. Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется.
В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

3. Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.

4. Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

3) простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности.

5. При осуществлении предпринимательства супругов в деловом обороте от имени супругов выступает один из супругов с согласия другого супруга, которое может быть подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя или выражено письменно и нотариально удостоверено, в случаях, когда деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется без государственной регистрации.
При отсутствии согласия одного из супругов на выступление другого супруга в деловом обороте от их имени предполагается, что супруг, выступающий в деловом обороте, осуществляет индивидуальное предпринимательство в виде личного предпринимательства.

6. Индивидуальное предпринимательство с использованием формы простого товарищества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

7. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с законами Республики Беларусь.

8. При осуществлении личного предпринимательства физическое лицо несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе долей в общей собственности супругов.
В случаях, когда физическое лицо использует для осуществления частного предпринимательства общее имущество супругов, взыскание по его долгам может быть обращено и на общее имущество супругов.

Имущество каждого из супругов, не являющегося частным предпринимателем, не может быть предметом обращения взыскания по долгам другого супруга, осуществляющего личное предпринимательство.

9. При осуществлении предпринимательства супругов взыскание по долгам супругов в связи с осуществлением предпринимательства может быть обращено на общее имущество супругов независимо от того, кто из них выступает в деловом обороте.

10. Индивидуальный предприниматель при осуществлении своей деятельности вправе использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы.

Статья 4. Права и обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе:

1) осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, если иное не установлено законами Республики Беларусь;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда в соответствии с законами Республики Беларусь, гарантирующими права наемных работников;

3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами Республики Беларусь;

4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных антимонопольным законодательством  Республики Беларусь;

5) предоставлять средства (займы) субъектам  предпринимательства на возмездной основе;

6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;

7) учреждать объединения субъектов малого и среднего бизнеса;

8) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов  предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

9) обращаться в государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов предпринимательства;

10) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов;

11) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты малого и среднего предпринимательства.

12) требовать от республиканских органов государственного управления, а также органов местного управления и самоуправления возмещения ущерба (включая упущенную выгоду), нанесенную действиями или бездействием указанных органов.

2. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Беларусь, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц;

2) обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям законодательства Республики Беларусь;

3) получать лицензии на осуществление видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, в соответствии с законом Республики Беларусь о лицензировании;

4) осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в соответствии с законами Республики Беларусь.

5) уплачивать налоги и сборы, установленные законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Статья 5. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства.

1. Республиканские органы государственного управления, а также органы местного управления и самоуправления через экспертные советы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего бизнеса, в аккредитованные объединения субъектов предпринимательства для получения экспертного заключения.

2. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в обязательном порядке должна содержать результаты расчетов, подтверждающие снижение и (или) увеличение затрат субъектов предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

3. Экспертные заключения представляют собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов предпринимательства, носят рекомендательный характер и являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до их принятия государственным органом.

4. Государственный орган при согласии с экспертным заключением вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и дополнения.

В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган направляет в объединение субъектов частного предпринимательства ответ с обоснованием причин несогласия с экспертным заключением.

5. Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы малого и среднего предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с требованиями, устанавливаемыми данным нормативным актом.

Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам предпринимательства.

6. Процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательным условием принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

7. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях, до их рассмотрения в соответствующем органе или на заседании экспертного совета.

Статья 6.  Принципы государственной поддержки малого предпринимательства.

Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются

• приоритет развития малого предпринимательства в Республике Беларусь;

• комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;

• доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;

• международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства.

Статья 7. Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства.

 Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем:

1) оказания финансовой поддержки;

2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства;

3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;

4) передачи субъектам малого предпринимательства в безвозмездное пользование   аренду или собственность не используемых объектов государственной собственности;

5) введения упрощенного порядока налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

6) информационной и иных форм поддержки.

Статья 8. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.
  Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется путем:

1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Номенклатура товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства, и их объем ежегодно определяются Правительством Республики Беларусь;

2) субсидирование процента по коммерческим кредитам;

3) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;

4) реализации специальных инвестиционных программ;

5) предоставления займов за счет бюджетных средств.

Статья 9. Фонд финансовой поддержки малого предпринимательства.

Финансовую поддержку малого предпринимательства со стороны государства осуществляет специальный фонд, создаваемый по решению Правительства Республики Беларусь, основной целью которого является обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

Основными задачами фонда являются:

1) проектное финансирование;

2) развитие сети организаций взаимного кредитования с участием субъектов частного предпринимательства;

3) создание системы гарантирования субъектов малого предпринимательства при получении ими кредитов в коммерческих банках;

4) развитие различных форм     лизинга;

5) обучение и консалтинг субъектов малого предпринимательства;

6) развитие грантовой системы софинансирования операций по внедрению системы менеджмента качества для субъектов малого предпринимательства.

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется фондом за счет привлеченных и собственных средств.

Статья 10. Центры поддержки малого предпринимательства.

Центры поддержки малого предпринимательства создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого предпринимательства, адаптации в бизнесе вновь созданных субъектов малого предпринимательства.
Задачами центра поддержки малого предпринимательства являются:

1) анализ предпринимательского климата, отечественного и международных рынков, отраслей и секторов экономики;

2) оказание комплекса организационных услуг, а также услуг в области маркетинга и менеджмента;

3) оказание услуг по разработке инвестиционных и бизнес-проектов, консультационных и других услуг;

4) содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства;

5) содействие профессиональному росту субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам;

7) проведение семинаров, тренингов;

8) формирование базы данных субъектов малого предпринимательства;

9) анализ и обобщение информации по развитию малого предпринимательства и проблемных вопросов его развития.

Статья 11. Бизнес-инкубаторы.
Бизнес-инкубаторы создаются для оказания содействия в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства.
Задачами бизнес-инкубатора являются:

1) отбор (определение) субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе;

2) предоставление субъектам малого предпринимательства имущества для осуществления предпринимательской деятельности, оказание образовательных, маркетинговых, консалтинговых, а также организационно-управленческих услуг.

Порядок создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 12. Имущественная поддержка малого предпринимательства.

Субъектам малого предпринимательства могут передаваться в безвозмездное пользование или аренду не используемые более одного года объекты государственной (коммунальной) собственности для организации промышленного производства и деятельности в сфере услуг. При передаче собственности в аренду возможно частичное снижение арендной платы для пользователя имущества.

Контроль над выполнением субъектами малого предпринимательства условий договора аренды или безвозмездного пользования осуществляют соответствующие государственные органы, уполномоченные на распоряжение республиканской и коммунальной собственностью.

Статья 13. Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства

1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.

2. Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства разрабатываются для обеспечения производства конкурентоспособной продукции, а также оказания финансовой, учебно-методической помощи субъектам малого предпринимательства в сферах инновационной, образовательной деятельности, финансового и правового консалтинга.

3. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства утверждаются Президентом Республики Беларусь и являются обязательными для исполнения на всей территории республики государственными органами и субъектами частного предпринимательства.

4. Правительство Республики Беларусь по итогам года отчитывается перед Президентом Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, о результатах, полученных в ходе реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ поддержки и развития малого предпринимательства.

5. В соответствии с приоритетными направлениями развития экономики государства и спецификой развития экономики региона местные органы управления разрабатывают региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые являются составной частью программы экономического развития региона.

6. Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства включают:

• предложения по совершенствованию нормативной правовой базы;

• меры по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

• меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;

• меры, направленные на вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения;

• меры, направленные на стимулирование передачи крупными промышленными организациями части бизнеса субъектам малого предпринимательства, а также закупки у них непрофильных сопутствующих видов деятельности;

• меры по пропаганде государственной политики по поддержке малого предпринимательства;

• другие меры, связанные с реализацией государственной политики по поддержке, развитию и защите малого предпринимательства.

Статья 14. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства

1. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в целях повышения их профессионального уровня, позволяющего производить конкурентоспособные товары (работы, услуги).

2. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка малого предпринимательства осуществляется путем:
• организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций по вопросам ведения предпринимательства;
• распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления предпринимательства, рынке новых технологий;
• создания в областях и городе Минске сети информационных, консалтинговых центров;
• подготовки менеджеров для организации обучения субъектов малого предпринимательства в регионах.

3. Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Статья 15. Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства

Государственные органы всех уровней обязаны создать WEB-сайты в Интернете  для распространения на бесплатной основе информации и материалов, не ограниченных к распространению, и обеспечить их рекламу.

Статья 16.  Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления вправе компенсировать затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в выставках и ярмарках, а также иные расходы, связанные с продвижением продукции на отечественный и зарубежный рынки, включая расходы на патентование продукции.
    

Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с участием в выставках (ярмарках) и продвижением продукции, устанавливаются республиканскими и региональными нормативными правовыми актами.
 

2. Посольства и торговые представительства Республики Беларусь  за рубежом предоставляют по запросам уполномоченного органа, аккредитованных объединений информацию о конъюнктуре зарубежных рынков сбыта и проводимых выставках и ярмарках.

3. По решению органов государственной власти Республики Беларусь  для отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства может устанавливаться упрощенный порядок таможенного оформления и таможенного контроля.


Статья 17. Обеспечение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (коммунальных) нужд
     

 Организационно-экономические меры обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах по размещению государственных и коммунальных заказов включают:
    

 а) резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства 20 процентов от общего ежегодного объема государственных и коммунальных заказов и проведение для субъектов малого и среднего предпринимательства специализированных конкурсов по их размещению;
    

б) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве соисполнителей (субподрядчиков) государственных и коммунальных заказов, величина и сложность выполнения которых превышает возможности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от объема полученных заказов в стоимостном выражении;
    

 в) применение для субъектов малого и среднего предпринимательства преференциальных коэффициентов, используемых для корректировки цены предложения участников конкурса по размещению государственных и коммунальных заказов, с целью предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства возможности получения государственных и коммунальных заказов в тех случаях, когда предлагаемая ими цена не превышает предложения иных участников на величину большую чем 10 процентов;
    

г) содействие в создании объединений субъектов малого и среднего предпринимательства в форме простых товариществ для участия в конкурсах по размещению государственных и коммунальных заказов, при условии, что договор простого товарищества устанавливает взаимные права и обязанности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также определяет лицо, уполномоченное на заключение контракта от лица товарищества с государственным или коммунальным заказчиком;
    

 д) проведение аккредитации субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных исполнителей государственного и коммунального заказа при уполномоченном органе..
    

 Для прохождения аккредитации субъект малого и среднего предпринимательства должен отвечать следующим требованиям:
     - состоять в Реестре субъектов малого или среднего предпринимательства;
     - обладать производственными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения государственных и коммунальных заказов, или иметь возможность их получения;
     - иметь положительный опыт выполнения государственных и коммунальных заказов или опыт производства и реализации продукции (работ, услуг), являющейся предметом конкурсов по размещению государственных и коммунальных заказов

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 18. Компетенция Правительства Республики Беларусь

Правительство Республики Беларусь:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

2) формирует государственную систему поддержки малого и среднего предпринимательства;

3) утверждает номенклатуру товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства для государственных нужд, и их объем (в процентном выражении);

4) стимулирует развитие малого предпринимательства, создает специальный фонд для оказания финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства;

5) определяет порядок безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление, для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению.

Статья 19. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) осуществляет проведение государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

2) разрабатывает и реализует программы развития малого и среднего предпринимательства;

3) способствует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства в регионах республики;

9) разрабатывает предложения по формированию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;

10) координирует деятельность экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;

11) создает условия для участия малого предпринимательства в реализации государственных программ инновационного, инвестиционного и индустриального развития;

12) создает условия для инвесторов, международных организаций — грантодателей в вопросах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

13) осуществляет международное сотрудничество в области развития малого предпринимательства;

Статья 20. Компетенция местных представительных органов

Местные представительные органы Республики Беларусь:

1) утверждают региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства;

2) рассматривают отчеты руководителей органов местного управления и самоуправления по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь;

3) принимают нормативные акты по льготному налогообложению субъектов малого предпринимательства.

Статья 21. Компетенция органов местного управления

Органы местного управления Республики Беларусь:

1) осуществляют реализацию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства;

2) создают условия для развития малого предпринимательства;

3) обеспечивают и несут ответственность за реализацию и исполнение государственных программ в регионах;

4) разрабатывают и реализуют региональные программы поддержки малого предпринимательства;

5) обеспечивают создание и развитие в регионе объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и инновационной деятельности;

6) определяют стратегию развития взаимоотношений местных исполнительных органов с объединениями субъектов предпринимательства и объектами рыночной инфраструктуры;

7) организуют деятельность экспертных советов;

8) организуют обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и персонала для субъектов малого предпринимательства.

9) передают в безвозмездное пользование, аренду субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемые или неэффективно используемые здания, сооружения, имущественные комплексы для организации промышленного производства или деятельности  в сфере услуг.

Глава 4. Государственное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 22. Государственная регистрация субъектов предпринимательства

     1. Государственная регистрация юридических лиц  осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей заключается в постановке их на налоговый учет и осуществляется в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления в соответствующий орган или в течение трех рабочих дней с момента получения этим органом документов по почте.
    

 2. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа данного юридического лица. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (в том числе по месту постоянного жительства учредителя). Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту их постоянного жительства.
    

3. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица - субъекта малого или среднего предпринимательства предоставляет сведения о регистрации в уполномоченные государственные органы, в том числе государственные внебюджетные фонды, в целях присвоения субъекту малого или среднего предпринимательства соответствующих учетных данных. Состав сведений, направляемых в уполномоченные органы, и порядок предоставления субъекту малого или среднего предпринимательства сведений о его учетных данных устанавливаются законодательством.
    

Срок предоставления уполномоченными органами субъекту малого или среднего предпринимательства его учетных данных не может составлять более чем пять рабочих дней со дня получения документов уполномоченными органами.

     4. Для проведения государственной регистрации юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать в уполномоченный орган (прислать заказным письмом с описанием вложения) следующие  документы:

заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица;

копию решения учредителей о  создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом;
          

копию Устава юридического лица;

документ, который удостоверяет внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

5. Неотъемлемой частью государственной регистрации юридического лица является резервирование наименования. Резервирование наименования производится учредителями юридического лица путем внесения соответствующих реквизитов  в электронную базу данных, содержащую сведения обо всех наименованиях юридических лиц, зарегистрированных или предполагаемых для регистрации в данном регионе. Резервирование наименования осуществляется бесплатно. Зарезервированное наименование для субъектов предпринимательства сохраняется вплоть до его регистрации, но не более трех месяцев со дня внесения.

6. В случае государственной регистрации юридического лица, для которого законом установлено требование относительно формирования уставного фонда, кроме документов, которые предусмотренные частью первой этой статьи, дополнительно подается документ, который подтверждает внесение учредителем (учредителями) вклада (вкладов) в уставный фонд юридического лица в размере, который установлен законом.

7. Государственная регистрация юридических и физических лиц носит заявительный характер. При  этом регистрирующий орган не вправе запрашивать дополнительную информацию и документы, не указанные в настоящем законе.

Статья 23. Особенности регистрации индивидуальных предпринимателей.

1.Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами Республики Беларусь.

Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Беларусь.

2. Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выдается бессрочно, если иной срок не предусмотрен в заявлении. Форма свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя утверждается Правительством Республики Беларусь.

3. Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель представляет регистрирующему органу:

1) заявление по форме, установленной регистрирующим органом;

2) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.

4. В случае государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства кроме документов, которые предусмотренные частью первой этой статьи, дополнительно подается копия документа на право владения земельным участком.

Истребование иных документов запрещается.

При наличии документов, перечисленных в пункте 3 и 4 настоящей статьи, регистрирующий орган производит государственную регистрацию индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после представления документов.

4. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменении данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство.

5. В случае утраты индивидуальным предпринимателем свидетельства о государственной регистрации ему по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию.
За выдачу дубликата документа, удостоверяющего государственную регистрацию, с индивидуального предпринимателя взимается сбор в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

6. При регистрации совместного индивидуального предпринимательства заявление подается лицом, уполномоченным представлять интересы в отношениях с третьими лицами и государственными органами.
Свидетельство о государственной регистрации выписывается на уполномоченное лицо. К свидетельству прилагается список членов совместного индивидуального предпринимательства, заверенный руководителем регистрирующего органа.

7. Регистрирующий орган направляет извещение о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в уполномоченный орган по статистике в десятидневный срок со дня регистрации.

Статья 24. Банкротство, реорганизация и ликвидация субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Субъект предпринимательства объявляется банкротом по решению суда на основании заявления учредителя (учредителей), кредитора и иных лиц  в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь. Процедура банкротства индивидуального предпринимателя осуществляется по правилам, установленным для юридических лиц, с особенностями в части очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.

2. Реорганизация или ликвидация субъекта малого предпринимательства, являющегося юридическим лицом, осуществляется в порядке, установленном для конкретной организационно-правовой формы предпринимательства.

3. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в добровольном либо принудительном порядке, в случае наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.

В добровольном порядке деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в любое время на основании решения, принятого самостоятельно индивидуальным предпринимателем при личном предпринимательстве, всеми участниками совместно — при совместном предпринимательстве.

Решение о прекращении совместного предпринимательства считается принятым, если за него проголосовала половина его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

4. В принудительном порядке деятельность индивидуального предпринимателя прекращается по решению суда в следующих случаях:

1) признания его банкротом;

2) признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя в связи с допущенными при регистрации нарушениями законодательства Республики Беларусь, которые носят неустранимый характер;

3) осуществления деятельности с неоднократными в течение календарного года или грубыми нарушениями законодательства Республики Беларусь.

5. Деятельность индивидуального предпринимателя, помимо оснований, предусмотренных настоящей статьей, прекращается также в следующих случаях:

1) личное предпринимательство — при признании индивидуального предпринимателя недееспособным, объявлении умершим или его смерти;

2) семейное предпринимательство и простое товарищество — если в результате наступления обстоятельств, перечисленных в подпункте 1) настоящего пункта, остался один или не осталось ни одного участника совместного предпринимательства, а также при разделе имущества в связи с расторжением брака.

6. Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с момента исключения такого предпринимателя (предпринимателей) из Государственного регистра на основании его (их) заявления либо решения суда, вступившего в законную силу.
Исключение из Государственного регистра производится после сдачи в регистрирующий орган свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

7. При осуществлении индивидуального предпринимательства без регистрации в установленных случаях оно считается прекращенным с момента фактического прекращения — при добровольном его характере либо соответственно с момента вступления в законную силу решения суда — при принудительном.

8. Для субъектов малого предпринимательства, не имеющих неисполненных обязательств, законами Республики Беларусь может устанавливаться упрощенный порядок добровольной ликвидации.

Статья 25. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства.

1. Бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый вмененный налог, а также не подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, осуществляются в  упрощенном порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый вмененный налог самостоятельно принимают решение о необходимости и формах ведения учета своей предпринимательской деятельности.

2. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый вмененный налог самостоятельно принимают решение о необходимости применения при реализации товара кассового суммирующего аппарата. Вместе с тем, по требованию покупателя, они обязаны выдавать документ, подтверждающий факт продажи (изготовления) товара, оказания услуги  данным предпринимателем.

Статья 26. Реестры субъектов малого и среднего      предпринимательства и их государственный статистический учет
    

1. Субъекты малого предпринимательства, претендующие на получение поддержки со стороны органов государственной власти, в добровольном порядке включаются в Реестры субъектов малого предпринимательства, создаваемые на региональном (область, г. Минск) уровне. Невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр субъектов малого предпринимательства не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных республиканскими  правовыми актами. 
    

2. Реестры создаются с целью:
     - хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
     - принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства льгот и преференций, установленных для них республиканскими и региональными  нормативными правовыми актами;
     - решения аналитических задач по выявлению перспектив и тенденций развития малого предпринимательства;
     - проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства.

     3. Владельцем Регионального реестра субъектов малого предпринимательства является уполномоченное подразделение  регионального органа местного управления, ответственный за проведение единой государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в области Республики Беларусь (г. Минске). Отношения по поводу права собственности на реестры субъектов малого предпринимательства регулируются гражданским законодательством Республики Беларусь.
    

4. Порядок ведения Реестра субъектов малого предпринимательства и предоставления пользователям хранящейся в них информации определяется региональными нормативными правовыми актами. Плата за включение в Реестр субъектов малого предпринимательства устанавливается региональными нормативными правовыми актами, но не может превышать одной базовой величины, установленной на момент подачи заявления о включении в Реестр.

     5. По решению органов местного управления  в регионах могут создаваться Реестры субъектов среднего предпринимательства. Порядок ведения Реестров субъектов среднего предпринимательства и предоставления пользователям хранящейся в них информации определяется региональными нормативными правовыми актами.
    

6. Порядок представления субъектами малого и среднего предпринимательства государственной статистической отчетности, других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, и правовая ответственность за нарушение установленного порядка представления отчетности определяются в соответствии с  законодательством. Органы государственной управления принимают необходимые меры по исключению дублирования и упрощению форм статистической отчетности, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
    

7. Субъекты малого предпринимательства - юридические лица представляют в органы государственной статистики единую форму государственного статистического наблюдения, содержащую необходимый минимум показателей, характеризующих их деятельность, необходимый для государственного прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь. Единая форма государственного статистического наблюдения утверждается республиканским органом государственного управления, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Единая форма государственного статистического наблюдения представляется субъектами малого предпринимательства не чаще одного раза в квартал нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Региональные органы управления  не вправе устанавливать для субъектов малого предпринимательства дополнительные формы государственной статистической отчетности.
   

  8. Региональные органы местного управления вправе проводить статистические обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Реестры субъектов малого или среднего предпринимательства, в том числе, за счет собственных средств и ресурсов. Условия, порядок и сроки проведения указанных обследований определяются региональными  нормативными правовыми актами.

Глава  5 . Особенности действия отдельных положений законодательства Республики Беларусь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 27. Лицензирование отдельных видов деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг
    

1. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядок лицензирования и осуществления контроля над  соблюдением лицензионных требований и условий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
    

Органы  местного управления и самоуправления вправе компенсировать, полностью или частично, субъектам малого предпринимательства расходы, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности.
    

Порядок компенсации затрат, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности устанавливается региональными нормативными правовыми актами.
    

2. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия (сертификации или подтверждению соответствия на основе декларации изготовителя), порядок (правила) обязательного подтверждения соответствия продукции и услуг устанавливаются законодательными  актами Республики Беларусь.
         

Региональные органы местного управления вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства затраты, связанные с подтверждением соответствия производимой ими продукции и оказываемыми услугами, в том числе, за счет бюджетных средств, выделяемых на развитие и поддержку малого предпринимательства. Порядок компенсации затрат, связанных с подтверждением соответствия товаров и услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Республики Беларусь.
     

 3. Правительство Республики Беларусь организует работу по аккредитации органов по сертификации зарубежных стран - торговых партнеров Республики Беларусь при республиканском органе государственного управления, осуществляющем межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Сертификаты соответствия, выданные аккредитованными органами зарубежных стран, действуют наравне с сертификатами, выданными местными учреждениями на всей территории Республики Беларусь.

Статья 28. Обеспечение прав субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора)
    

1. Установление обязательных требований к товарам (работам, услугам), выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), осуществляется законодательством Республики Беларусь. Региональные правовые акты не могут содержать норм, расширяющих права органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), по отношению к правам, установленным соответствующим республиканским законом.
     Порядок, условия и сроки проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю (надзору) органами государственного контроля (надзора) определяется законодательством Республики Беларусь.
    

2. Орган государственного контроля (надзора), проводивший мероприятия по контролю (надзору) и не обнаруживший нарушений обязательных требований, не имеет права повторно осуществлять плановые мероприятия по контролю (надзору) относительно предмета ранее проведенной проверки в течение двух лет с момента ее проведения.
    

3. Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением субъектом малого или среднего предпринимательства обязательных требований допускается только при наличии у должностного лица органа государственного контроля (надзора) специального распоряжения (приказа), оформленного в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.
    

 В случае неправильного оформления распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю (надзору) результаты проверки могут быть признаны недействительными в административном или судебном порядке.
    

 4. Проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства по предъявлению лишь служебного удостоверения, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь, не допускается. В случае отсутствия распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю (надзору) руководитель субъекта малого или среднего предпринимательства или лицо, его замещающее, вправе воспрепятствовать проведению проверки, незамедлительно уведомив об этом факте правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
    

 5. Руководители органа государственного контроля (надзора) обязаны обеспечить открытость и доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).
    

6. Представители субъектов малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 29. Меры по защите личности и собственности при осуществлении предпринимательской деятельности
    

В целях усиления защиты личности и собственности при осуществлении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, республиканские органы государственного управления  и органы местного управления и  самоуправления:
    

 - предусматривают в нормативных правовых актах меры по обеспечению безопасности малого и среднего предпринимательства, устранению административных барьеров для его развитии ;
    

 - принимают необходимые меры по пресечению противоправных действий должностных лиц республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления и подведомственных организаций, создающих препятствия для законной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и наносящих им материальный и моральный ущерб в том числе путем предоставления уполномоченным органам управления, ответственным за проведение единой государственной политики, в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, права подавать в судебные инстанции исковые заявления по делам об отмене решений должностных лиц, содержащие грубые нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
    

 - принимают меры по координации работы республиканских  и региональных органов управления,  органов местного самоуправления по предотвращению принятия правовых актов и совершению действий, ведущих к созданию необоснованных административных барьеров для развития предпринимательства и ущемляющих законные права и интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 30. Налоги и сборы с субъектов малого предпринимательства.
1. Субъекты малого предпринимательства пользуются правом на льготный безналоговый период сроком на три года с момента регистрации (постановки на налоговый учет).
2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица,  субъекты малого предпринимательства, вправе воспользоваться одним из  способов упрощенного налогообложения либо уплачивать налоги в общем порядке.

3. Возможен один из двух способов упрощенного налогообложения:

- уплата вмененного единого налога (приобретение патента). Размеры платежей определяются региональными  представительными органами.  Платежи могут вноситься за весь период предполагаемой предпринимательской деятельности, либо ежемесячно авансовыми платежами

-  уплата подоходного налога в размере 8% от выручки с уплатой налога на добавленную стоимость или в размере 10 % от выручки без уплаты налога на добавленную стоимость. Для субъектов малого предпринимательства, занимающихся розничной торговлей товарами народного потребления – 10% от валового дохода.

4 . Региональные органы государственного управления вправе полностью или частично освобождать субъекты малого предпринимательства от уплаты налога или представлять отсрочку его уплаты. Порядок освобождения от уплаты налога или предоставления отсрочки устанавливается нормативными правовыми актами региональных органов представительной власти.

5. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, уплачивают взносы в фонды, обеспечивающие пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности,  в общеустановленном порядке. Соответствующие взносы с собственных доходов индивидуальные предприниматели уплачивают по собственному усмотрению.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме