11:15 03.12.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Новая налоговая система для Беларуси

09:23, 3 Декабря

Ярослав Романчук,                                                                                 ноябрь 2007

Руководитель научно-исследовательского

Центра Мизеса

 

НОВАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ БЕЛАРУСИ

 

О том, что в Беларуси плохая налоговая система, не говорит только ленивый. Действительно, она у нас плохая, очень плохая. Самая плохая в мире! А. Лукашенко из года в год дает указания представить ему новую налоговую систему. Министры его игнорируют. Недавно глава Нацбанка П. Прокопович призвал к тому же. Вслед за ним Владимир Зиновский, министр статистики и анализа, также призвал максимально упросить налоговую систему, до 3- 4 налогов.

            Министры и высокие чиновники говорят, но Минфин и Минналогов продолжает более 10 лет предлагать стране старую, архаичную, чрезвычайно дорогую в обслуживании и неэффективную налоговую систему.

            Научно-исследовательский центр Мизеса АЦ «Стратегия» предлагает конкретное решение. Это концепция принципиально новой налоговой системы для Беларуси. Она основана на лучших мировых практиках. Она учитывает наши национальные особенности. Она выгодна для бизнеса и для государства. Она гарантирует стабильное наполнение бюджета в период адаптации к мировым ценам на энергоресурсы.

 

СПРАВЕДЛИВАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ БУДУЩЕЙ БЕЛАРУСИ

Инновационный подход к налоговой системе

 

Будем честными. Согласимся с аксиомой: смерть и налоги неизбежны. Полезно иметь в виду еще несколько очевидных вещей. Люди не любят платить налоги. Государство обожает собирать налоги. Чем больше, тем лучше – для них, чиновников. Они любят тратить налоги, т. е. чужие деньги. Чем запутанней налоговое законодательство, тем лучше чиновникам и контролерам, тем хуже предпринимателям и, в первую очередь, малому бизнесу.

Бизнес, номенклатура, государственное и в большинстве своем независимое экспертное сообщество в Беларуси пребывает в «клетке» идеологии европейской налоговой системы. Варианты, основанные на здравом смысле и императивах А. Смита (простота, прозрачность, низкие ставки, нейтральность), практически не рассматриваются. Издержки выполнения налогового законодательства – это не доход государства, а чистые потери ресурсов экономических субъектов, выброшенная на свалку добавлена стоимость, а также время, нервы, внимание и творческий потенциал.

            Попытки исправить существующее налоговое законодательство внесением поправок обречены. Если в нормативную базу по НДС добавить еще 39 «проясняющих» суть расчета и уплаты документа, или изменить нормы амортизации, или модифицировать нормы затрат, или убрать два - три мелких республиканских или местных платежа, или консолидировать два - три местных налога, или «усовершенствовать» порядок уплаты экологического налога или налога на недвижимость, или принять «мужественное» решение снизить общую налоговую нагрузку до 45% ВВП – от этого суть существующей налоговой системы не изменится. Беларусь по-прежнему останется страной с одной из самых сложных налоговых систем в мире.

Серый рынок продолжит процветать. Налоговые инспектора и контролеры продолжат наслаждаться полученной от государства властью над бизнесом. Национальный бизнес будет прозябать с хроническим статусом «малый». Править балл в экономике будут крупные госмонополии и частные, формально иностранные компании, которые давно научились договариваться с «большим» государством. Такая система является неустойчивой, политически и экономически нестабильной, с высокими рисками пересмотра любых решений власти.

            Поэтому Беларуси нужна принципиально новая, справедливая налоговая система. Она должна быть основана на крепких институциональных фундаментах: индивидуальной свободе, презумпции налоговой невиновности, верховенстве закона и свободном рынке. Предлагаемая нами инновационная налоговая система для Беларуси зиждется на следующих аксиомах:

®    налоги платят только люди,

®    налоги на потребление являются самыми древними формами налогообложения;

®    налоги на потребление имеют встроенный механизм самоограничения;

®    налоги на потребление в ходе истории укрепляли гражданские свободы;

®    прямые налоги (подоходные, подушевые) исторически были инструментами тиранов

®    единообразие нейтрализует лоббизм разных групп давления.

Предлагаемая налоговая система

·         инновационна и учитывает встроенные дефекты существующей;

·         резко сокращает издержки государства на содержание налоговых и контрольных служб;

·         резко сокращает издержки бизнеса и физических лиц на налоговое администрирование;

·         ликвидирует дискриминационные практики и выравнивает условия работы на рынке для всех секторов и предприятий;

·         повышает конкурентоспособность национального бизнеса и авторитет государства;

·         стимулирует экспорт за счет чрезвычайно выгодного налогового статуса предприятий, которые не имеют розничной продажи товаров и услуг;

·         высвобождает время, творческий потенциал и ресурсы бизнеса и государства на выполнение других задач;

·         ликвидирует налоги, которые являются генераторами наибольшего количество проблем для экономических субъектов, а также коррупции для государства (НДС, налог на прибыль (CIT), подоходный налог на физических лиц);

·         соответствует качеству формальных и неформальных институтов Беларуси, в том числе отношению населения и бизнеса к уплате налогов;

·         обеспечивает справедливое распределение налоговой нагрузки, когда каждый человек платит налогов в соответствии с потребляемыми товарами и услугами;

·         позволяет людям больше сберегать и лучше планировать свои расходы, в тмо числе на образование и здравоохранение.

 

Выбор налоговой базы

 

В ЕС, США и в странах ОЭСР в целом, впрочем, как и во всех 29 переходных странах самыми популярными базами для налогообложения являются

  • выручка
  • прибыль
  • фонд оплаты труда (зарплата)
  • недвижимость
  • выручка производителей и импортеров отдельных товаров (акцизы)
  • инвойсная или индикативная стоимость импорта (экспорта)
  • розничный оборот товаров и/или услуг

Инновационность предлагаемой налоговой системы в выборе базы для налогообложения заключается в том, что она должна быть максимально

  • широкой
  • приближенной к конечному потребителю
  • недискриминационной
  • дешевой в обслуживании
  • однозначной в трактовке
  • легкой для контроля
  • нейтральной по отношению к разным видам экономической деятельности
  • защищенной от отраслевого лоббизма

Для справедливой налоговой системы будущего мы выбираем три главных элемента.

Налоговая основа 1. Налог с розничного оборота товаров и услуг

Одним из основных элементов инновационной справедливой налоговой системы Беларуси является розничный оборот товаров и услуг. При ставке 20% в 2007г. данный налог дал бы 34,2% всех налоговых поступлений, если бы они составляли 30% ВВП.

            Отметим, что введение данного налога происходит одновременно с отменой налога на прибыль предприятий, подоходного налога на физические лица, а также других налогов, которые сегодня платят юридические лица с выручки или с прибыли. Такой подход резко снижает издержки администрирования и резко меняет систему мотивации бизнеса и суть всей налоговой системы Беларуси.


Динамика розничного оборота товаров услуг

2002 – 2008 гг.

Показатель

2002

2003

2004

2005

2006

2007 (прогноз)

2008 (прогноз)

Розничный товарооборот, трлн. Br

11,9

15,17

19,45

25,23

31,06

37,8

44

Розничный товарооборот, в USD

6,67

7,39

9

11,71

14,48

17,6

20,2

Объем продаж услуг, трлн. Br

2,5

4,01

5,21

6,78

8,31

10,1

12,5

Объем продаж услуг, в USD

1,4

1,95

2,4

3,15

3,87

4,7

5,2

Объем розничного оборота товаров и услуг, в USD

8,07

9,34

11,4

14,86

18,35

22,3

25,4

Потребление домашних хозяйств,

трлн. Br

15,11

20,33

26,13

32,96

40,4

49,3

60

Потребление домашних хозяйств, в USD

8,47

9,9

12,01

15,3

18,83

22,96

27,6

ВВП, в млрд. USD

14,65

17,82

23,14

30,21

36,95

43,5

48

Налоговая нагрузка 30% ВВП, млрд. USD

4,4

5,35

6,94

9,06

11,09

13,05

14,4

Поступления по налогу на оборот розничной торговли товарами и услуги по ставке 20%

1,61

1,87

2,28

2,97

3,67

4,46

5,08

Доля налога на розничный оборот товарами и услугами в налоговой нагрузке равной 30% ВВП

36,6

35

32,9

32,8

33

34,2

35,3

Источник: Минстат РБ «Социально-экономическое положение Республики Беларусь

 

 

Структура платных услуг населению

(в % к итогу)

</TR>

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Платные услуги населению

100

100

100

100

100

100

100

бытовые

17,1

15,2

14,0

11,0

11,5

12,4

12,3

транспортные

28,1

24,4

21,2

20,1

18,1

16,5

15,8

связи

12,6

13,2

14,8

16,4

19,5

21,7

23,0

жилищно-коммунальные

14,2

18,4

24,0

31,0

30,9

28,0

26,6

культуры

2,0

1,9

1,5

1,2

1,3

1,3

1,2

туристско-экскурсионные

1,2

1,0

0,8

0,5

0,4

0,5

1,5

гостиниц и аналогичных средств размещения

2,1

1,9

1,5

1,3

2,2

1,3

1,4

физической культуры и спорта

0,5

0,6

0,5

0,4

0,5

0,5

0,6

ветеринарные

0,1

Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме