22:15 17.10.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Законопроект о социальных гарантиях открыт для обсуждения

19:00, 17 Октября | Пресс-служба Национального Комитета объединённых демсил


«Кто заранее знал, о чём говорится в Указе о льготах? Не было не то что широкого обсуждения – документ вообще был засекреченным. Прозрачности в этой системе вообще нет, что позволяет чиновникам “ловить рыбку в мутной воде”», – отметил Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса, представляя законопроект о социальных гарантиях.


«Мы получили ответ из “палаты представителей”, в котором утверждается, что на протяжении трех лет проводилась дискуссия с участием заинтересованных общественных организациях. Нам не посчастливилось отыскать тех, с кем депутаты обсуждали эту проблему, а посему мы приняли решение самостоятельно провести дискуссию и организовать обсуждение разработанного нами проекта закона», –  констатирует глава Нацкома Анатолий Лебедько.

Национальный Комитет демсил, по заказу которого экспертная группа разработала законопроект, поступает иначе: представляет документ для обсуждения всеми желающими. Кроме того, проект закона направлен не только в общественные объединения, независимые от власти, но и тем, кто поддерживает политический курс Лукашенко. В частности, в Федерацию профсоюзов Беларуси, Белорусский союз женщин, Белорусское общество инвалидов, Белорусское общественное объединение ветеранов.

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ»

Настоящий Закон определяет условия, формы и размер предоставления государственной поддержки гражданам для практической реализации принципов гуманизма, взаимопомощи, социального партнерства государства и общества в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственные социальные гарантии – это обязательства государства по макроэкономической, институциональной, информационной, правовой и материальной поддержке гражданина Республики Беларусь. Они предоставляются во имя обеспечения гражданам возможности полноценной интеграции или реинтеграции в общество, для реализации их конституционных прав и утверждения принципов солидарности, гуманизма и взаимопомощи.
Статья 2. Макроэкономическими и институциональными социальными гарантиями являются
2.1. обеспечение гражданам и коммерческим организациям доступа к стабильному платежному средству;
2.2. защита сбережений от инфляции;
2.3. свободный выбор платежного средства для осуществления расчетов и использования национальной валюты за рубежом;
2.4. защита прав собственности;
2.5. наличие эффективной, независимой системы решения споров;
2.6. высокое качество государственного управления;
2.7. сбалансированный республиканский и местные бюджеты;
2.8. благоприятный деловой климат и институты, гарантирующие открытую конкуренцию;
2.9. гибкий рынок труда с четким определением прав нанимателя и наемного рабочего.
Статья 3. Информационными социальными гарантиями являются обязательства государства по
3.1. полному объективному информированию граждан о проводимой политике и принимаемых всеми органами власти решениях,
3.2. свободному доступу ко всей нормативной базе;
3.3. обеспечению свободного входа на рынок печатных, интернет и электронных СМИ;
3.4. обеспечению беспрепятственного доступа к информации о получателях (бенефициарах) бюджетных трансфертов, коммерческих организациях и гражданах;
3.5. обеспечению доступа к правилам, процедурам и регламенту использования бюджетных ресурсов всех уровней и государственных структур.
Статья 4. Правовыми социальными гарантиями являются обязательства государства по
4.1. безусловному соблюдению политических прав и гражданских свобод граждан;
4.2. законодательному обеспечению открытой, равной политической конкуренции;
4.3. обеспечению активного участия структур гражданского общества в диалоге с государством и при принятии политических решений;
4.4. созданию административных и силовых институтов по защите жизни и здоровья граждан, а также суверенитета и целостности Республики Беларусь.
Статья 5. Материальными социальными гарантиями являются обязательства государства по:
5.1. по выплате рабочим и служащим государственных организаций и структур зарплаты на уровне, соответствующем рыночным условиям и уровню цен на товары и услуги на внутреннем рынке;
5.2. по выплате пенсий в размере, который соответствует взносу каждого гражданина в пенсионную систему, а также с учетом уровня цен на товары и услуги на внутреннем рынке;
5.3. по выплате адресных бюджетных трансфертов в порядке, объеме и в течение сроков, определяемых настоящим законом;
5.4. по выплате компенсаций расходов коммерческим организациям на предоставление социальных товаров и услуг.
Статья 6. Целью предоставления государственных социальных гарантий является реализацией принципов гуманизма, взаимопомощи, партнерства государства и общества, солидарности общества с человеком, который испытывает временные или постоянные трудности для полноценной адаптации к жизни.
Статья 7. Государственные социальные гарантии направлены на
7.1. выравнивание социальных шансов для малообеспеченных граждан или граждан, которые самостоятельно не могут интегрироваться в общество;
7.2. компенсацию гражданам ущерба, нанесенного государством здоровью, имуществу, капиталу, в том числе человеческому;
7.3. полноценное использование человеческого капитала, творческого потенциала всех граждан страны для обеспечения долгосрочного устойчивого развития Республики Беларусь;
Статья 8. Действие норм настоящего Закона распространяется на все виды денежной социальной поддержки гражданам, оказываемой им для содействия в приобретении товаров и услуг в сфере общественного транспорта, питания, телекоммуникации, образования, здравоохранения, амбулатарно-курортного лечения и жилищно-коммунального хозяйства. Неденежные формы поддержки в рамках системы государственных социальных гарантий не предусматриваются.
Статья 8.1. Действие норм настоящего Закона не распространяется на систему пенсионного обеспечения, пособия по безработице, стипендии, выплаты по переквалификации рабочих и их адаптации к требованиям рынка труда, формы материального поощрения или страхования на рабочем месте, жилищные программы помощи населению.
Статья 9. Государственные социальные гарантии гражданам, адресные денежные бюджетные трансферты являются приоритетными по сравнению с бюджетной помощью коммерческим организациям. В случае образования дефицита бюджета и необходимости проведения секвестра бюджета первоочередному сокращению подлежат денежные бюджетные трансферты коммерческим организациям.
Статья 10. К несеквестируемым, не подлежащим сокращению или отмене денежным бюджетным трансфертам относятся выплаты следующим социальным группам:
- участникам Великой отечественной войны,
- инвалидам Великой отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств;
- гражданам, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой отечественной войны;
- гражданам, выполнявшие во время Великой отечественной войны разного рода работы в тылу;
- узникам фашистских концлагерей, других мест принудительного содержания;
- инвалидам I и II группы;
- детям-сиротам;
- детям в возрасте до 3 лет.
- многодетным семьям;
- родителям военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий в годы Великой отечественной войны;
- родителям военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших в период прохождения военной службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы);
- гражданам, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Статья 10.1. К общим социальным группам, представители которых имеют право на получение государственных денежных трансфертов в рамках социальных гарантий, являются
- учащаяся молодежь;
- граждане при амбулаторном лечении;
- граждане, пострадавшие в результате катастрофы на ЧАЭС;
- граждане, участвовавшие по приказу правительства СССР в военных действиях в Афганистане и других странах мира;
- граждане, чей месячный доход составляет ниже 3 евро в день и расходы на жилищно-коммунальные расходы превышают 20% расходов домашнего хозяйства.
Статья 11. Граждане Республики Беларусь реализуют свое право на получение адресных денежных бюджетных трансфертов следующим образом:
11.1. Граждане, которые попадают в социальную группу, указанную в Статьях 10, 11 настоящего Закона, получают право на получение денежного бюджетного трансферта после предоставления удостоверения (свидетельства) единого образца, установленного для каждой категории правительством, заполнения Социальной карты и предоставления документов, подтверждающих информацию, указанную в Социальной карте. Для граждан из социальных групп, указанных в Статье 10, государственные социальные трансферты предоставляются только после предоставления удостоверения (свидетельства). Остальные формальности, в том числе заполнение Социальной карты, осуществляет Комиссия Министерства социальной защиты населения (в дальнейшем Комиссия), отделения которой расположены в каждом районе Республики Беларусь.
 Министерство социальной защиты населения составляет единую информационную базу граждан Республики Беларусь. В ней ведется персонифицированный учет каждого бенефициара государственной системы денежных бюджетных трансфертов. В персональной Социальной карте указывается фамилия, имя отчество гражданина, индивидуальный номер, контактная информация, основания для предоставления трансфертов, дата принятия решения, сроки трансфертов, история выплат. В нее также вносятся даты проведения контрольных проверок.
11.2. Граждане, не имеющие удостоверений, которые свидетельствуют об их принадлежности к категориям, указанным в Статье 10 настоящего Закона, получают право на получение денежных трансфертов после прохождения следующей процедуры: подача заявления в произвольной форме с просьбой предоставить адресный бюджетный трансферт с указанием основания, предоставления документов, подтверждающих обоснованность получения государственного трансферта.
11.3. При подаче заявления гражданин заполняет Социальную карту. В ней указывается следующая информация: ФИО, возраст, размер денежного дохода, состояние здоровья (наличие инвалидности), если это относится к данной группе социальных трансфертов, наличие неденежного дохода (с/х продукция из дачи или огорода), материальная помощь от иных лиц, наличие иждивенцев, уровень образование, для студентов – указание места учебы; уровень сбережения и наличие жилья.
11.4. Министерство социальной защиты населения обеспечивает возможность подачи заявления на получение государственного социального трансферта в электронной форме. Образец заявления, перечень документов, бланк Социальной карты гражданина должны быть размещены на отдельном сайте. Информация о нем должна быть доступна в ЖЭСах, ЖРЭО и исполнительных комитетах всех уровней. Сайт в размещенной на ней информацией рекламируется по телевидению в качестве социальной рекламы.
11.5. Комиссия обязана принять решение по заявлению гражданина о предоставлении денежного трансферта в течение 10 рабочих дней. Если за этот период гражданин не получает отрицательного ответа, его заявление считается удовлетворенным. Он начинает получать государственный денежный трансферт с первого числа следующего месяца. Размер трансферта устанавливается для каждой категории и приведен в статьях 13 – 27 настоящего Закона. Заявитель получает базовую ставку социального трансферта в случае автоматического предоставления ему такого права после 10 дней рассмотрения заявления. Решение о получении повышенного денежного трансферта принимает Комиссия.
11.6. Гражданин имеет право получать трансферты по более чем одному основанию. Суммарный объем трансфертов не может превышать 200 евро на одного гражданина в месяц.
11.7. В случае обнаружения несоответствия указанной в заявлении и в Социальной карте информации действительности Комиссия рассматривает дальнейший формат предоставления бюджетных трансфертов. Оно может сократить размер трансферта или лишить гражданина права на его получение на срок до одного года.
11.8. В случае выявления мошенничества по выманиванию бюджетных трансфертов Комиссия обращается в суд.
11.9. В случае несогласия гражданина с решением Комиссии он имеет право на повторное рассмотрение дела с участием представителя исполнительного комитета района, где поживает данный заявитель, ЖЭСа по месту жительства и министерства социальной защиты. Гражданин может обжаловать решение повторной комиссии в суде.
11.10. Право на получение денежного бюджетного трансферта прекращается в случае утраты основания, в связи с которым осуществлялись трансферты, либо в случае смерти гражданина.

Глава II. БЕНЕФИЦИАРЫ И РАЗМЕР ДЕНЕЖНЫХ ТРАНСФЕРТОВ.

Статья 12. Государственные социальные бюджетные трансферты могут быть ежемесячными и одноразовыми. Максимальный размер ежемесячного трансферта, который может получать один гражданин, устанавливается на уровне 200 евро в рублевом эквиваленте. Максимальный размер одноразового денежного трансферта, кроме особого случая рождения ребенка, составляет 150 евро.
Статья 13. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств, граждане, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, граждане, выполнявшие во время Великой Отечественной войны разного рода работы в тылу, узники фашистских концлагерей, других мест принудительного содержания, родители военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий в годы Великой Отечественной войны, родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших в период прохождения военной службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), получают ежемесячный денежный трансферт в размере 100 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 200 евро.
Статья 14. Инвалиды I группы получают ежемесячный денежный трансферт в размере 120 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 200 евро.
Статья 14.1. Основаниями для увеличения денежного трансферта является наличие двух и более следующих факторов:
- инвалидность,
- участие в ВОВ,
- участие в войне в Афганистане,
- участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,
- наличие иждивенцев,
- хроническая болезнь,
- уровень совокупного дохода от всех источников менее 3 евро в день.
граждане, чей месячный доход составляет ниже 3 евро в день и расходы на жилищно-коммунальные расходы превышают 20% расходов домашнего хозяйства
Статья 15. Инвалиды II группы получают ежемесячный денежный трансферт в размере 100 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 160 евро.
Статья 16. Дети-сироты получают ежемесячный денежный трансферт в размере 160 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 160 евро.
Статья 17. Дети-инвалиды получают ежемесячный денежный трансферт в размере 120 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 200 евро.
Статья 18. Дети в возрасте до 3 лет получают ежемесячный денежный трансферт в размере 80 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 120 евро.
Статья 19. Многодетные семьи (три и более детей до 18 лет) получают ежемесячный денежный трансферт в размере 50 евро на одного ребенка в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 200 евро.
Статья 20. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, получают ежемесячный денежный трансферт в размере 80 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 200 евро.
Статья 20.1. Граждане, пострадавшие в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получают ежемесячный денежный трансферт в размере 80 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 120 евро.
Статья 21. Дети школьного возраста получают ежемесячный денежный трансферт в размере 20 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 60 евро.
Статья 22. Студенты высших учебных заведений получают ежемесячный денежный трансферт в размере 20 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 40 евро.
Статья 23. Граждане, участвовавшие в военных действиях в Афганистане и других странах мира, получают ежемесячный денежный трансферт в размере 30 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 100 евро.
Статья 24. Граждане, чей месячный доход составляет ниже 3 евро в день и расходы на жилищно-коммунальные расходы превышают 20% расходов домашнего хозяйства, получают ежемесячный денежный трансферт в размере 20 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 50 евро.
Статья 25. Граждане, страдающие заболеваниями, входящими в специальный перечень, утверждаемый правительством Республики Беларусь, получают ежемесячный денежный трансферт в размере 40 евро в рублевом эквиваленте. В случае наличия оснований размер денежного трансферта может быть увеличен до 100 евро.
Статья 26. Единовременный денежный трансферт при рождении ребенка составляет 500 евро.
Статья 27. Беременная женщина получает денежный трансферт в размере 80 евро с шестого по девятый месяц беременности.
Статья 28. Единовременные денежные трансферты могут предоставляться на содействие в приобретении товаров и услуг в сфере здравоохранения, образования, а также для приобретения специального оборудования, техники или электронных устройств, существенно ускоряющих процесс социальной реинтеграции нуждающихся людей в общество.
Статья 28.1. Один гражданин не может получать более одного одноразового денежного трансферта в год.

ГЛАВА III. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 29. Финансирование расходов на выплату государственных социальных трансфертов осуществляется за счет общих налоговых поступлений республиканского бюджета.
Статья 29.1. В случае возникновения системного сбоя в государственных финансах и образования дефицита бюджета, размер государственных адресных социальных трансфертов для граждан, попадающих в категории, указанные в статье 10.1. настоящего закона, может быть сокращен на 10%.
Статья 29.2. Введение специальных республиканских или местных налогов или платежей на выплату государственных адресных социальных трансфертов не допускается.
Статья 30. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно утверждает базовые ставки по социальным группам, указанным в статьях 13- 27. Корректировки осуществляется путем внесения изменений в настоящий Закон с учетом покупательной способности национальной валюты, устойчивости евро, как валюты привязки адресных денежных социальных трансфертов, а также устойчивости бюджетной системы.
Статья 31. Государственные адресные социальные трансферты осуществляются в наличной форме или переводятся на банковский счет бенефициара, с которого он может использовать полученную сумму при помощи денежной платежной карты. Государственные адресные социальные трансферты переводятся бенефициару до 28 числа каждого месяца за месяц, в котором осуществляется данный платеж.
Статья 32. Комиссия размещается в помещениях ЖЭСов, ЖРЭО, сельских, районных исполнительных комитетов или в иным местах, которые максимально удобны для жителей данного района.
Статья 33. Структура, регламент работы, бюджет, штатное расписание Комиссии утверждает Совет Министров Республики Беларусь.
Статья 34. В заседаниях Комиссии по вопросам предоставления адресных социальных трансфертов в качестве наблюдателей могут принимать участие граждане и представители общественных организаций.
Статья 35. Совет Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона подготавливает и вносит в установленном порядке предложения по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.
Статья 35.1. С момента вступления настоящего Закона в действие отменяются законодательные акты, согласно которым граждане получали льготы и дотации в неденежной форме. Отмене подлежат документы всех органов государственной власти, административно устанавливающие уровень цен, рентабельности и затрат на все товары и услуги, а также ограничивающие свободную конкуренцию коммерческих организаций Республики Беларусь на внутреннем рынке.
Статья 36. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Статья 37. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Его положения должны быть учтены при формировании консолидированного бюджета Республики Беларусь на следующий календарный год.

Законопроект разработан по заказу Национального Комитета объединённых демократических сил Научно-исследовательским центром Мизеса и аналитическим центром «Стратегия».



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме