15:15 17.10.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Какой будет пятая Дума? <br> Парламент-долгожитель эпохи Ельцина и Путина
13:17, 17 Октября |
В январе 2008 года в России впервые появится пятая Дума. Дореволюционный парламент избирался четыре раза и в трех случаях не дослужил до конца своего регулярного срока, а потом и вовсе был прикрыт. Четыре постсоветских парламента благополучно просуществовали все положенное время, правда, первым трем из них досрочный роспуск все-таки пророчили - с большими или меньшими тому основаниями. Сейчас же нет никаких сомнений, что пятая Дума будет - вот только какой?
Кто пройдёт?
После решения президента возглавить список "Единой России" становится наиболее вероятным сценарий, в который до последнего времени не верили: практически все эксперты утверждали, что при пропорциональной системе выборов одна партия не может набрать две трети голосов. Оказывается - может, если во главе этой партии встает сверхпопулярный президент, а выборы парламентские превращаются в референдум о доверии не завершающему свой срок президенту, а лидеру страны, который никуда не уходит. Правда, тут вспоминается "правило буравчика", сформулированное одним не нашим политологом: если одна партия два раза подряд завоевывает на выборах более 60% мест, страна не может считаться демократией. Ну да, этот политолог (Адам Пшеворский), во-первых, американец, во-вторых, поляк, в-третьих, с этим его мнением многие даже "там" не согласны.
Итак, у "единороссов" практически гарантированное конституционное большинство. Составит ли оно при одном и том же электоральном результате 66% или, скажем, 75% мест, зависит от математических раскладов результатов остальных партий. Эта "вилка" если для чего и значима, то для личных политических карьер кандидатов из четвертой сотни списка ЕР, но не для работы Думы. А вот что реально повлияет на ее работу - это ответ на вопрос, сколько и какие партии займут оставшиеся места. На них претендуют коммунисты - бесспорно, ЛДПР и "Справедливая Россия" - с немалой долей сомнений, неразрешимых на столь ранней фазе избирательной кампании.
Сценарий "+ КПРФ" или "+ КПРФ и ЛДПР" дают Думу скучную до безобразия. Она останется "не местом для дискуссий", потому что депутаты от этих партий истеблишменту не интересны, их законодательные инициативы бесперспективны, а популистские ходы будут "переплюнуты" самими "единороссами". Их единственная роль - символизировать или имитировать (кому как нравится) многопартийность.
Несколько интереснее сценарий, при котором в Думе появляется "Справедливая Россия" - вместо или вместе с ЛДПР (и, разумеется, КПРФ). Она - в "мейнстриме", а значит, не поведет себя как "Родина" с голодовками и националистическими роликами, она слишком мала, чтобы угрожать большинству, но достаточно велика, чтобы ему публично оппонировать. Для Путина, остающегося во власти на пока не проясненном для нас месте (но сценарий премьера кажется наиболее вероятным), такая партия - возможность для маневра, для "подправления" "единороссов", умерения эйфории в их рядах, а также для точечных и "согласованных" выпадов против отдельных фигур и структур во власти. Как и в каких дозах Путин будет пользоваться этим инструментом, оценить сложно. Но очевидно, что в случае появления в Думе "Справедливой России" не устанавливается реальная многопартийность, но по крайней мере в парламентскую жизнь привносится публичность. Слово "парламент", первоначально означавшее богословские споры монахов после вечерней трапезы, вновь обретает свое значение.
Структура и процедура
Не будем рассуждать о достоинствах и недостатках Думы с преобладающим доминированием одной партии. Дело не в количестве мандатов у главной партии, а в том, кто ею управляет и насколько эффективно это управление. А на эти вопросы мы получим ответ, лишь узрев новую конфигурацию российской власти, место в ней третьего всенародно избранного президента и статус Владимира Путина как реального лидера страны. Но вот несколько частных замечаний все же напрашивается.
Повторение прежнего большинства практически не создает стимулов к переосмыслению структуры и процедуры работы Думы. А это значит, что несуразности нынешнего парламентского устройства, скорее всего, никуда не денутся.
Только у нас спикером парламента является лидер большинства. Спикер парламента - это в первую очередь "гаишник", разруливающий "пробки" на парламентских перекрестках и обеспечивающий полноценность дискуссии. Если он и подыгрывает своей партии, то с минимальным ущербом для процедуры прохождения закона. Если же наш "спикер-лидер" объявляет парламент "не местом для дискуссий", то что удивляться, когда рождаются такие законы, как монетизация льгот или "символ знамени Победы". Это не злой политический умысел, а элементарный брак в законотворческой работе, порожденный нарушением "технологического цикла" обсуждения и доработки законопроекта.
Второй пример - структура думских комитетов. Их в Думе - целых 29, в каждом комитете - по председателю и полдюжине его заместителей. Заместителей у спикера - целых 10. Такая структура, возводящая добрую половину корпуса законодателей в ранг "начальников", родилась в первых двух Думах, где эти посты были "фишками" в пакетном соглашении о распределении постов. В четвертой Думе "единороссы" радостно заняли большую часть этих постов, потому что к ним прилагались кабинеты, секретарши, "вертушки" и прочие маленькие радости. Только не подумали о том, что на все комитеты не хватает рядовых членов, что их структура не совпадает со структурой правительства. Эффективность парламентской работы это не повышает.
Итак, новая Дума не будет ни слишком новой, ни плюралистичной, ни очень эффективной. Зато она будет пятой - впервые в российской истории пятый подряд парламент. И это уже хорошо.
Борис Макаренко, первый заместитель гендиректора Центра политических технологий
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме