19:30 20.09.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Золотовалютные резервы Беларуси

17:53, 20 Сентября | Станислав Богданкевич, , Фото:

Заявления Александра Лукашенко типа «Наша финансовая система «нестабильна» только для доморощенных экономистов-оппозиционеров» дискредитирует в глазах общественности лишь носителя таких заявлений.

Одним из важнейших свидетельств прочности экономического развития страны, устойчивости финансового положения и  обменного курса национальной валюты  являются  размеры золотовалютных резервов. Они включают в себя две группы: 1) золото, 2) валютные активы. В настоящее время в мире на иностранную валюту приходится порядка 86% всего остатка международных ликвидных средств, на золото – 14%, хотя еще до второй мировой войны (в 1938 году) на долю иностранной валюты приходилось лишь 6%, в то время как доля золота составляла 94%.

На начало текущего года наибольшими резервами обладали: Япония – 872 млрд. дол. США, КНР – 841 млрд., Российская Федерация – 266 млрд., Тайвань – 260 млрд. и Южная Корея – 226 млрд. До недавнего времени валютные активы накапливались в основном в долларах США. Однако в связи с обесценением доллара ситуация меняется. Из вышеприведенных пяти стран все страны, кроме Японии, начали уменьшать долю долларов США в пользу евро.

Минимальным  объемом золотовалютных резервов, достаточным для поддержания бескризисной торговли и стабильной валюты, считается их эквивалентность уровню стоимостного объема трехмесячного импорта.   Если экспорт или импорт страны либо цены на экспортно-импортные товары подвержены существенным колебаниям, следует ориентироваться на шестимесячный объем импорта.  Однако стабильности финансовой системы страны угрожают не только колебания конъюнктуры внешней торговли, но и выплаты по внешнему долгу.  В соответствии с ним золотовалютные резервы  должны покрывать трех- шестимесячный импорт плюс выплаты в течение года по совокупному внешнему долгу (краткосрочным и долгосрочным обязательствам). 

Республика Беларусь  не располагает резервными активами, достаточными для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты.  Однако их объем из года в год увеличивается. На начало 2007 года золотовалютные резервы достигли (в определении Международного валютного фонда) 1,4 млрд. дол. США, из них монетарное золото – 314 млн. (25,2 т)  и инвалюта – 1067 млн. Государственные валютные активы Национальный банк Беларуси накапливает преимущественно в долларах США, евро и, с 1 сентября 2006 года, в российских рублях. Резервы инвестируются в высоколиквидные денежные инструменты (казначейские векселя, облигации, акции, депозиты) на мировом финансовом рынке, главным образом в США и странах ЕС. В настоящее время примерно 63% всех валютных резервов, размещенных в иностранных банках, составляют доллары США, 25% – евро, 12% – другие валюты.

Состояние золотовалютных резервов определяется результатами платежного баланса страны, зависят от движения средств по текущему, капитальному и финансовым счетам. Наиболее здоровым источником накопления валютных резервов является активное сальдо внешней торговли товарами и услугами, обеспечивающее положительное сальдо текущего счета. На величину этого счета оказывают  влияние так называемые «доходы» (выплаты дивидендов иностранным инвесторам, процентов по кредитам и оплата труда нерезидентов) и трансферты (переводы в страну частных лиц, гранты).  Однако и при отрицательном сальдо внешней торговли и  текущего счета, в результате глобализации мирового хозяйства, общий дисбаланс, как правило, покрывается  за счет  притока в страну  капитала, прямых и портфельных инвестиций, получения внешних кредитов и займов.

В последние годы в развитии экономики Беларуси, несмотря на миллиардные российские субсидии в форме льготных цен на энергоносители и исключительно благоприятную внешнюю конъюнктуру на рынке нефтепродуктов, удобрений и металлов, наблюдаются крупные диспропорции.  За 2006 год дефицит торгового баланса по товарам составил огромную величину в 2,4 млрд. дол. США. Благодаря положительному сальдо по услугам (812 млн.), а также трансферту (182 млн.) общий дефицит текущего счета был снижен до 1,5 млрд. дол., что, однако, составляет рекордную величину за все годы независимого существования. В условиях углубляющегося кризиса во внешней торговле правительство страны пытается решить проблему финансового дефицита не столько путем наращивания экспорта и сокращения импорта, привлечения прямых инвестиций, сколько посредством   возвратных кредитов и займов. Дефицит финансов в 2006 году был перекрыт за счет внешних кредитов и займов в сумме  1,7 млрд. дол., а также – в объеме 332 млн. дол., что крайне мало – прямыми и портфельными внешними инвестициями в экономику.  В итоге, совокупный внешний долг страны увеличился за год на 34,2%, составив на начало 2007 года сумму в   6,7 млрд. дол. США. Благодаря этому размер валютных резервов уменьшился за год лишь на 38,4 млн. дол., то есть понизился с 1105,6 до 1067,2 дол. США.

За 1 полугодие с.г. импорт товаров превысил размер экспорта более чем на 1,5 млрд. дол. США. С учетом услуг и других факторов общий дефицит текущего счета составил  за полугодие  1 млрд. дол. В то же время коммерческими банками страны в этом полугодии было привлечено от нерезидентов ресурсов в сумме 1,2 млрд. дол. США, в том числе долгосрочных (на срок свыше одного года) – лишь 179 млн. дол. США. Общая величина внешнего долга страны  увеличилась за полугодие на 2,5 млрд. дол. США или почти на 38% и на 1 июля с.г. достигла 9,3 млрд. дол. США.  То есть наблюдается галопирующий рост внешней задолженности. Благодаря поступлению валютных средств от продажи части акций ОАО «Белтрансгаз» в сумме 625 млн. дол. США, а также дальнейшим внешним заимствованиям (Национальным банком куплено иностранной валюты в размере 458 млн. дол. США) обеспечено  увеличение резервов. По состоянию на 1 сентября с.г. их размер достиг  1,8 млрд. дол. США. Так как объем импорта сегодня в среднем превышает 2 млрд. дол. США, а платежи по краткосрочным и долгосрочным обязательствам  государства и корпораций страны составляют из расчета за год  порядка 7 млрд. дол. США,  валютные резервы, не достигшие даже  месячного уровня импорта, являются крайне   недостаточными. Минимальный размер резервов, обеспечивающих желательную безопасность белорусской финансовой системы, составляет где-то 13 млрд. дол. США.   Если учесть прогнозируемый рост импорта и внешнего долга страны, а также происходящее обесценивание доллара на мировом финансовом рынке, объем резервов к 2011 году следовало бы довести до 20 млрд. дол. США.   

Вместе с тем, наращивание резервов за счет внешних кредитов и займов в условиях продолжения дефицита торгового баланса имеет свои пределы. Прежде всего экономические – в связи с ростом суммы процентов за кредиты и, кроме того, неизбежного увеличения размеров платежей по возврату кредитов, которые со временем могут превысить объемы внешнего заимствования. Тем более, что основной объем внешних кредитов (до 80%) коммерческие банки и субъекты хозяйствования получают на краткосрочной основе.

Исходя из допущения, что цены на энергоносители продолжат расти, а необходимые структурные реформы не будут производиться, дефицит по текущему счету достигнет уровня в  7-8% ВВП. В связи с этим, по расчетам экспертов Международного валютного фонда, внешний долг Беларуси к 2009 года может достичь 37,1%  ВВП, а к 2011 года – 50%  ВВП.

Выход из существующей кризисной ситуации следует искать в повышении эффективности экономики, снижении энерго- и материалоемкости, улучшении конкурентоспособности.  Этого невозможно достичь без коренного реформирования экономических отношений, существенного изменения товарной структуры экспорта и импорта.  Экономическая политика должна  в большей степени быть направлена на повышения уровня своей самодостаточности.  Доля импорта в ВВП страны в последние годы  составляет почти 70%, что нельзя считать приемлемым. В то же время доля импорта потребительских товаров в составе всего импорта составляет всего порядка 15-17%.  Наша экспортируемая продукция имеет высокую долю импортируемого сырья, что создает предпосылки для перманентной неустойчивости  экономики, зависимости от внешних сил. Однако сокращение объемов импорта незамедлительно приведет к падению темпов роста ВВП и размеров экспорта. Это прежде всего относится к нефтеперерабатывающей отрасли, где наблюдается высокая степень зависимости экспорта от объемов импорта. То же относится и ко всей экономике, использующей в качестве главного источника энергии дорожающий российский газ. Задача снижения энергоемкости особенно актуальна в свете предстоящего удорожания газа со 100 до 250-300 дол. в период до 2011 года.   Поэтому иного выхода из углубляющегося экономического кризиса, кроме рыночного реформирования экономики, технологического  и технического перевооружения, модернизации нынешней структуры производства в направлении большего его соответствия национальным ресурсам, роста производительности, требующих отказа  от затратной, административно-мобилизационной лукашенковской модели хозяйствования,  на наш взгляд, не существует.  В свете вышеизложенных  данных, основанных на официальных материалах, размещенных  на правительственных сайтах, заявления Александра Лукашенко типа «Наша финансовая система «нестабильна» только для доморощенных экономистов-оппозиционеров» дискредитирует в глазах общественности лишь носителя таких заявлений и, разумеется, в целом действующую власть.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме