20:45 17.09.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Правда пана Вайды. <br> 17 сентября в Варшаве состоится премьера фильма «Катынь»
18:51, 17 Сентября |
Бульдозер засыпал землей огромный котлован со сброшенными трупами. Последним кадром на экране была рука с зажатыми в кулаке четками. Дальше — темный экран. После небольшой паузы —традиционные титры. В зале звенела тишина.
Это первый в истории Польши фильм, посвященный массовым расстрелам весной 1940 года 22 тысяч польских военнопленных, среди которых был и отец режиссера. Среди первых зрителей картины оказалась кинообозреватель «Известий» Вита Рамм.
Бульдозер засыпал землей огромный котлован со сброшенными трупами. Последним кадром на экране была рука с зажатыми в кулаке четками. Дальше — темный экран. После небольшой паузы —традиционные титры. В зале звенела тишина. В самых верхних рядах ее со слезами слушали артисты и съемочная группа во главе с режиссером Анджеем Вайдой. Они не сразу поняли, что эта пронзительная тишина и есть на самом деле овации их работе. Аплодисменты возникнут чуть позже, по окончании титров, а пока сидящие в зале постепенно отходили от художественного шока.
Вайда снял не только трагедию польских офицеров и солдат. Это лишь составная часть картины. Не меньшие эмоции испытываешь, когда видишь, как по-разному после войны поляки пытались строить свою жизнь. Основная часть действия происходит в 1945 году, и фреска самой Польши составлена из разных характеров. «Нас не будет, а фильм будет», — сказала на послепремьерном обеде гранд-дама польского кино Майя Комаровска, сыгравшая жену профессора, погибшего в концлагере, и маму ротмистра Анджея, расстрелянного в Катыни. Об одном ее жесте в фильме можно написать целый трактат: столько показала она одним взмахом рук, когда почтальон приносит в дом привет от немцев — деревянный ящик с вещами мужа…
Жена профессора и ее невестка Анна (Майя Осташевска) — каждая по-своему — не верят в гибель близких людей. При этом Анна смирилась с резким понижением социального статуса. Зато их служанка, вдруг ставшая при новой власти партийной элитой, учится пользоваться привилегиями.
Один из ключевых моментов картины — разговор двух сестер, Ирены и Агнешки. Агнешка — актриса Магда Целецка («Одиночество в сети»), — словно вдохновленная поступком Антигоны, видит смысл жизни в том, чтобы пройти путь до конца. Она продает свою косу, чтобы оплатить памятную, с запрещенной властями датой плиту убитому брату-летчику. Прямо с кладбища ее привозят в подвалы госбезопасности. Ирена, напротив, приняла решение, что новая власть в Польше — навсегда. Столкновение между теми, кто осознанно становился частью репрессивной системы, и теми, кто помнил Катынь, в те годы не предполагало компромиссов.
Особенно жаль затравленного поручика Ежи, чья вина лишь в том, что он случайно уцелел среди 500 счастливчиков. Вдовы укоряют его за то, что он вернулся живым, да еще в форме польской советской армии. Лидер нового польского кино Анджей Хыра («Судебный исполнитель», «Одиночество в сети») сыграл трагедию честного солдата. Он — это тоже Польша.
Единственный русский актер, сыгравший в фильме «Катынь», — Сергей Гармаш. Герой Гармаша — капитан Попов не только хороший советский офицер, но и единственный персонаж с фамилией. У польских персонажей фамилии отсутствуют сознательно, чтобы быть свободным от реальных биографий.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме