11:45 14.09.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Энергобезопасность обанкротит страну?

10:16, 14 Сентября | Елена Новожилова,

В ближайшие 12 лет на обеспечение своей энергетической безопасности Беларуси понадобится свыше 30 млрд. долларов. Такие суммы вывели чиновники, но где взять деньги, не знают. Потребности страны явно не совпадают с ее возможностями. Ставка делается на привлечение займов, однако экономисты предупреждают: дальнейший рост закредитованности экономики до добра не доведет.

На днях, 10 сентября, Александр Лукашенко одобрил проект Концепции энергетической безопасности Беларуси до 2020 года, который ему представили помощник Сергей Ткачев и глава Национальной академии наук Михаил Мясникович.

Впервые чиновники разработали долгосрочный топливно-энергетический баланс, на основе которого, ни больше, ни меньше, будут строиться все остальные планы развития страны. Степень значимости, которая отводится документу, следует хотя бы из того, что именно он, как подчеркивается, будет играть важную роль при принятии решений, связанных с другими составляющими национальной безопасности.

В частности, появился специальный показатель энергоемкости ВВП, который должен быть снижен в 2010 году не менее чем на 31%, в 2020 году — на 60% к уровню 2005 года.

«Предупреждаю: за этот показатель (снижение энергоемкости ВВП в этой пятилетке на 30%) спрос будет особый. Потому что это не только вопрос экономики и финансов. Это — вопрос политический. Не размахивайтесь на природный газ, используйте собственные ресурсы, ориентируйте людей на ресурсосбережение. Переводите все, что можно, на собственные источники энергии, — готовил страну к жизни в новых топливных реалиях глава государства. — В этих условиях самое главное — уметь жить по средствам и экономить, особенно энергоресурсы. Прежде всего, в реальном секторе экономики. ... У нас непочатый край работы в этом направлении. Времени на раскачку нет. … Мы дотировать их не будем. Есть дрова — берите и топите».

Перевод «всего, чего можно» на местные виды топлива, модернизация оборудования всей энергосистемы, реконструкция действующих и строительство новых подземных хранилищ газа и нефтепродуктов, обзаведение собственной АЭС выльется стране в копеечку. 13 сентября начальник главного управления инвестиционного развития Министерства энергетики Владимир Бобров огласил порядок затрат: 31 млрд. долларов. Около 19,1 млрд. долларов планируется влить в энергосистему плюс 12 млрд. уйдет на меры по энергосбережению.

Потребуются, как справедливо заметил В.Бобров, «большие денег», причем, по его оценке, «денег нужно еще больше». «Однако вопрос, где их взять, ведь у государства их не прибавляется», — снова справедливо заметил чиновник, определив, тем не менее, необходимость выполнения всей страной энергетических заданий как аксиому.

По словам представителя Минэнерго, предполагается, что на обеспечение энергообороны, в основном, пойдут собственные средства предприятий, а также привлеченные ресурсы: кредиты белорусских и иностранных банков.

Есть еще инновационные фонды отраслевых министерств, в том числе инновационный фонд Минэнерго. Но поскольку окупаемость энергосберегающих проектов за последнее время выросла, предприятиям все же следует в большей степени рассчитывать на банковские кредиты. И в модернизации основных фондов энергетики, отметил В.Бобров, «мы в первую очередь ориентируемся на привлечение кредитных ресурсов. Чаще всего это ресурсы, привлекаемые поставщиками оборудования».

В качестве резерва рассматривается вопрос ликвидации льготного субсидирования отдельных промышленных предприятий и отказ от перекрестного субсидирования.

Что касается инвестиций в строительство АЭС, то вопрос остается открытым. «Мы пока не ведем переговоров, изучаем этот вопрос. Вы сами понимаете, что такое разработать обоснование инвестиций для такого большого, ответственного объекта. Тем более, еще не выбрана ни площадка, ни тип реактора и т.д. Расчеты пока чисто прикидочные», — сообщил Бобров.

«Если чиновникам говорят, какой страна должна быть через 20 лет, они, слепо следуя спущенным сверху указаниям, под это описание вставляют в новоиспеченные формулы цифры и ничтоже сумняшеся оглашают их как инвестиционные планы», — оценил степень реалистичности масштабного плана энергетической обороны Беларуси руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, считающий заложенные в проект Концепции положения аналогом утопического лозунга «Каждому квартиру к 2000 году!».

Если принять во внимание объявленные суммы финансирования сельского хозяйства, других отраслевых программ, то, по словам эксперта, получается, что «чуть ли не вся мировая экономика должна броситься помогать Беларуси осуществлять ее планы».

Поскольку такое едва ли возможно, этот документ, считает экономист, «не более чем отписка, чисто формальная постановка задачи».

«Глава государства не думает о том, что привлечь такие огромные деньги в экономику при существующей здесь системе отношений собственности нереально, — подчеркнул Ярослав Романчук. — Чиновники действуют точно по анекдоту: Можешь из одной шкурки сделать шапку? — Могу. — А две? — Могу. — А пять? Никого не интересует, что эти шапочки никто носить не сможет».

Безусловно, говорит он, своих средств для модернизации энергосистемы нет, и нет другого способа ее осуществления как допуск на рынок современных энергетических компаний.

По данным Департамента по энергоэффективности Госстандарта, напомним, в первом полугодии финансирование энергосберегающих мероприятий за счет всех источников составило в Беларуси 55% (395,9 млрд. рублей). При этом собственных средств предприятий использовано 218,2 млрд. рублей при плане в 240,3 млрд., зато план по привлеченным средствам выполнен на 106%.

Россия еще только первый год, как начала перевод нас на рыночные цены, а наполнение фондов, из которых финансируются энергетические программы, уже идет с большими проблемами. Что ж будет, когда цена на газ станет для Беларуси среднеевропейской?

«Будут напрягать предприятия, имитировать энергосбережение, — предполагает Я.Романчук. — Закончится все тем, что каждый год Минэнерго и другие чиновники будут находить причины, почему не выполнен годовой прогноз, ссылаясь на плохую погоду, недружественный Кремль, непонимающий Запад и прочий форс-мажор».

Средства в инновационный фонд начнут собирать через Комитет госконтроля, либо просто предприятия перейдут в режим экономических убытков, полагает эксперт. Главная же опасность, по его мнению, заключается в том, что предприятиям и банкам «развязали руки и приказали брать внешние займы».

«Внешние ресурсы очень дорогие. Совокупный внешний долг растет очень быстро, в течение 2-3 лет мы можем потерять позиции страны с минимальным объемом внешнего долга. Стимулирование политики займов закапывает экономику в опасную долговую яму», — подчеркнул Я.Романчук.

За пять месяцев по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом объем предоставленных банками кредитов вырос более чем в 1,6 раза и достиг почти 24 трлн. рублей. Это вдвое превышает заложенные на 2007 год параметры. Такими же ускоренными темпами наращивается и кредитование населения.

Белорусские банки всего за восемь месяцев выполнили задачи по кредитованию реального сектора экономики, поставленные перед ними на год. Каждый пятый рубль, использованный на финансирование инвестиций в основной капитал, — кредитный.

«Это огромные цифры, — охарактеризовал экономист ситуацию с объемами кредитования. — Эти деньги берут предприятия, берут банки под госгарантии и высокий процент своих западных партнеров. Это дорога, ведущая в тупик, где ожидает либо дефолт, либо тотальная распродажа активов уже по очень неприятным схемам. Думаю, российские банки тоже готовы были бы давать кредиты, а за долги забрать активы, но в Беларуси законодательство такой порядок не предусматривает. Поэтому нынешняя политика подталкивает либо к дефолту, либо к ситуации, когда все большая часть бюджета будет идти на погашение долгов нерасторопных предприятий и управленцев».

Отгоняя безрадостные мысли, Ярослав Романчук призвал относиться к документу «так же спокойно, как и к любым прожектам а-ля Барон Мюнхгаузен».

Однако предприятию, куда нагрянет так называемый «энергоаудит» с последующими штрафными санкциями, останется только мечтать, чтобы все это оказалось фантазией.

Разработчики проекта Концепции предусмотрели целую систему административных и экономических мер «стимулирования энергосбережения», в том числе введение повышенных тарифов на электрическую и тепловую энергию для тех предприятий или учреждений, которые не укладываются в установленные правительством объемы.

Кроме того, будут определены лимиты предельного потребления энергии: перешагнуть планку не сможет ни завод, ни организация, ни госучреждение.

Практика повсеместного проведения энергоаудитов обещает быть активной.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме