18:45 24.08.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Кредитная история
17:26, 24 Августа | Валерий Карбалевич,
Долги заменяют древний рок в национальных трагедиях нашего времени.
Генрих Гейне
Сейчас в среде экспертов и политиков происходит оживленная дискуссия по вопросу о том, возможно ли в Беларуси изменение экономической политики под влиянием внешних условий. Если да, то в каком направлении? До какой степени?
Одним из аргументов в этом споре может служить кардинальное изменение отношения А. Лукашенко к проблеме внешних заимствований. Известно, что все государства с политической системой, подобной нашей, инстинктивно стремятся к своего рода самоизоляции, проведению политики опоры на собственные силы, опасаются оказаться в зависимости от внешнего мира. И в Беларуси до сих пор отношение к иностранному капиталу было возведено едва ли не в идеологический принцип.
Международные финансовые организации, типа МВФ или Всемирного банка были символами чего-то глубоко чуждого, враждебного. Они стали едва ли не ругательными словами наравне с ЦРУ и российскими олигархами, превратились в дежурные штампы антизападных агиток государственных СМИ. Иностранные капиталисты рисовались, как в советских газетах, в образе алчных акул, посягающих на наши святыни в виде лучших предприятий. Как высказался однажды А. Лукашенко в отношении российских олигархов, они ходят вокруг наших границ, «шашки точат». Но врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Отсутствие у Беларуси внешних заимствований было предметом особой гордости А. Лукашенко, одним из основных пропагандистских козырей. Он неоднократно хвастал, что вот, дескать, нам предлагали деньги и Сорос, и Международный валютный фонд, но мы из принципа не брали, чтобы не оказаться в зависимости от внешних сил, как некоторые наши соседи. И важная заслуга президента, как утверждает официальная пропаганда, состоит в том, что он не позволил набросить на Беларусь долговую петлю.
В последние несколько лет А. Лукашенко не уставал повторять, что нам особо не нужны иностранные инвестиции, хватает своих. Главный недостаток иностранного капитала, по представлениям главы государства, состоит в том, что он стремится к прибыли, не вписывается в белорусскую модель, им трудно управлять.
Пару лет назад президент приостановил процесс получения Беларусью международного кредитного рейтинга, поскольку не видел в этом пользы для страны. А истории о том, как изящно, даже артистично А. Лукашенко водил за нос российских олигархов, давно превратились в особый жанр политического искусства.
Понятно, что совсем отказаться от внешних заимствований Беларусь не могла. Поэтому правительство принимало программы привлечения капиталов из-за рубежа, иностранным компаниям предоставлялись льготы, создавались свободные экономические зоны. Однако это рассматривалось как неизбежное зло, на которое власти соглашались в силу экономической необходимости, для затыкания постоянно возникающих дыр.
И вот в течение нескольких месяцев этого года все изменилось и достаточно радикально. После того, как Россия объявила о постепенном переходе на рыночные цены продажи энергоресурсов, в руководстве Беларуси было принято решение, что на данном этапе главным средством выхода из сложной ситуации должны стать внешние заимствования. Страна быстро получила международный кредитный рейтинг. Начался лихорадочный поиск зарубежных кредитов и инвестиций, в который включился сам А. Лукашенко.
В первом полугодии было привлечено $2,3 млрд. иностранных инвестиций, что в 2 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Причем, прямые инвестиции составляют лишь 22% от этой суммы. В основном это кредиты, которые получают белорусские банки и предприятия. Два наших банка были целиком проданы россиянам.
Например, Белагропромбанк заимствовал в России 1 млрд. российских рублей. Белгазпромбанк и Беларусбанк собираются взять соответственно $35 млн. и $38 млн. у немецких банков. Голландский банк ABN Amro пообещал выделить Беларуси $500 млн. под нефтяные проекты. У России Минск просит правительственный кредит в размере $1,5-2 млрд. И так далее.
Правда, экономисты уверяют, что в сравнении с другими государствами белорусский долг совсем небольшой и не создает угрозы финансовой зависимости. Однако, внешняя задолженность быстро нарастает. В итоге по сравнению с прошлым годом ее темпы роста удвоились. И главное, с точки зрения предыдущих идеологических постулатов А. Лукашенко совершил политическое грехопадение, пошел на сделку с капиталистическим дьяволом.
При этом обращает на себя внимание несколько моментов. Во-первых, этот экономический, политический и идеологический поворот власти стремятся скрыть от населения. Если о необходимости сокращения госсубсидий предприятиям и колхозам А.Лукашенко последнее время говорит постоянно, призывает быть готовыми работать на основе самоокупаемости, то публичных указаний правительству, банкам, предприятиям искать внешние заимствования не было и нет. До момента газового конфликта власти прятали от населения информацию о том, что Беларусь просит у России огромный кредит.
Во-вторых, в политике привлечения внешних заимствований акцент делается не на прямые инвестиции, а на кредиты, которые нужно будет возвращать. Инвестиционный климат в стране по-прежнему плохой и власти ничего не делают для его улучшения.
В-третьих, кредиты берутся в основном не под окупаемые проекты, а для создания валютных запасов. Белорусские банки получают в долг деньги за рубежом, их покупает Нацбанк, и его глава П. Прокопович радостно докладывает президенту и народу, что золотовалютные запасы выросли в два раза. Иначе говоря, кредитные ресурсы берутся для того, чтобы сохранить у электората иллюзию благополучия.
В-четвертых, вопрос о возвращении кредитов отодвигается в неопределенное будущее, видимо в расчете на следующие поколения. Поскольку количество взятых кредитов очень быстро растет, то вполне вероятно образование в недалеком будущем финансовой пирамиды а ля Мавроди.
В-пятых, кредиты берутся не в качестве страховки в ходе проведения реформ, а для предохранения от реформ. Как руководство СССР в последние годы существования государства наделало много долгов, чтобы спасти социалистическую систему. Однако западные деньги не помогли.
Таким образом, ради сохранения социального и политического статус-кво, удержания власти белорусское руководство готово жертвовать не только принципами и политическим реноме, но и экономической независимостью страны. Т. е. для правящей команды нынешняя социальная модель – это не вопрос символа веры, а лишь политической целесообразности. Власти готовы поступиться отдельными элементами социальной системы, чтобы сохранить в целостности ее основы. Внешняя задолженность – это первая жертва, которую руководство страны приносит на алтарь политического самосохранения.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме