19:00 19.07.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Бюджет свержения

16:45, 19 Июля | "Без цензуры"

Сколько денег готов потратить Кремль на лобовую атаку, а Лукашенко — на собственную защиту?

Есть всего две цифры, которые хоть как-то позволяют прояснить скорость российского замещения "проекта Лукашенко" на какой-то иной "персонифицированный проект". А это уже математика. Зная цифровые показатели, можно выстроить уравнение, позволяющее правильно распределить силы и ресурсы.

Первая цифра — стоимость свержения Александра Григорьевича. Речь в данном случае идет сугубо о той стоимости «переформатирования власти в Беларуси», которую должны будут понести исключительно сами россияне. Т.е. cколько денег им нужно будет вложить в проект «Cвержение» при использовании разных моделей теневого воздействия на самого Лукашенко, его окружение, экономическую базу нынешнего белорусского режима и без активизации, к примеру, радикальных оппозиционных сценариев.

Вторая цифра — стоимость лукашенковской защиты от системных российских нападок. Т.е. cколько денег должен будет потратить Александр Григорьевич для обеспечения определенного рода мероприятий и для продолжения собственной президентской карьеры. Впрочем, когда речь заходит о финансировании защитных мероприятий официального Минска, не стоит забывать, что, кроме собственно лукашенковской карьеры, нужно говорить о защите карьер еще целого ряда высокопоставленных чиновников, которые в нынешней Беларуси усердно накапливают личные состояния. Они, конечно, не ровня состоянию самого Лукашенко (разница составляет десятки, а то и сотни раз). Тем не менее, на сегодняшний день риски от поддержки Лукашенко для многих чиновников с лихвой компенсируются теневыми доходами от участия в криминальном управлении Беларусью. Скажем так, среднегодовой теневой доход министра составляет порядка 3–7 млн долларов. Само собой, заработок зависит от отраслевого статуса министерства; связей министра в окружении Лукашенко; личного или «родственного» участия в посреднических структурах; степени доверия к нему со стороны главных действующих лиц; аппетитов, готовности рисковать и т.д. Здравоохранение (вместе с фармацией) намного привлекательнее министерства образования. А на реэкспорте нефтепродуктов, транзите газа и электроэнергетике гораздо больше зарабатывают так называемые «силовики-смотрящие», нежели соответствующие министерские челноки. Хотя и они получают свои «конверты» или «зачеты на посреднические оффшорные счета». Белорусская система управления построена на теневом стимулировании личной ответственности высокопоставленных чиновников. Проще говоря, им платят за то, чтобы они собственными фамилиями подписывали заведомо криминальные распоряжения, приказы. Лукашенко готов тратить на это часть своих собственных теневых доходов. И, между прочим, именно эта графа (оплата лояльности государственного управленческого аппарата) составляет нынче львиную долю затрат на его собственную защиту «от российского свержения».

Очевидно, что нынешний властный статус-кво (всесилие А.Г. И его аппарата) может продолжаться только до той поры, пока затраты на защиту не будут превосходить так называемый порог рентабельности. После его достижения весь свой теневой доход Лукашенко вынужден будет тратить на собственную защиту. Сегодня он тратит на защитные программы не более 20–25% собственных теневых доходов. Кстати, под термином лукашенковские «теневые доходы» мы подразумеваем, прежде всего, «энергетические премии» (реэкспортно-нефтяные отчисления; электричество), «промышленные премии» (обязательные отчисления с прибылей и убытков крупных предприятий всех форм собственности); «разрешительные премии» (выплачиваются иностранными компаниями за получение разрешений на ведение бизнеса, покупку магазинов/банков); бизнесовые платежи (за сохранение лицензий и прочих прав); банковские отчисления; торговые надбавки (во всех крупных торговых сетях); оружейные надбавки; личные презенты от зарубежных партнеров. Если допустить, что ежегодный (негласный) прирост состояния Лукашенко составляет порядка 700 млн долларов, то обычные защитные мероприятия обходятся Александру Григорьевичу в скромные 150–180 млн. долларов. Такова плата за лояльность управленческой вертикали. В эту сумму входят следующие «защитные платежи»: покупка белорусских чиновников (обязательные добавки к зарплате в конвертах, которая порой доходит до 60%); покупка лояльности российских региональных элит (об этом ниже); покупка федерального лобби в лице левых и левацкий системных организаций (яркий пример — коммунисты Геннадия Зюганова). А также покупка хоть каких-либо площадок в российских медиа. На все это традиционно тратились приличные деньги. Но сегодня все эти проекты (кроме финансовой подкормки белорусской номенклатуры) практически свернуты, хотя Лукашенко продолжает на них тратить серьезные ресурсы. Более того, из-за агрессивных действий Кремля «защитный бюджет» белорусского президента быстро распухает и уже сейчас достигает 35–40% от его теневых доходов. А завтра будет еще больше. Сколько? Вопрос риторический. Если россияне сыграют в полную силу и задействуют комбинированный вариант — «экономическое давление, скупка белорусских чиновников, кулуарное давление и силовое запугивание ближайшего окружения А.Г.» — то уже в ближайшее время финансовая привлекательность президентского кресла в Беларуси для Лукашенко упадет до нуля. И он вынужден будет оплачивать свою защиту уже не только из текущей (операционной) прибыли, а из запасов. Сразу же возникает драматический конфликт интересов — Александру Григорьевичу придется выбирать между жадностью и властолюбием. Какая из этих слабостей победит? Пока сложно сказать.

Нам же куда интереснее выяснить, почему некоторые традиционные защитные программы Лукашенко либо свернуты, либо слишком дорожают (при низкой эффективности).

Начнем с регионов. Российские региональные элиты — особенно центральных регионов (таких как Ивановская, Ярославская, Костромская, Брянская, Смоленская области, почти все Поволжье) до 2002 года активно поддерживали Александра Лукашенко и с удовольствием участвовали в лукашенковских пропагандистских программах. В какой-то степени регионалы видели в Лукашенко своеобразный альтернативный центр, который позволял бы сопротивляться Кремлю (напомним, именно в то время Кремль усердно выстраивал единую вертикаль управления и безжалостно ломал самостоятельность удельных областных князьков). С другой стороны, Лукашенко, имевший некоторые виды на российский престол (через проект «Союзное государство»), усиленно подкармливал губернаторов и их замов. Кого-то хорошими объемами американских дензнаков. Кого-то масштабными поставками дешевых белорусских товаров с отсрочкой платежей. В какой-то момент количество влиятельных российских регионалов, поддерживавших Лукашенко, приблизилось к критическому уровню. После которого он должен был либо шагнуть в новую должность, либо попасть под удар новых обитателей Кремля. И хотя стоимость этой региональной поддержки — а речь шла о сотнях миллионов долларов (белорусский бюджет финансировал порядка 70–80% этих программ, тогда как сам Лукашенко тратил не более 200 млн. собственных долларов) — была невероятно высокой, Александр Григорьевич не мог остановиться. Но путинский Кремль быстро сломал регионалов и выстроил их по своему пониманию. Альтернативного центра из Минска не получилось, а деньги, которыми Лукашенко мог бы оплачивать антипутинскую строптивость российских губернаторов, не шли ни в какое сравнение с рисками для их свободы и политического здоровья. Губернаторы быстренько отказались от Лукашенко в пользу Путина. Сегодня эмиссары белорусского президента продолжают «админ-чес по регионам» и даже тратят на это солидные суммы денег, но эффекта практически нет.

Теперь о коммунистах-традиционалах. Нынешняя КПРФ абсолютно бесполезна в качестве федерального лобби. Ее влияние приближается к нулю. Партийный лидер — Геннадий Зюганов — не вхож в серьезные кабинеты и уже смирился с ролью декора. Зюганову, по сути, в Кремле пишут перечень тем и цитат, которые он имеет право озвучивать. Ни шагу в сторону. Ему, конечно, позволяют играть оппозиционера. Но скромного, тихого и… глупого. Правда, сейчас в России появился новый «PR-патриотический» проект по раскрутке Лукашенко. Столь же утопический. Но тем не менее. Одним из его активистов является небезызвестный Дмитрий Рогозин. Дмитрий Олегович практически полностью выпал из серьезной политики. Он — никто. И потому ищет любую тему для личностного выживания в постпутинской России. Эмиссары Лукашенко встречались, в том числе, с Рогозиным, и очень возрадовались согласию Рогозина. На что? На роль пролукашенковского спикера — ведь в Беларуси по-прежнему не понимают, кто есть кто в российской политике. Сам Рогозин дважды приезжал в Минск в последние месяцы. И теперь он… главный (но бесполезный) лоббист Лукашенко в России. От себя добавим, Рогозин блестяще «развел» Александра Григорьевича и «срубил» немножко денег.

Наконец, российские медиа. Места в них для Лукашенко нет. А если он и появляется в этих медиа, то исключительно в качестве сатирического персонажа. Несколько лучше получается поработать в российских региональных (не влиятельных) СМИ. Но информационное управление администрации Лукашенко тратит немалые деньги на организацию рандеву своего патрона с малозначительными медийными представителями. После чего убеждает А.Г. в огромной пользе таких контактов. На самом деле это не так. Последующие публикации в России дают скорее отрицательный результат. Стоимость же такой помпезной PR-процедуры доходит до четверти миллионов долларов единовременно. Сюда входит мониторинг, приглашение, транспортировка, питание, расселение, стимулирование в конвертах.

Таким образом, расходы на защиту Лукашенко будут только возрастать и постепенно приближаться к порогу рентабельности. Добавим, что часть защитных мероприятий производятся за счет прямого бюджетного финансирования. В частности, нарастает финансирование убыточных секторов экономики; нарастает финансирование бюджетной сферы; увеличиваются затраты на внутренние медийные и пропагандистские программы; растут затраты на силовое обеспечение власти Лукашенко.

Российская атака будет стоить от 200 до 400 млн. долларов. Эти деньги пойдут на покупку почти всей вертикали власти в Беларуси. Быстрый вариант формально выглядит дешевле — так как это будет внутренний переворот с использованием посредников из ближайшего окружения Лукашенко (деньги нужны на подкуп). Медленный вариант более дорогостоящ, так как предполагает, что часть российских ФПГ вынуждена будет отказаться от так называемого белорусского оффшора (Кремль должен будет компенсировать эти потери). Но на самом деле, компенсация произойдет… за счет Беларуси. Так как самого Лукашенко буквально вынудят отказаться от существенной части теневой прибыли (за счет резкого поднятия цен на те же энергоносители). Но самое важное состоит в том, что россияне в любом случае затратят на свержение гораздо меньше денег, чем Лукашенко на защиту. Вопрос рентабельности становится сегодня главным…



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме