16:00 11.07.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Гипертония
14:07, 11 Июля | "Без цензуры"
За счет экономического давления Россия сделает Лукашенко непривлекательным для белорусской номенклатуры
Программа российского экономического давления уже работает. Пока не на полную мощность. Все-таки по отношению к Беларуси Россия предпочитает использовать более мягкие модели «экономического воздействия», чем, например, к Украине, Грузии или Молдове. Тем не менее, «подавительная машина» постепенно набирает ход и у официального Минска все меньше аргументов, пригодных для использования в российско-белорусском переговорном процессе.
По большому счету, эмиссары Лукашенко никогда и не вели серьезных переговоров — они лишь исправно записывали вводные, которые им наставительно разъясняли российские партнеры в коридорах «газпромовской высотки» или правительственного «Белого дома». Единственным белорусским переговорщиком, который имел право ставить вопросы и добиваться хоть каких-либо уступок, был сам Лукашенко. Но с каждым годом переговорное красноречие Александра Григорьевича ухудшалось и его сегодняшние позиции крайне печальны — все, что просит у России Лукашенко (а просит он, мягко говоря, непозволительно много) наталкивается на показное презрение и демонстративное непонимание.
Парадокс нынешней ситуации состоит в том, что, с одной стороны, белорусская экономика настроена на российскую волну и жестко привязана к соседу. Между прочим, привязка к российским товарно-сырьевым рынкам — явно ошибочная концепция самого Лукашенко, резко ограничившая маневренность страны. Но разве у А.Г. был иной вариант развития? О принципах функционирования современных экономических систем Лукашенко знал и знает крайне мало. Ему явно не хватает базовых знаний. А толковой команды помощников у него никогда не было. Кроме того, А.Г. всегда казалось, что в наше время можно и нужно жить исключительно за чужой счет. Действительно, вчера Россия готова была финансировать «эксперимент Лукашенко». Сегодня — наш северный сосед очень скрупулезно считает свои деньги. Наконец, авторитарные режимы всегда моноориентированы на какую-либо крупную страну-партнера, которая закрывает глаза на бесчисленные нарушения в обмен на собственную монополию. Однако, в отличие от недальновидного Лукашенко, белорусский бизнес (в том числе и многие государственные предприятия, особенно из потребительского сектора) неосознанно стремился к диверсификации своих сбытовых программ и интуитивно искал счастья на рынках наших западных соседей. Именно это обстоятельство (многовекторное развитие бизнеса вопреки моноориентированной стратегии Лукашенко) все-таки гарантирует некоторую мягкость нынешнего переходного периода, когда Россия активно возводит заградительные редуты на российско-белорусской границе. Но вернемся к парадоксу. С другой стороны, при всей своей незаинтересованности в Лукашенко, Москва пока не задействовала в полной мере все рычаги влияния на официальный Минск. Почему? Ответ на этот вопрос как бы двухмерный. Измерение первое: россияне всегда хорошо зарабатывали и продолжают зарабатывать на оффшоре «Беларусь». Газовый транзит. Реэкспорт нефтепродуктов. Неформальное единое таможенное пространство со всеми вытекающими последствиями. Импорт/экспорт товаров через Беларусь, если прямой импорт/экспорт запрещен. Оружейные сделки. Кредитные программы под «союзные проекты». Контрафактная продукция. И т.д. Российские финансово-промышленные группы зарабатывали порядка 1,5–2 млрд теневых долларов на «проекте Беларусь». Кое-что отчислялось Лукашенко за его лояльность, невмешательство. Чтобы компенсировать возможные потери от закрытия оффшора «Беларусь», нужно время. Кроме того, еще нужно найти и подготовить преемника, который учтет в последующем интересы России, а также сохранит и творчески усовершенствует принципы функционирования «российского оффшора под названием «Беларусь». Т.е. нам не надо обольщаться. Россияне отрицательно относятся к Лукашенко вовсе не из-за каких-то бессребренических побуждений — он наносит существенный вред их оффшорному проекту. Не более, но и не менее.
Вторая причина российской медлительности и нерешительности еще банальнее: у Кремля пока нет детальной программы преобразования традиционного экономического давления на политическое с обязательным замещением Лукашенко на преемника. Равно как и нет четкого и понятного бюджета этой замены. Сколько же будет стоить замена Лукашенко? Есть приблизительные цифры потерь. Есть стоимость «скупки номенклатуры». Есть цена раскрутки преемника. Но нет сводного бюджета всех расходных граф.
Тем не менее, обратной дороги к российско-белорусскому примирению не будет. Даже несмотря на то, что Лукашенко останется в своем президентском кресле и после того, как уйдет Путин. Россия обязательно будет ужесточать свои гласные и негласные антилукашенковские санкции. И тем самым стимулировать несколько позитивных и несколько негативных тенденций в Беларуси. Во-первых, нарастающее экономическое давление россиян поставит на грань краха практически всю промышленность республики и вынудит ее консолидироваться и активизировать внутренние протестные настроения. Тотальное закрытие рынков сбыта ставит серьезные дилеммы перед руководящим составом белорусским промпредприятий. Они должны зарабатывать деньги, иначе государство предъявит претензии и применит арестные санкции. Но как зарабатывать деньги, если тебя выживают с традиционных рынков? Сахарные заводы — только первые ласточки. Нефтепереработка, производство удобрений, металлургия, автопром — уже имеют серьезные проблемы. А ведь это флагманы. Что делать остальным? Директора предприятий, в конце концов, вынуждены будут внятно проговаривать свое недовольство и внятно оговаривать, что перспективы их развития никак не связаны с будущим Лукашенко. И подкреплять все это увесистым «рабочим кулаком». Т.е. по сути, россияне будут провоцировать рост протестных настроений в директорском корпусе и прочей хозяйственно-управленческой элите. Во-вторых, россияне поспособствуют радикализации поведения самого Лукашенко. По мере нарастания промышленного протеста, накопления долговых обязательств, затоваривания складов А. Г. вынужден будет ужесточать свое отношение к директорскому корпусу и тем самым… лишь ускорит необратимый процесс взаимного отталкивания своей управленческой команды и экономики. Потому что кроме как силовых методов воздействия на директорат, среднее управленческое звено у него просто не будет. Пряник (теневые «откатные» схемы) россияне забирают, оставляя только кнут. А сколько можно править кнутом? Директорат до сегодняшнего дня сидел тихо только потому, что риски быть посаженным в тюрьму хорошо компенсировались возможностью зарабатывать десятки тысяч на теневых торговых домах, созданных при предприятиях. Даже государственных. В-третьих, рухнут многие социальные программы, которые скрыто дотировались россиянами и которые позволяли выплачивать хорошие пенсии и зарплаты в бюджетной сфере. В-четвертых (один из важнейших пунктов), потеря личной прибыли для так называемого теневого окружения Лукашенко. Это типичные посредники между административным аппаратом и легальным бизнесом, которые подобно челнокам снуют туда/сюда и получают доход на «разруливаниях». Именно эти посредники и зарабатывают сегодня львиную долю теневых денег, существенную часть из которых перечисляют в так называемый «президентский общак». Валовой доход всех этих посредников составляет порядка 600–800 млн. долларов в год. Из них — 40–50 % традиционно перечислялось в общак. Сейчас сумма отчислений составляет уже 70%. Через полгода — отчислять придется все 95–97%. А ведь от итоговой «личной прибыли» нужно «отминусовать» еще и затраты на легализацию денег через многочисленные оффшоры, содержание офисов и оплату услуг помощников. По сути, у посредников (а это именно те, кто стабилизирует систему Лукашенко) ничего не остается. Следовательно, президентство Лукашенко становится для них крайне невыгодным и нерентабельным. Оно по-прежнему несет в себе флер и ощущение абсолютизма. Но это важно только для А.Г. А для его теневой прослойки, которая зарабатывала неплохие деньги «на Лукашенко», это крайне неинтересно.
Тупиковая ситуация. Лукашенко может сопротивляться только до той поры, пока его поддерживают белорусские теневики. Но их запасы уже на исходе. И тогда у А.Г. останется единственный выход — продать страну россиянам. В прямом смысле. Через продажу всех привлекательных промышленных активов. Продавать нужно будет так называемым российским уполномоченным олигархам, которые собраны в «кремлевском пуле». Прежде всего, это Вагит Алекперов, Владимир Богданчиков, Олег Дерипаска, Владимир Потанин, Михаил Фридман. В какой-то мере, Анатолий Чубайс. Уполномоченные олигархи имеют сегодня полный «административный сервис от Кремля», который включает в себя отраслевую и региональную разведку, силовое прикрытие, политическое и правительственное лобби, влиятельных эмиссаров-переговорщиков, государственный шантаж. В России действует новая экономическая политика, которая выводит «кремлевских олигархов» в безусловные фавориты. По сути, Лукашенко, если он захочет воевать с российским олигархическим бизнесом после продажи ему белорусских активов, будет воевать с Кремлем, но уже в статусе… неформального губернатора (а у этого политического класса в России нет никаких прав).
Вывод трагичен: Лукашенко не может ничего продать россиянам, иначе он становится временным губернатором на внештатной основе (со всеми вытекающими последствиями). Но и не продавать он не может, иначе у него не хватит ресурсов противостоять российскому давлению. И против него взбунтуется не только директорат, но также собственная теневая прослойка, которая хорошо зарабатывает сегодня на его президентстве.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме