13:45 28.06.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Заметим ли «потерю бойца»
11:13, 28 Июня | Ярослав Романчук,
С 21 июня 2007г. ЕС исключил Беларусь из Генеральной системы преференций (ГСП). Профсоюзы настояли. Политики поддержали. Даже весьма дипломатически корректные и очень осторожные чиновники Евросоюза не выдержали и согласились. По сравнению с нефтегазовым ударом России по платежному балансу Беларуси в 2007г. ухудшение условий торговли с ЕС кажется малозначительным с точки зрения холодного экономического расчета. Власти склонны драматизировать последствия нового торгового статуса Беларуси. Но не менее легкомысленны утверждения, что Беларусь «не заметит потери бойца».
Невыносимая свобода торговли
ГСП действует в отношении тех товаров, на которые установлены импортные таможенные пошлины. В ЕС средневзвешенный таможенный тариф составляет всего около 3%. Наряду с 3300 товарами, которые можно ввозить в ЕС беспошлинно, есть 3700 т.н. «чувствительных» товаров. По ним таможенные пошлины значительно выше. Это разрешено как законодательством ЕС, так и нормами ВТО. Такой дырявый получается якобы свободный торговый режим. Европейцы декларируют приверженность рынку, но на деле ЕС является одним из самых сильных протекционистских блоков.
Лучшим способом помощи бедным была бы полная отмена тарифных ограничений и распространения на развивающиеся страны базовых свобод - перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы. Однако политики и крупные лоббисты (аграрии, легкая, добывающая и химическая промышленность) социализированной Европы не готовы к таким простых и эффективным решениям. Они используют запутанные схемы помощи, в т.ч. в виде предоставления для разных стран статуса наибольшего благоприятствования в торговле - на разные товары импортеры в ЕС получают скидки с тарифов в размере 20-30% в зависимости от товара. В качестве поощрения за достижения в области защиты прав трудящихся или окружающей среды предусмотрено удвоение размера скидки.
Не Бог весть какая помощь, но в контексте острейшей конкуренции со стороны производителей из Китая и Индии каждый процентный пункт пошлины для развивающихся стран Европы очень дорог. Войти на рынок ЕС, особенно в не высокотехнологичных секторах, очень сложно. Устойчивые связи между производителями и торговыми сетями, давальцами и продавцами услуг нарабатываются годами. Условия договоров находятся в жестких рамках рыночных условий мировой экономики. Поэтому европейские партнеры белорусских предприятий весьма чувствительны к изменению таможенного режима ввоза товаров из Беларуси. Безусловно, нашу синеокую они любят, но не до такой степени, чтобы заключать с нашими производителями сделки себе в убыток. Поэтому помимо чисто финансовых потерь от отмены преференций Беларусь получила ощутимый репутационный удар, финансовые последствия которого страна в полной мере ощутит через 2-3 года.
Сделай мне больно
Прямые финансовые последствия происшедшего в 15-20 раз меньше последствий российского энергошока. Прямые убытки для отечественной экономики можно было бы точно посчитать, если бы РБ поставляла в ЕС один товар, на который распространяется одна таможенная пошлина. В действительности же ставка в 4%, под которую после отмены преференции подпадают белорусские производители, может изменяться в зависимости от чувствительности товара, т.е. от того, насколько правительства разных стран боятся конкуренции со стороны импортеров.
Если белорусский товар имеет некие особые преимущества, то европейцы будут его покупать и на 4% дороже. Определить сегодня, для какого числа европейских потребителей такой рост цены будет запредельным, сложно, но наверняка не для 100%. С другой стороны, сложно себе представить белорусские товары, которые были бы трудно заменимыми для европейцев. Да и белорусские производители могут подвинуться с ценой экспорта, чтобы не потерять свои позиции на рынке ЕС - например, выторговать у Совмина налоговые поблажки, компенсационные дешевые кредиты или особые цены на энергоресурсы. В результате повышение цен на товары для рынка ЕС может оказаться минимальным. Однако, решая одну проблему, правительство обязательно усугубит другую - финансовое состояние бюджета и банковской системы.
СПРАВКА «БелГазеты». Исходя из структуры торговли между РБ и ЕС, около 80% экспорта приходится на следующие товарные группы: минеральное топливо, масла, древесина, железо, сталь и удобрения. По ним импортные пошлины в ЕС нулевые или близкие к тому. Отмена преференции по ним означает рост тарифов на 3,5-4,7%. Тарифы на текстиль, который является гораздо более чувствительным для ЕС товаром, вырастут на 9,6-12%. По наиболее чувствительным для Беларуси товарным группам рост тарифов не превысит 0,6%.
Эксперты, которые верят в силу белорусского экспорта и устойчивость белорусско-европейских связей, оценивают потери от отмены преференций всего в $23-36 млн. Они ссылаются на высокую долю в экспорте Беларуси в ЕС сырья и промежуточных товаров, которым-де трудно найти субституты. Делая столь оптимистический для белорусской экономики прогноз, они уверяют, что, в крайнем случае, отечественные экспортеры могут сократить свою прибыль или даже уменьшить зарплату.
По закону Мэрфи
Такая оценка исходит из того, что министерства и сами предприятия могут быстро и адекватно среагировать на произошедшие изменения. Однако к нашей номенклатуре скорее применимы законы Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше».
Попробуйте в наших условиях согласовать снижение (повышение) цены или зарплаты, добиться корректировки прогнозных показателей в сторону их уменьшения или убедить налоговую смириться с потерями бюджета. Сделать это в ситуации сильного дефицита межведомственной координации и отсутствия видения будущей макроэкономической политики очень непросто. Поэтому наш ответ на отмену преференций едва будет по-рыночному адекватным и быстрым. Вспомним, как сложно велись переговоры в Китаем по ценам на калийные удобрения в 2006г. Желающих нести ответственность за ухудшение финансовых параметров работы экспортеров найти будет очень сложно.
Нельзя забывать, что в 2007г. белорусские производители работают в режиме новых цен на энергоресурсы и при неизменно высокой налоговой и регуляторной нагрузке. В 2008-10гг. ситуация еще больше усугубится. Экспортеры Беларуси не имеют достаточной гибкости и финансового «жирка», чтобы без последствий пойти на сокращение рентабельности на 2-4%. Тем более что для них никто не отменял прогнозные показатели роста зарплаты. Никто не разрешал им сокращать рабочих или уменьшать объем производства. Поскольку белорусские предприятия не могут провести модернизацию и снизить производственные издержки, то «съедание» каждого процента рентабельности означает увеличение рисков неплатежеспособности и банкротства.
Едва ли перенос тяжести новых импортных пошлин на белорусских экспортеров будет равномерным. Мы уже видим, как правительство своей политикой довело почти до состояния убыточности нашу нефтепереработку. При новых ценах на энергоресурсы производители удобрений, металлов, продуктов химии, транспортных средств или оборудования вынуждены оправдывать перед своими европейскими партнерами рост цен. Им это явно не понравится. В такой ситуации высоки риски того, что многие покупатели белорусских товаров могут вообще отказаться от контрактов с нами и переориентироваться на другие рынки. Тогда мы не будет считать доли процентов потерь, а закат экспорта целых товарных групп. В этом случае большого смысла считать т.н. прямые потери по банальной арифметической формуле «при прочих равных» нет. Объем издержек будет совершенно иным. Многие белорусские чиновники интуитивно чувствуют это. Поэтому они до последнего пытались уговорить ЕС не отменять преференции.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |