14:30 26.06.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
С больной головы на здоровую….
12:41, 26 Июня | Александр Бухвостов
Об исключении Беларуси из Генеральной системы преференций ЕС уже сказано и написано немало. Но немногие разобрались, что системой таможенных льгот, представляемых ЕС развивающимся странам, пользуются те государства, которые соблюдают права трудящихся. Права трудящихся объединяют в одном целом и права человека, и права профсоюзов. В Беларуси длительное время нарушаются права трудящихся, что доказано Комиссией по расследованию Международной организации труда (МОТ) в 2004-2005 году, поэтому наша страна и лишена торговых преференций. Не выполняются требования, за которые платят – перестают платить.
Люди, чьи судьбы были искалечены режимом только за то, что они принадлежали к независимому профсоюзному движению, могут получить хотя бы небольшое моральное удовлетворение. Удовлетворение оттого, что зло не остается безнаказанным, и что возможна реакция международного профсоюзного движения по защите работников от административного произвола, царящего в Беларуси.
Является ли отмена льгот признаком того, что период увещеваний и уговоров руководства Беларуси соблюдать принятые ими же международные правовые стандарты заканчивается, трудно сказать. Бюрократия ООН и ЕС отличается иногда своей непоследовательностью. Взять хотя бы, к примеру, решение Совета ООН по правам человека, исключившего Беларусь из «черного» списка стран, где попраны человеческие права.
Принятое ЕС решение наиболее конкретное из всех принимаемых ранее мер по убеждению администрации Беларуси соблюдать права работников. Отрадно, что комиссия ЕС поддержала требования международных профсоюзных объединений солидарных с борьбой независимых профсоюзов Беларуси. В солидарной борьбе трудящихся за свои права есть много подобного рода примеров. Помню, как в 2000 году Международная Федерация металлистов вместе с австралийскими профсоюзами призвали трудящихся бойкотировать товары фирмы Sony во время Олимпийских игр в Сиднее за нарушение прав работников на предприятиях этой корпорации. Руководству корпорации пришлось выполнить требования трудящихся.
Как буду далее развиваться события? Можно об этом поговорить.
1. Немного истории (ретроспектива)
Май 2000 года. Пленум Совета профсоюза автомобильного и сельского хозяйственного машиностроения (АСМ) принимает решение об обращении с жалобой в Международную организацию труда на нарушение прав профсоюзов и не соблюдения в Беларуси Конвенций МОТ по свободе ассоциаций и коллективных переговоров №87 и №98. Решение «асэмовцев» поддерживают профсоюзы агропромышленного комплекса (АПК) и радиоэлектронной промышленности (РЭП), а также Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП).
К этому времени Лукашенко уже издал свой Декрет № 29, которым переводит всех работников на контрактную форму найма и Декрет №2 о перерегистрации профсоюзов. Эти декреты входили в реализуемый властью комплекс мероприятий по подчинению профсоюзов государству, по подавлению еще не родившегося протестного движения рабочих. Для дальнейшего усиления авторитарному режиму нельзя было больше терпеть «самостоятельность» некоторых профсоюзов и бывшего руководства ФПБ.
К этому времени уже были значительно ослаблены свободные профсоюзы БКДП, запрещена Белорусская ассоциация независимых профсоюзов промышленности и даны указания министерствам, ведомствам и предприятиям убрать из профсоюзов, входящих в ФПБ, лидеров независимого профсоюзного движении и их сторонников.
К этому времени уже незаконно были уволены с « волчьими билетами» десятки профсоюзных активистов, развернута кампания по преследованию неугодных администрации работников и ограничены возможности проведения коллективных переговоров.
Следует сказать, что обращение в МОТ было одобрено съездами профсоюзов АСМ и РЭП. Это было общее коллективное решение профсоюзных организаций, а не отдельных лидеров, как пытается представить случившееся государственная пропаганда.
В июне 2000 года жалоба была принята и рассмотрена в МОТ, а также заведено дело № 2090 «О нарушении прав трудящихся в Беларуси». С 2000 по 2007 год продолжалась эпопея борьбы за независимость профсоюзов, за те настоящие профсоюзы, об отсутствии которых многие пишут, говорят и сожалеют.
Если в 2000 году численность профсоюзов, чьи руководящие органы стояли на позиции независимого профсоюзного движения, была более 500 тыс. человек, то за время рассмотрения жалобы в МОТ численность независимых профсоюзов уменьшилась до 8-9 тыс. человек. И это несмотря на ежегодные решения сессий МОТ, выдаче белорусскому правительству рекомендаций, включения Беларуси в «спецпараграф», назначения специальной высокой Комиссии по расследованию, ее выводов и рекомендаций. Как говорится, собака лает, а караван идет. Действительно, «караван» власти по уничтожению профсоюзов шел к цели.
Практически МОТ реализовала весь свой арсенал мер для направления Беларуси как члена МОТ на путь «истинный», т.е. выполнения ратифицированных Конвенций МОТ. Но воз оставался на месте. В арсенале МОТ оставалась только одна мера, никогда не применяемая прежде, - исключение страны из Международной организации труда. Эта угроза нависла над Беларусью.
В этой ситуации международные профсоюзы обратились в Комиссию ЕС, и начался процесс отзыва преференций, который, как видно, завершен.
За прошедшее время с 2000 года никто из несправедливо уволенных работников не был восстановлен. Наоборот, число таких людей росло. Организации независимых профсоюзов на предприятиях подавлялись администрацией, исполкомы на местах отказывали в регистрации.
Как можно относиться к таким фактам, когда начальник вызывает работника и кладет перед ним заявление в «государственный профсоюз» и контракт. Если будет работником подписано заявление, будет подписан и контракт. А сколько было примеров, когда рабочих массово переводили в созданный администрацией профсоюз, не спрашивая их согласия. Все эти факты зафиксированы Комиссией по расследованию МОТ при допросе свидетелей.
В середине 2002 года на должность председателя Федерации профсоюзов был «назначен» Л.Козик. А в 2003 году из ФПБ были изгнаны все лидеры, защищающие независимое профсоюзное движение. Сразу после этого, в 2004 году, был в полном объеме реализован Декрет №29 о переводе всех работников на краткосрочные контракты.
Эти три года борьбы видали все: малодушие профсоюзных функционеров, предательство сторонников, безразличие к своей судьбе работников предприятий, превращаемых режимом в рабов.
Власть понимала, что против «лома нет приема» и ломала людей, которые выбирали рабочее место, положение и достаток, подавляя в себе человеческое достоинство.
Реставрация «государственных профсоюзов» была значительно облегчена тем, что профсоюзы, как и экономика Беларуси не смогли реформироваться, и подавляющее большинство функционеров, да и членов профсоюзов, устраивало положение и место профсоюзов в государстве и обществе, та ниша, которую отвел им режим.
2. Диалог, как отражение сущности власти
Интересен ход диалога между МОТ и Правительством РБ.
Вначале правительство отделывалось простыми отписками на требования МОТ по выполнению Рекомендаций и продолжало подавлять независимые профорганизации.
Даже некоторые из тех работников предприятий и организаций, которые давали показания Комиссии по расследованию МОТ были уволены. Естественно МОТ получала информацию от профсоюзов о том, что происходит, представители МОТ довольно часто посещали нашу страну. МОТ хорошо владела ситуацией в Беларуси с правами трудящихся.
Далее стали происходить события, возможные только в нынешней Беларуси. Для того чтобы ввести в заблуждение чиновников МОТ и продемонстрировать «напряженную» работу правительства по выполнению Рекомендаций было заявлено, что подготовлена Концепция нового Закона о профсоюзах, подписанная лично президентом. МОТ пытались убедить в том, что Концепция и новый Закон снимет все проблемы с выполнением Рекомендаций и правами профсоюзов.
Следует отметить, что Закон о профсоюзах, принятый Верховным Советом в 1992 году отвечал всем требованиям МОТ и был одним из лучших законодательных актов, с точки зрения прав профсоюзов на постсоветском пространстве. Особенно весомой была статья по обеспечению независимости профсоюзов.
Впоследствии она была убрана из Закона по указанию Лукашенко.
Как мы и ожидали, разработанные Концепция и проект Закона о профсоюзах был прямой противоположностью тем Рекомендациям, которые давала МОТ. Сам характер Концепции и Закона говорил о том, что профсоюзы полностью подчинены государству и никакой самостоятельности и самодеятельности в их действиях не должно быть.
Законодательно закреплялось место и роль профсоюзов в системе государственного управления. Никакого развития независимых профсоюзов законом не предусматривалось, скорее, наоборот, в настоящем виде Закон полностью «хоронит» независимое профсоюзное движение.
Поражает цинизм белорусских руководителей, когда они везут концепцию и проект Закона в МОТ и представляют их как один из этапов выполнения Рекомендаций.
А сколько было предпринято усилий, чтобы «одурачить» эту авторитетную международную организации?
И поездки руководителей правительства и администрации президента в МОТ, и представительный состав правительственных делегаций на сессиях МОТ, и сбор подписей рядовых членов профсоюза, которые сейчас поставлены администрацией в такое положение, что подпишут все, что им прикажут, и апелляция к международным профсоюзам, и, наконец, подделка подписей, в том числе лидеров некоторых профсоюзов. Столько усилий, скандалов…
А надо было всего-то:
восстановить на работе несправедливо уволенных работников;
прекратить преследование работников за принадлежность к независимым профсоюзным организациям;
зарегистрировать организации независимых профсоюзов;
отказаться от массового применения срочных трудовых договоров (контрактов);
предоставить возможность независимым профсоюзным организациям действовать на предприятиях;
прекратить «загонять» работников в государственные профсоюзы, дать им возможность самим выбирать профсоюз;
соблюдать Конвенции МОТ, которые приняты и признаны Беларусью
Все эти мероприятия по затратам ни в какое сравнение не идут с 400 млн. евро, которые теряет экономика Беларуси.
Исполнительный директор МОТ К.Тапиола в разговоре со мной 21 июня с.г. отметил, что весь диалог с правительством представляет из себя «движение по двум параллельным прямым». По нашему, разговор слепого с глухим. К. Тапиола и его коллеги прекрасно понимают, что белорусские чиновники, даже самого высокого уровня не самостоятельны в принятии решений, их возможности в переговорах ограничены концепцией, которую подписал Лукашенко. Представители МОТ говорят о необходимости выполнения рекомендаций по устранению нарушений, им же твердят о концепции и новом законе о профсоюзах, которые к выполнению Рекомендаций практически никакого отношения не имеют.
Кампания вокруг отмены преференций является отражением сущности режима. Режим готов заплатить любую цену, но не дать своему народу глотнуть свободы. Ведь все, что должно выполнить правительство в отношении трудящихся в соответствие с Рекомендациями МОТ, записано в Конституции РБ. Но разве в таком государстве власть заглядывает в Конституцию?
3. Процесс завершен?
Не думаю, что отмена преференций будет иметь необратимый характер. Скорее это сигнал руководству Беларуси о том, что разговоры и уговоры не могут идти бесконечно. Выполните условия и Рекомендации – преференции будут возвращены.
Пойдет ли правительство на реальные действия по выполнению Рекомендаций МОТ? Вряд ли. Хотя небольшие шаги в этом направлении могут быть сделаны. Опять же больше для видимости.
Вряд ли режим допустит предоставление свободы профсоюзам, допустит независимость массового рабочего движения. Для него это смерти подобно. Правда, работники могут и сами создавать свои профсоюзы, и тогда уже правительству некуда будет деваться. Но для таких действий необходимо рабочим «созреть», встать с колен и возмутиться. Ведь не только хлебом един человек. Надо захотеть людьми зваться. В этом случае, и только в этом могут быть созданы самодеятельные и независимые организации самозащиты, какими и должны быть настоящие профсоюзы.
4.О реакции власти
Первая реакция всегда проходит через средства массовой информации. В «Панораме» на БТ, в газете «СБ» за 22.06. 07 и сайте ФПБ появились материалы в которых, как обычно в таких случаях вина за произошедшее перекладывается с больной головы на здоровую. Идет призыв придать анафеме меня и других лидеров профсоюзов за то, что мы осмелились в 2000 году обратиться в МОТ. И это вместо того, что бы разобраться, почему не выполнялись рекомендации МОТ. А может быть попытаться выяснить, как получилось, что в Беларусь приехала Комиссия по расследованию, после выводов которой, уже ничего нельзя было изменить, кроме как выполнять её решения. Возьмите отчет Комиссии, почитайте и вам станет ясно, кто виноват в экономических потерях. Беларусь член многих международных организаций и должна выполнять взятые на себя обязательства.
Практически начата травля лидеров независимых профсоюзов, попытка надеть на них одежду «врагов народа». Открыто звучит призыв к репрессиям. В общем- то реакция ожидаемая. Все очень похоже на далекий 1937 год.
Г-н Микша, заместитель председателя ФПБ, в подписанном им опусе рапортует: «Сегодня в среде профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, полностью ликвидирована база для работы деструктивных политизированных сил». Значит для «конструктивных» - осталась. А раньше твердили, что профсоюзы вне политики. Но профсоюзы это ведь не только функционеры, это и работники, которые работают в тяжелых условиях, униженны контрактами, получают не такую уж большую зарплату и не имеют прав. Не торопиться ли г-н Микша с выводами…..
Справка www.ucpb.org: А.Бухвостов, Председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения с1990 по 2003г.г.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме