14:00 21.06.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Республика Беларусь и Российская Федерация. Концепция стратегического партнерства. Правый взгляд
12:06, 21 Июня | Ярослав Романчук,
Республика Беларусь и Российская Федерация живут в эпоху перемен. Меняются порядки и правительства. Меняется политика и экономика. Подвергаются переосмыслению многие традиции и институты. Меняется мир вокруг нас. В круговороте перемен легко потерять ценностные ориентиры и разобраться в политике, экономике и обществе. Белорусы и россияне хотят обыкновенного человеческого счастья: создавать крепкие семьи, заниматься любимым делом, ездить друг другу в гости, творить, любить и гордиться своим местом в свободной, демократической и независимой стране.
Жить в эпоху перемен сложно. Власти наших стран часто поступают цинично и авторитарно. Бюрократы и номенклатура установили монополию на право говорить от имени народа. Правительства Беларуси и России в разной степени восстановили реакционные, опасные институты советского тоталитарного прошлого. В Беларуси это случилось раньше. Российские власти движутся в том же направлении. Режимы наших стран допускают широкомасштабные нарушения прав и свобод граждан. Политические режимы живут не по законам, а по понятиям. Вместо свободной ответственной экономики мы имеем олигархов и монополии. Они дискредитируют доброе имя честных предпринимателей и идеи либерализма.
Власти наших стран во многом выхолостили идею интеграции Беларуси и России. Личные амбиции политиков в Минске и Москве, доминация интересов олигархов и чиновников в ущерб национальным интересам стран, отстранение гражданского общества от выработки стратегии партнерства между нашими странами, растущая информационная изоляция между нами – все это резко ухудшило отношение между Беларусью и Россией.
Правительства не поделили сверхдоходы, олигархи не договорились по поводу контроля над трубами и финансовыми потоками. Чиновники продолжают спорить по поводу торговых барьеров. Заложником растущего числа конфликтов являются обыкновенные белорусы и россияне. Живя в мире информационных искажений и манипуляций, белорусы думают, что русские хотят лишить их независимости. В свою очередь, россияне считают, что белорусы живут за счет России. Претензии властных политиков и чиновников друг к другу множатся и приводят к охлаждению отношений между нашими народами.
Кризис белорусско-российских отношений развивается, потому, что
правительства приняли не соответствующую национальным интересам Беларуси и России стратегию интеграции. Де-факто мы за 15 лет не создали даже полноценную зону свободой торговли, а на бумаге у нас существует «союзное государство»;
в Беларуси и России наблюдается острый дефицит демократии, политической и экономической свободы;
наблюдается острый дефицит свободы слова и собрания;
гражданское общество лишено возможности участия в определении институтов, механизмов и форм сотрудничества и стратегического партнерства.
Беларусь и Россия – не случайные участники исторического процесса, не просто страны – соседи и не только торговые партнеры. Белорусов и россиян объединяют традиции и ценности. У нас много общего в истории и культуре. Беларусь и Россия имеют сильно интегрированные экономики и дополняющие друг друга рынки. В национальных интересах Беларуси и России не казаться, не декларировать, а по-настоящему быть стратегическими партнерами.
Наши ценности
Наша ценностная, политическая, экономическая и социальная платформа и видение развития белорусско-российских отношений основаны на следующих фундаментах:
свобода и достоинство каждого человека,
поддержка семьи,
социальное партнерство,
ответственная рыночная экономика,
интеграция демократических суверенных Беларуси и России в единое европейское ценностное и институциональное пространство.
В основе стратегического партнерства Беларуси и России лежат следующие принципы:
1. приоритет прав и свобод человека, гражданина при балансе государственных интересов обеих стран;
2. стабильность институтов, которые гарантируют демократию, реализацию принципа разделение властей, верховенство закона, уважение и защиту прав меньшинств;
3. равенство условий хозяйствования для граждан и коммерческих организаций обеих стран на территории друг друга, государственная поддержка честной, открытой конкуренции между субъектами хозяйствования обеих стран;
4. партнерство в сфере международной политики и обеспечения безопасности;
5. преемственность исторических, культурологических, научно-образовательных связей между структурами гражданского общества.
Деятельность по реализации Концепции стратегического партнерства
Существующие институты и договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией не действуют, нарушаются или не эффективны. Поэтому мы предлагаем такие институциональные формы стратегического партнерства, такие формы сотрудничества и взаимодействия, которые учитывают существующие реалия, а также направлены на реализацию целей стратегического партнерства и национальных интересов обеих стран.
Цели стратегического партнерства
Стратегическое партнерство Республики Беларусь и Российской Федерации направлено на достижение следующих целей:
создание эффективных институтов социальной защиты граждан Беларуси в России, граждан России в Беларуси (в сфере здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения);
реализация основополагающего европейского принципа четырех свобод – перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы;
содействие сотрудничеству в энергетике, железной дороге,
транспортной инфраструктуре и телекоммуникации;
укрепление обороноспособности Беларуси и России и обеспечение высоких стандартов национальной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации;
создание и укрепление эффективных механизмов предотвращения нелегальной иммиграции, торговли наркотиками и отмывания денег, борьбы с организованной преступностью;
гармонизация норм и стандартов на рынке труда;
создание единого рынка образовательных услуг;
эффективная защита интеллектуальной собственности, авторских прав, патентов;
стандартизация в области санитарно-эпидемиологического контроля, экологического, радиационного контроля;
создание и развитие единого информационного пространства;
развитие национальных культур, языков, традиций и искусства;
развитие гражданского общества путем поддержки его программ и проектов.
Достижение данных целей и полноценное стратегическое партнерство возможно только в ситуации, когда Республика Беларусь и Российская Федерация являются демократическими государствами с высоким уровнем защиты политических свобод и гражданских прав, когда правительства обеих стран проводят политику свободного рынка, открытой конкуренции и безусловной защиты прав собственности.
Реализация Концепции стратегического партнерства
Стратегическое партнерство Беларуси и России направлено, в первую очередь, на то, чтобы граждане Беларуси и России могли беспрепятственно сотрудничать друг с другом, реализовывать совместные проекты в правовых условиях, предоставляющих гражданам обеих стран равные возможности, физическую и юридическую защиту.
I. Во внутренней и внешней политике Республика Беларусь и Российская Федерация
будут проводить политику уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела на основе демократических норм и стандартов ОБСЕ и Совета Европы;
создадут межгосударственный орган, который будет выполнять функцию Омбудсмена и осуществлять мониторинг соблюдения прав человека в Беларуси и России;
будут ежегодно проводить совместные заседания парламентов для оценки состояния и определения перспектив развития белорусско-российских отношений;
будут поддерживать программы развития гражданского общества, мониторинга действий государственных структур, в том числе военных структур и милиции;
будут содействовать реализации на практике принципов добрососедства, а также принципа четырех свобод (перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы) между государствами – членами СНГ;
будут способствовать развитию полноценных политических, экономических, социальных и культурных отношений с ЕС, США, а также с ООН, ВТО, ОБСЕ и Советом Европы.
II. В социальной сфере Республика Беларусь и Российская Федерация
создадут эффективные механизмы беспрепятственного трансферта пенсий в случае переезда граждан Беларуси в Россию и граждан России в Беларусь;
уравняют в правах граждан Беларуси в Росси и граждан России в Беларуси на рынке труда. Гражданам наших стран не надо будет получать специальных разрешений или проходить особую процедуру регистрации при вхождении на рынок труда друг друга;
уравняют права граждан Беларуси и России на территории друг друга в сфере здравоохранения. Граждане наших стран получат беспрепятственный доступ к услугам скорой помощи, а также тех медицинских услуг, которые в странах предоставляются за счет государства;
будут признавать дипломы о высшем образовании, научные степени, полученные в Беларуси и России на основании согласованных стандартов в образовательной и научной сферах;
организуют экспертные площадки, создадут совместные структуры для обмена информацией, опытом и знаниями в области медицинских и образовательных услуг;
создадут совместный банк данных по трудовым вакансиям, а также информационно-справочную базу для снижения издержек по интеграции в рынок труда.
III. В экономике Республика Беларусь и Российская Федерация
примут соответствующие документы для создания полноценной зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Текущая правовая база отношений между нашими странами во многом является источником разногласий и торговых споров;
упразднят все тарифные и нетарифные барьеры на пути перемещения товаров между нашими странами. Для определения страны происхождения товара, порядка введения мер нетарифного регулирования будут использоваться нормы и стандарты ВТО;
создадут равные условия участия в реструктуризации и приватизации государственной собственности на территории друг друга;
примут стратегию сотрудничества в энергетической сфере, в основе которой лежит принцип свободного входа на рынок топливно-энергетических ресурсов друг друга. На базе белорусских НПЗ будут созданы международные концерны с участием компаний Беларуси, России и ЕС. Газотранспортная система Беларуси также будет трансформирована в международный холдинг. Страны будут прилагать усилия и консолидировать ресурсы для реализации проекта по строительству второй нитки газопровода «Ямал – Европа»;
согласуют тарифную политику в сфере энергетики, железной дороги, транспортной инфраструктуры и телекоммуникации, когда для физических и юридических лиц друг друга будут действовать внутренние тарифы, если они определяются органами государственного управления;
утвердят единые правила транзита грузов через территорию друг друга. Режим транзита для российских компаний в Беларуси и белорусских компаний в России будет соответствовать внутреннему режиму перевозок для отечественных юридических лиц;
унифицируют стандарты в области санитарно-эпидемиологического, экологического и радиационного контроля. Сертификаты качества и соответствия сертифицированных лабораторий будут признаваться на территории друг друга;
унифицируют стандарты банковского и финансового контроля, аудита, бухучета, правила проведения валютных операций на основе международных стандартов, установленных Базельскими соглашениями;
упразднят барьеры по свободному перемещению капитала между нашими странами.
IV. В сфере безопасности Республика Беларусь и Российская Федерация
будут исходить из принципа нейтралитета Беларуси, невступления ее в военные блоки, что зафиксировано в Конституции Республики Беларусь;
будут сотрудничать в сфере противовоздушной обороны и охраны внешних границ,
будут сотрудничать в сфере военной науки, производства вооружения и военной техники;
будут координировать деятельность по участию в миротворческих операциях в рамках ООН, программ сотрудничества с НАТО;
будут реализовывать программы в военной сфере в рамках Организации договора о коллективной безопасности в части, которая не противоречит конституционному статусу военного нейтралитета Республики Беларусь;
V. В культуре, искусстве, информации и науке Республика Беларусь и Российская Федерация
поддержат программы по сохранению памятников и монументов защитникам отечества;
будут осуществлять поддержку проектов и программ, направленных на популяризацию белорусского и русского языков в обеих странах;
поддержат традицию проводить олимпиады по русскому языку в Беларуси и белорусского языка в России; недели белорусской культуры в России и российской культуры в Беларуси;
создадут фонд поддержки белорусской литературы в России;
обеспечат создание единого информационного пространства на основе принципа свободы слова, получения и передачи информации;
поддержат проведение фестивалей национальных искусств, художественных выставок;
создадут фонд поддержки белорусской и российской науки, через который будут содействовать реализации совместных научных программ и разработок;
обеспечат доступ гражданам Беларуси и России к интернет базе данных об историческом, культурном, литературной наследии на основе архивных документов и свидетельств очевидцев.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме