14:45 20.06.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Беларусь: В поисках внешнеполитической идентичности
13:13, 20 Июня | Валерий Карбалевич,эксперт Аналитического центра “Стратегия”,
Беларусь стала независимым государством в силу стечения исторических обстоятельств. Она оказалась вытолкнута в независимое плавание вопреки желанию как большинства населения, так и правящей элиты, которая испытывала от нового положения сильный психологический дискомфорт. Отчасти и поэтому независимость оказалась для страны тяжелой ношей.
Особенность геополитического положения Беларуси состоит в том, что она расположена на стыке двух цивилизаций (европейской и российской). На протяжении всей истории белорусского социума это придавало конфликтам между католиками и православными, сторонниками внешнеполитической ориентации на Восток или на Запад большую силу. Давно замечено, что конфликты на стыке цивилизаций более опасны, чем в других районах мира, их труднее урегулировать (Кавказ, Югославия). В истории Беларуси было несколько гражданских войн между приверженцами восточного и западного вектора внешней политики.
И ныне на запад и восток от Беларуси расположены два центра силы, магнитные полюса - ЕС и Россия, - которые притягивают к себе расположенные между ними страны. Государства этого региона оказались растянутыми этими силовыми полюсами в разные стороны, однако в очень неравной пропорции. Россия смогла притянуть только одну Беларусь. Все остальные государства двинулись на Запад.
Однако этот цивилизационный раскол проходит сегодня и внутри Беларуси, выходит на политический уровень, трансформируется в лозунги "Интеграция с Россией" и "Беларусь в Европу" приобретают характер альтернативы.
Важным фактором внешнеполитической ориентации является структура экономики, доставшаяся стране от СССР. Беларусь - страна с экономикой открытого типа. Свыше 50% ВВП Беларуси приходится на внешнюю торговлю. Удержание прежних и поиск новых источников энергоресурсов и рынков сбыта - это вопрос социально-экономического выживания и политической стабильности государства.
В Беларуси государственность возникла раньше, чем сформировалась нация. Собственное государство - достаточно благоприятное условие для вызревания нации. Однако историческая эпоха внесла свои коррективы. Тенденция глобализации – не самое лучшее внешнее условие для формирования нации.
Новая историческая эпоха привнесла еще один феномен. Национальная идея и национальное движение - это результат усилий наиболее активной, пассионарной части народа (аристократии, элиты, интеллигенции), которая постепенно заряжает энергией национального возрождения спящее большинство. Все национально-освободительные движения - это движения активного меньшинства нации. Но в отличие от ХIХ-начала ХХ вв., когда были в основном сформированы современные европейские нации, в конце ХХ века в судьбы нации властно вмешалась демократия. А демократия, как известно, - власть большинства. Во что это может вылиться в государстве с несформировавшейся нацией, демонстрирует нам феномен Лукашенко. В этом смысле Беларусь - довольно редкий по научной чистоте исторический эксперимент.
Самый главный фактор, работающий на белорусскую государственность - время.
Целый комплекс исторически обусловленных причин привел к тому, что к моменту трансформации советской системы белорусское общество не созрело не только для независимости, но и для реформ. Поэтому демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически, на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы. Произошел импорт реформ. Общество всячески сопротивлялось изменениям, происходило психологическое отторжение новых форм общественного устройства.
На этой почве в средине 90-х гг. сформировалась социальная модель, политическим выражением которой стал авторитарный режим А. Лукашенко, взявший курс на реставрацию основных элементов советского общества.
Особенности внешней политики
Можно выделить несколько характерных черт внешнеполитического курса Беларуси.
1. Идеологизация внешней политики. Белорусский политический режим – самый идеологизированный в СНГ. МИД вынужден участвовать в пропагандистских кампаниях, периодически проводимых в стране. Внешняя политика часто подменяется пропагандой. Конфликт с Западом, например, объясняется тем, что последний не любит славян, не хочет объединения Беларуси и России, чтобы союз этих двух держав не стал угрозой планам создания однополюсного мира. Внешней политике не хватает прагматизма, велик элемент иррациональности. Например, официальный Минск поддерживал С. Милошевича и С. Хусейна до конца, даже тогда, когда эти диктаторы были уже фактически свергнуты.
2. Конфликтогенность внешней политики Беларуси. Созданная в стране социальная модель имеет свою внутреннюю логику функционирования. Как известно, все диктаторские режимы исповедуют идеологию "осажденной крепости", окруженной врагами. Мобилизационная экономика, система чрезвычайных институтов и методов не предназначены для нормального развития. Эта модель имманентно запрограммирована на идеологию войны вне зависимости даже от субъективных намерений ее создателя. Она может выжить лишь в условиях перманентной борьбы с какими-то врагами: внутренней оппозицией, российскими реформаторами и противниками интеграции, коварным Западом и т.д. Это необходимое условие их выживания. Стабильные, нормальные международные отношения для них представляют большую опасность. Такие режимы не только не боятся настроить против себя всех соседей, а наоборот, провоцируют конфликты.
Существенную роль здесь играет субъективный фактор, личность А. Лукашенко. Для него политика - это борьба. Она является для А. Лукашенко единственным способом политического существования. Даже вполне разумные инициативы он часто предлагает в агрессивном, конфронтационном виде.
Постоянная непримиримая борьба с врагами, как внешними, так и внутренними, стала важным элементом государственной политики. Происходит искусственная демонизация Запада, что проявляется в отношении к МВФ, НАТО, разоблачении мифических "заговоров" ЦРУ. Конфликты и скандалы не только с государствами Запада, но и со всеми соседними странами (Польшей, Украиной, Литвой) стали неизбежным спутником внешнеполитической деятельности Беларуси в последние годы. Самое любопытное, что больше всего конфликтов у официального Минска происходит в отношениях с ближайшим союзником - Россией.
Классической иллюстрацией курса Беларуси на искусственное провоцирование конфликта в международной политике может служить скандал с выселением 22 послов из их резиденций в поселке Дрозды в 1998 г.
3. Комплекс государственной неполноценности. Российский политолог Д. Фурман высказал интересную мысль, что поскольку белорусское общество не было готово к независимому существованию, то и утверждение Беларуси как субъекта международной политики происходит в парадоксальной и болезненной форме. Эпатажное поведение первого президента страны по отношению к другим государствам, "бурная и иногда трагикомическая "внешнеполитическая" деятельность Лукашенко закрепляет в сознании и белорусов и окружающего мира представление о том, что Беларусь есть и с ней надо считаться".
В какой-то мере можно утверждать, что внешняя политика Беларуси - это проявление не только комплекса государственной неполноценности страны, но и личных комплексов и капризов ее президента. А. Лукашенко стремится утвердиться на международной арене с помощью скандалов, что можно определить как "комплекс Герострата".
На фоне идеологической войны с Западом и особенно с США А. Лукашенко постоянно ощущает некий психологический дискомфорт от того, что не признается лидерами ведущих государств мира, не имеет возможности делать визиты в западные страны. Поэтому борьба с Западом парадоксальным образом сочетается со стремлением официальных СМИ доказать, что белорусский лидер - уважаемый и влиятельный в политик именно в западном мире. Только этим можно объяснить, что, пожатие им руки Б. Клинтона в кулуарах Стамбульского саммита было объявлено великим дипломатическим прорывом.
Курс на интеграцию с Россией, в какой-то мере тоже проявление комплекса государственной неполноценности, неготовность белорусского общества и элиты взять на себя ответственность за собственную судьбу.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме