18:00 18.06.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Взлеты и падения рейтингов доверия

16:26, 18 Июня |

Доверие власти – основа ее легитимности. Разумеется, власть может опираться и на силу, но, как заметил еще в начале XIX века Талейран: "При помощи штыков можно сделать многое, но на них нельзя сидеть". Данные табл. 1 позволяют проследить рейтинг доверия президенту А. Лукашенко за последние полтора года, а также сравнить его со значением кризисного для власти 2002 г.

Как можно видеть, в целом за последнее время принципиальных изменений в рейтинге нет. "Нефтегазовая война", главным участником которой с белорусской стороны и выступал глава государства, на доверии ему практически не отразилась. И это несмотря на значительную динамику целого ряда социологических показателей, вот уже более 15 лет отслеживаемых экспертами НИСЭПИ. Причина стабильности президентского рейтинга – в самой природе персоналистской власти. Для большинства белорусов президент – "Наше все!" Он последний рубеж, что не означает невозможность падения данного рубежа в принципе. Просто этот рубеж если и падет, то падет последним.

 

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: "Доверяете ли Вы президенту Беларуси?"*, %

Вариант ответа

04’02

12’05

02’06

04’06

11’06

01’07

05’07

Доверяю

32.4

59.0

60.2

57.3

60.3

55.4

56.9

Не доверяю

42.9

30.8

30.8

31.4

26.0

28.5

32.7

ЗО/НО

33.7

10.2

9.0

11.3

13.7

16.1

10.4

* Таблицы читаются по вертикали

 

После президентских выборов 2001 г. такой процесс имел место. За объяснением далеко ходить не надо, т.к. реальный рост заработной платы и пенсий практически остановился, и привыкшие к предвыборным "подачкам" граждане моментально на это среагировали. Сегодня проблем с ростом заработной платы нет, хотя рост пенсий и остановился. На рейтинге доверия такая задержка не отразилась, но вот индекс доверия это уже "почувствовал" (табл. 2). С ноября прошлого года рейтинг доверия сократился на 3.4 пункта, но одновременно на 6.7 пункта вырос рейтинг недоверия. Несовпадения численных значений произошло за счет сокращения затруднившихся с ответом и отказавшихся отвечать. Поэтому изменение индекса доверия за последние 6 месяцев оказалось значительным.

Персоналистская природа белорусского политического режима, в частности, проявляется в несамостоятельности рейтингов доверия властным институтам, тесно связанным в общественном мнении с институтом президентства. Это хорошо заметно по индексу доверия правительству. Во-первых, он всегда ниже президентского, а во-вторых, колеблется с ним синхронно. В отличие от индекса правительств, индексы армии и православной церкви (институты с многовековой историей) колеблются в самостоятельном режиме.

 

Таблица 2. Динамика индексов доверия государственным и общественным институтам*

Институция

04’02

04’06

11’06

05’07

Православная церковь

+0.247**

+0.528

+0.486

+0.478

Армия

+0.159

+0.317

+0.309

+0.305

Президент

–0.179

+0.259

+0.351

+0.244

Независимые исследовательские центры

+0.158

+0.165

+0.015

+0.212

Независимые СМИ

–0.119

-0.012

–0.076

+0.152

Государственные СМИ

–0.044

+0.163

+0.207

+0.114

Правозащитные организации (БКХ и др.)

+0.023

+0.092

+0.111

Правительство

–0.266

+0.111

+0.137

+0.107

Государственные исследовательские центры

+0.009

+0.137

+0.094

+0.081

Свободные и независимые профсоюзы

–0.136

–0.029

–0.009

+0.042

Международные организации (ООН, Евросоюз,

ОБСЕ, Европарламент, Совет Европы и др.)

+0.072

+0.035

Суды

–0.222

+0.116

+0.153

+0.033

Центральная избирательная комиссия

–0.183

+0.062

+0.052

–0.005

КГБ

–0.194

+0.106

+0.046

–0.025

Католическая церковь

+0.247**

+0.070

–0.035

–0.028

Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме