13:00 24.05.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Как будет работать фракция «Гражданское действие» на предстоящем Конгрессе демсил?

11:04, 24 Мая |

На заседании Политсовета ОГП 18 мая было принято решение о создании фракции «Гражданское действие». В ее состав на Конгрессе демократических сил войдут члены Объединенной гражданской партии и сторонники ОГП. Планируется, что фракцию войдет около 120 человек.

«Название фракции не случайно, — отметил руководитель ОГП Анатолий Лебедько. — Именно под таким названием действовала фракция в Верховном Совете 13-го созыва. Мы таким образом заявляем о преемственности в работе двух фракций. Те идеологические и ценностные установки, которые лежали в основе деятельности парламентской фракции, будут продолжены нашей фракцией в Конгрессе демократических сил».

Ниже можно найти  рабочие документы фракции «Гражданское действие»,  отражающие позицию Объединенной гражданской партии,  а также  другую информацию, посвященную предстоящему Конгрессу демократических сил. 

 

МАНИФЕСТ

фракции «ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Конгресса Объединенных демократических сил

 Фракция «Гражданское действие» является идейным, политическим и нравственным наследником одноименной фракции Верховного Совета 13-го созыва, последнего демократически избранного законодательного органа Республики Беларусь. Наша ценностная, политическая, экономическая и социальная платформа и видение развития белорусского общества основаны на пяти ключевых фундаментах:

Ø      свобода и достоинство каждого человека,

Ø      поддержка семьи,

Ø      социальное партнерство

Ø      ответственная рыночная экономика,

Ø      интеграция суверенной Беларуси в единое Европейское политическое, ценностное и институциональное пространство.

Нас объединяют общие цели в политике и сфере государственного строительства:

Ø      восстановление в Беларуси полноценных институтов европейской демократии,

Ø      создание механизмов и правовых процедур открытой политической конкуренции,

Ø      создание прозрачного, эффективного, ответственного государства с высокими стандартами управления,

Ø      децентрализация политической власти и обеспечение функционирования местного самоуправления,

Ø      деполитизация и профессионализация силовых структур, создание механизмов парламентского и общественного контроля над их деятельностью,

Нас объединяют общие цели в экономике:

Ø      расширение полномочий потребителей, частных инвесторов и предпринимателей в принятии экономических решений,

Ø      демонополизация экономики и развитие открытой конкуренции без особых привилегий и льгот,

Ø      либерализация внутренней и внешней торговли, адаптация международных принципов, правил и стандартов,

Ø      создание механизмов, гарантирующие предоставление гражданам максимум ценности на используемые бюджетные ресурсы,

Ø      развитие финансового и фондового рынков, гарантирующее доходность сбережения граждан,

Ø      создание полноценного рынка земли, дебюрократизация с/х производства и создание адекватных институтов ресурсной поддержки сельского хозяйства,

Ø      дебюрократизация экономики, создание благоприятного делового климата, институтов национальной и деловой конкурентоспособности,

Ø      развитие полноценного рынка недвижимости и жилья, адресная помощь многодетным семьям, инвалидам в оплате жилья,

Ø      принятие четких институциональных ограничений на размер и полномочия государства: инфляция – не более 3% в год, сбалансированный бюджет, внешний долг – не более 25% ВВП, общие расходы государства – не более 30% ВВП, размер среднего импортного тарифа – не более 3% от стоимости товара,

Ø      создание основ экономики знаний, инновационного развития путем интеграции в мировые центры научной, технологической и производственной деятельности.

Нас объединяют общие цели в социальной сфере:

Ø      создание динамичного рынка труда, институтов профессиональной подготовки граждан за счет бюджетных и частных ресурсов к трудоустройству в условиях интеграции Беларуси в региональную систему разделения труда,

Ø      создание эффективной системы защиты жизни и здоровья, реализация базовых принципов страховой медицины с жесткими гарантиями бесплатного доступа граждан к услугам скорой помощи, жизнеобеспечивающим лекарствам,

Ø      создание национальной системы образования с учетом требований реального спроса на рынке труда, а также образовательных стандартов европейского рынка,

Ø      создание эффективной ресурсной базы для обеспечения благополучной старости и активного вовлечения молодежи в частную пенсионную систему,

Ø      создание и поддержка за счет бюджетных ресурсов инфраструктуры для массового, бесплатного занятия физкультурой и спортом,

Ø      монетизация льгот, адресность в предоставлении бюджетной помощи, безусловное выполнение государством своих обязательств перед теми гражданами, которые пострадали в результате военных конфликтов или ликвидации техногенных аварий.

Фракция «Гражданское действие» - это политическая группа патриотов Беларуси. Мы выступает за создание современного, суверенного, европейского государства. В национальных интересах нашей страны дружить со всеми соседями, состоять и активно сотрудничать с важнейшими международными организациями (ООН, Совет Европы, ОБСЕ, ВТО, МВФ, Всемирный банк). Фундаментом нашего устойчивого развития является полноценное партнерство, открытые и взаимовыгодные отношения с Россией и Украиной. Фракция «Гражданское действие» декларирует, что полноценное членство в Европейском Союзе является нашей стратегической целью. Мы интегрируемся в современную цивилизацию свободы выбора, ответственности и социального партнерства. Мы укрепим национальную культуру нашей страны, поддержим науку и инновационную деятельность. Беларусь будет гордиться гражданскими действиями , крепко стоящих на ногах, уверенных в своем будущем людей.

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Одной из главных и сложно разрешимых проблем, которые, как правило, возникают перед новой властью, является проведение необходимых экономических реформ. Особенно остро стоит этот вопрос перед демократической властью. Это обусловлено сложностью прохождения самих демократических процедур, наличием парламентской оппозиции, которая зачастую использует проекты экономических реформ, как средство политического давления.

Что же делать? Некоторые предлагают сохранить на переходный период пост Президента страны с широкими полномочиями. Президент, говорят они, должен расчищать завалы и проталкивать реформы. К чему это может привести – мы знаем. Есть вариант лучше. Заранее договориться об основных параметрах реформ, способах их осуществления. Договориться тогда, когда еще никто не знает, какая партия будет правящей, а кто останется в оппозиции. Эту задачу ставит перед собой настоящая «Экономическая Конституция».

 

 

Мы, граждане Республики Беларусь (Беларуси),

  • основываясь на фундаментальных правах и свободах человека;
  • исходя из необходимости реализации каждым человеком права на жизнь;
  • считая основополагающими принципами белорусской государственности принцип частной собственности, предпринимательства и свободы экономического обмена;
  • считая себя полноценным и равноправным субъектом региональной и мировой системы разделения труда;
  • опираясь на принципы свободной торговли, открытой конкуренции и ответственного государства;
  • желая обеспечить долгосрочный, устойчивый рост благополучия граждан,
  • учитывая мировой опыт системных трансформаций в мировой экономике и выводы современной экономической науки,

принимаем настоящую Экономическую Конституцию – основной закон, регулирующий экономические правоотношения между гражданином, коммерческой организацией и государством.

 

РАЗДЕЛ I.ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

 

Статья 1. Право собственности – это юридически закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, действуя при этом по своему усмотрению, реализуя свой интерес и не нарушая права собственности других граждан, а также устраняя вмешательство любых третьих лиц в сферу  хозяйственного употребления такого  имущества.

 Статья 2. Государство всеми доступными средствами способствует росту собственности у всех граждан страны. Собственник вправе использовать принадлежащие ему ресурсы любым способом, не наносящим вред и не нарушающим аналогичные права других граждан.

Статья 3. Право собственности означает запрет на присвоение чужого ресурса, его конфискацию, порчу, загрязнение, пересечение, использование  и совершение других действий без разрешения собственника.

Статья 4. Отношения собственности является фундаментом общественных отношений в Республике Беларусь. В частной собственности граждан Республики Беларусь, граждан других государств могут находиться все формы активов и ресурсов: земля, деньги, ценные бумаги, эмитированные в Беларуси и в других странах, товары, объекты интеллектуальной собственности, объекты недвижимого имущества. Дискриминация в правах собственности по признаку гражданства незаконна. Государство поощряет развитие частной собственности в стране, равно как и смешанных форм собственности с участием иностранного капитала и иностранных граждан.

Статья 5. Акт экономического обмена собственностью есть передача полномочий от одного субъекта другому по взаимному добровольному согласию. Граждане Республики Беларусь имеют право на самостоятельное определение условий обмена правами собственности на активы и ресурсы, исходя из своего представления о выгоде, пользе и ценности. Государство не вправе принуждать граждан к совершению сделок с собственностью ни с гражданами своей страны, ни с гражданами других стран.

Статья 6. Права собственности защищаются Конституцией и законом. Любые споры и конфликты между гражданами решаются посредством переговоров или в судебном порядке. Временный или окончательный переход прав собственности от одного экономического субъекта к другому может быть произведен только с согласия собственника или по решению суда. По взаимному согласию граждан споры и разногласия могут разрешаться в частных судах (арбитражах). Судебные решения частных судов имеют такую же юридическую силу, как и решения государственных судов и являются обязательными для исполнения правоохранительными органами.

Статья 7. Государство гарантирует равенство условий для реализации гражданами своих прав собственности. Под равенством условий хозяйствования понимается отсутствие льгот, привилегий или преференций по доступу на рынок денег, товаров, услуг,  рабочей силы,  деятельности на нем или выходу из него.

Статья 8. При предоставлении своих активов и ресурсов в коммерческое пользование другим экономическим субъектам государство обязано создавать равные условия доступа, не допуская дискриминации по форме собственности, стране происхождения или другим критериям.

 

РАЗДЕЛ II. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН

 

Статья 10. Граждане Республики Беларусь и их коммерческие организации имеют право совершать любые виды деятельности на любых рынках на условиях, которые они считают выгодными. Запрещенными видами деятельности являются действия, которые направлены на лишение гражданина жизни, здоровья и имущества.

Для занятия видами деятельности, которые могут создавать непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, экономическим субъектам требуется получение лицензии. Другие разрешительные процедуры, в том числе особый порядок регистрации юридических лиц, получения дополнительных разрешений, запрещается.

Статья 11. Экономические субъекты самостоятельно определяют порядок взаимоотношений с кредиторами и финансовыми учреждениями, в том числе правила возврата кредитов и возмещения убытков,  режим разрешения споров, формы ответственности, размер и порядок получения компенсации, закрепляя их в двусторонних договорах. Если эти параметры не определены в договорах, стороны пользуются соответствующими нормативными актами.

Статья 12. Граждане информируют о начале своей коммерческой деятельности государство, если выбранный ими вид деятельности не требует получения лицензии. Наложение государством дополнительных обязательств на граждан для начала коммерческой деятельности, таких как обязательное формирование уставного фонда, нотариальное заверение документов и других, ведущих к росту издержек входа на рынок, не допускается.

            Граждане самостоятельно определяют формы участия, стоимость своих вкладов в совместные коммерческие проекты, механизмы гарантии, формы залога, страхования рисков и другие аспекты экономической деятельности. Принуждение граждан к определенным формам нейтрализации или диверсификации рисков, к проведению той или иной ценовой, производственной, инвестиционной, сбытовой, финансовой политике не допускается.  Любые виды страхования являются добровольными, за исключением тех случаев, когда экономические субъекты или отдельные лица обязаны заключать договора страхования  в рамках международных соглашений.

            Государство не вправе устанавливать разрешительный порядок для осуществления любых видов экономической деятельности, кроме тех, которые подлежат лицензированию. Государство принимает закон, в котором содержится полный перечень лицензируемых видов деятельности

Статья 13. Граждане самостоятельно выбирают способ верификации лиц и документов в коммерческих сделках и иных договорах об экономическом обмене. Органы государственной власти способствуют получению достоверной информации из имеющихся у них источников для обеспечения всех форм безопасности экономических субъектов страны.

Статья 14. Граждане вправе заниматься любыми разрешенными законодательством формами экономического обмена, в том числе приобретением прав собственности на разные объекты, с экономическими субъектами других государств. Государство не вправе вводить разрешительные процедуры или запреты на такие формы обмена. .

 

РАЗДЕЛ III. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 15. Государство создает равные условия хозяйствования для всех экономических субъектов. Оно создает правовое поле, которое стимулирует конкуренцию, поощряет предпринимательство, поддерживает открытость внутренней и внешней торговли.

            Государство выполняет свои фундаментальные функции по защите жизни и собственности экономических субъектов Беларуси посредством организации качественной, эффективной работы судебной власти, правоохранительных органов, в том числе финансовой разведки, милиции, прокуратуры, института судебных исполнителей.

Статья 16. Органы государственного управления не имеют право совмещать законодательную, распорядительную и контрольную функции. Исполнение данных функций должно быть жестко разделено во избежание конфликта интересов и противодействия коррупции.

Статья 17. Органы государственного управления обязаны предоставлять полную информацию о своей деятельности. Каждая из структур, полностью или частично финансируемая из бюджета, закупающая товары или услуги в рамках государственного заказа, обязана предоставить на своем сайте полную информацию о доходной и расходной части бюджета. В открытом доступе должны быть также сведения о характере заключаемых коммерческих сделок (цены, условия поставки, спецификация товаров предложения других компаний), расходах на оплату труда, материально-техническое обеспечение деятельности, командировки, аренду, оплату услуг сторонних организаций и другие статьи расходов, произведенных за счет средств бюджета. Исполнение ежегодной сметы расходов подвергается ежегодной аудиторской проверке, результаты которой публикуются на сайте данного ведомства в открытом доступе.

Статья 18. Органы государственного управления, за исключением Министерства государственного имущества, не имеют права учреждать коммерческие предприятия. Коммерческие предприятия, созданные до принятия настоящей Экономической Конституции, акции в акционерных обществах, находятся в управлении Министерства государственного имущества. Коммунальным имуществом управляют региональные отделения данного министерства.

Статья 19. Государственные служащие и их супруги обязаны ежегодно подавать декларации о доходах и имуществе. Данные декларации должны быть в открытом доступе на сайтах органов государственного управления, где работают данные граждане.

Статья 20. Все коммерческие организации, учредителем в которых являются органы государственного управления, обязаны проводить ежегодный аудит и предоставлять его результаты в открытом доступе в интернете.

Статья 21. Государственные служащие не могут состоять в политических партиях и движениях. В случае приема на работу в орган государственного управления гражданин, обязан выйти из политической партии или движения, если он в ней состоит. При приеме на работу дискриминация по принадлежности к политической партию или движению не допускается.

Статья 22. Любая деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других предпринимателей на свободную конкуренцию не допускается.

Статья 23. Органам государственного управления республиканского и местного уровня запрещается принимать нормативные правовые и иные акты и (или) совершать действия, направленные на создание благоприятных или дискриминационных условий для деятельности  отдельных субъектов рыночных отношений или их групп, устранение или ограничение конкуренции.

            В должностные обязанности каждого государственного служащего входит стимулирование конкуренции на рынках всех факторов производства. Должностные лица, допустившие принятие нормативных актов, ограничивающих конкуренцию или дискриминирующих экономические организации по форме собственности, стране происхождения, правовой форме или времени работы на рынке, увольняются. Им запрещено занимать должности в органах государственного управления в течение последующих пяти лет.

 

Статья 24. Для осуществления государственной политики по содействию и развитию конкуренции, а также по пресечению недобросовестной конкуренции со стороны органов государственного управления и экономических субъектов государство создает Антимонопольный комитет. Размер рынка, занимаемый экономическим субъектом на определенном рынке товара, услуги или работы, не является основанием для проведения против него антимонопольных действий, если экономический субъект занял данную долю рынка в результате открытой конкуренции и без привлечения ресурсов государства.

Статья 25. В случае причинения экономическому субъекту ущерба в результате действий или бездействия государственных органов в сфере законодательной, контрольной деятельности или способа управления государственными активами, государство обязано возместить причиненный ущерб. Размер причиненного ущерба определяется в судебном порядке. Государственный служащий, виновный в нанесении ущерба, должен  быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности, если его действия носили корыстный характер.

            Статья 26. Государство создает правовую базу, механизмы административного контроля над действиями органов государственного управления. Вмешательство в хозяйственную деятельность экономических субъектов влечет административную и уголовную ответственность.

 

Глава 2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

 

Статья 27. Национальный банк является центральным органом государственного управления,  который  проводит монетарную политику в полном объеме и без ограничений. Целью Национального банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы и развитие института финансовых посредников. Для достижения этой цели Национальный банк использует стандартные инструменты открытого рынка. Запрещается обременять Национальный банк задачами, которые могут поставить под угрозу выполнение им своей базовой цели.

Статья 28. Национальный банк является независимым органом государственного управления. Он подотчетен парламенту страны. Парламент принимает решение о назначении Председателя правления Национального банка, членов правления Национального банка сроком на 7 лет, а также ежегодно заслушивает доклады о состоянии денежно-кредитной политики в стране.

Оказание давления на Национальный банк со стороны органов исполнительной или законодательной власти с целью способствовать выполнению задач этих органов  недопустимо и преследуется по закону.

Статья 29. Национальный банк самостоятельно определяет параметры денежно-кредитной политики, исходя из необходимости обеспечения стабильности национальной валюты.

Статья 30. Председатель правления Национального банка автоматически теряет работу, если в течение трех лет подряд уровень инфляции в Беларуси, измеряемый индексом потребительских цен по международной методике и при свободном ценообразовании превышает три процента в год.

Статья 31. Национальный банк не имеет права владеть акциями коммерческих банков. Акции коммерческих банков, которыми владеет Национальный банк, должны быть проданы в течение 18 месяцев после принятия данной Экономической Конституции.

Статья 32. Национальный банк выполняет функции банковского надзора, выдает лицензии на осуществление банковских операций и операций на финансовом рынке и осуществляет их отзыв на основе заключения экспертизы.

Статья 33. Коммерческие организации Беларуси могут эмитировать свои платежные средства (деньги), но только в случае 100-процентного их обеспечения золотом и иными ценными высоколиквидными металлами. Национальный банк не вправе ограничивать хождение и использование частных платежных средств.

Статья 34. Национальный банк стимулирует конкуренцию на рынке банковских и финансовых услуг и противодействует монополистическим устремлениям. В соответствие с международными договорами он осуществляет необходимое взаимодействие с международными и региональными финансовыми центрами, проводит операции на мировых финансовых рынках.

 

Глава 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Статья 35. Для финансирования своей деятельности государство использует налоги, пошлины и сборы. Общие расходы государства не могут превышать 30% ВВП. Правительство осуществляет свою деятельность в рамках бюджета и автоматически уходит в отставку, если в течение трех лет подряд расходы консолидированного бюджета превышают 30% ВВП, рассчитанного по стандартной международной методике.

            Данная норма об ограничении объема расходов консолидированного бюджета начинает действовать, начиная с четвертого года после принятия настоящей Экономической Конституции.

Статья 36. Правительство создает равные условия хозяйствования на рынке денег, товаров, услуг и рабочей силы. Дискриминация отдельных экономических субъектов по форме собственности, стране происхождения, правовой форме коммерческой организации  с использованием налогов или иных инструментов фискальной системы не допускается.

Статья 37. Правительство стимулирует конкуренцию среди коммерческих организаций, противодействует монополизации. Не допускается введение дискриминационных мер  по отношению к коммерческим организациям независимо от форм собственности, равно как

 и предоставление льгот, преференций, дотаций, субсидий и других форм государственной поддержки, которые являются нарушением базового правового принципа равенства условий хозяйствования.

Статья 38. Правительство финансирует свою деятельность, допуская предельный дефицит бюджета 2% ВВП в год. В случае, если правительство допускает дефицит бюджета больше 2% в течение трех лет подряд, оно автоматически уходит в отставку.

            Местные органы власти не допускают дефицит бюджета более 2% ВВП области в год. В случае превышения дефицита бюджета 2% ВВП в год в течение трех лет подряд, руководитель и заместителя руководителя данной территориальной единицы автоматически уходят в отставку. Правительство назначает временного управляющего до проведения выборов руководителя региона.

            Правительство не имеет права допускать размер внешнего долга выше 25% ВВП. В случае превышения лимита внешнего долга в 25% ВВП в год в течение трех лет подряд, правительство автоматически отправляется в отставку. Его руководитель лишается возможности занимать руководящие должности в органах государственной власти в течение пяти лет.

Статья 39. Правительство гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы в Республике Беларусь. Введение региональных ограничений, квот, особых налоговых или административных статусов территорий не допускается.

Статья 40. Правительство определяет равные правовые параметры деятельности всех отраслей экономики, не допускает выделения отдельных секторов и предприятий из общих условий хозяйствования.

Статья 41. Правительство делегирует полномочия по управлению государственной собственностью, активами, акциями в коммерческих организациях Министерству государственного имущества и приватизации. Правительство не имеет права предоставлять данному министерству полномочий, привилегий или возможностей дискриминировать частные коммерческие организации.

Статья 42. Правительство обеспечивает развитие общегосударственной инфраструктуры в виде автомобильных, железнодорожных путей сообщения, линий электропередач, информационных и медийных систем, а также обеспечивает равный доступ к ним всех коммерческих организаций и граждан.

Статья 43. Правительство обязано обеспечить полную прозрачность расходов всех органов государственного управления. Не допускается ограничение доступа или засекречивание информации, касающейся доходов и расходов бюджета, финансового состояния и управления активами, находящимися в собственности государства, макроэкономических показателей.

Конкурсы и тендеры на размещение госзаказа или по продаже акций и активов, находящихся в собственности государства, должны проходить открыто и гарантировать равные условия для всех их участников.

Статья 44. Органы государственного управления принимают нормативные акты, которые вступают в силу, как минимум, спустя шесть месяцев после их официального опубликования.

Статья 45. Правительство осуществляет деятельность по защите жизни и здоровья а также прав собственности граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Эта деятельность распространяется на всех граждан страны, включая и совершивших преступления на территории других государств. При возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся за пределами страны (включая террористические угрозы), правительство должно использовать все доступные средства, в том числе военные и специальные, для предотвращения таких угроз и эвакуации граждан Беларуси на родину.

Статья 46. Доведение до государственных органов власти планов по сбору штрафов и объему конфискованных товаров запрещено. В случае нарушения этого принципа виновные подлежат увольнению без права работать на государственной службе.

Статья 47. Непосредственное управление государственными финансами, сбор налогов, распределение их по утвержденным парламентом программам осуществляет Министерство финансов.

Статья 48. Правительство организует систему финансирования расходов государства, исходя их следующих требований: простота налоговой системы, плоские ставки, недискриминационность и нейтральность. Прогрессивные налоги и иные аналогичные фискальные инструменты устраняются из жизни на всех уровнях центральной и местной власти.

            Министерство финансов должно обеспечить возможность уплаты налогов в электронной форме. Коммерческая организация отчитывается по уплаченным налогам не более одного раза в полгода.

Статья 49. Информация и услуги гражданам, связанные с уплатой налогов или выполнением других обязательств перед государством предоставляются бесплатно. Введение платы органами государственного управления за получение справок, выписок и других документов или справочных материалов не допускается.

Статья 50. Все органы государственного управления обязаны публиковать на своих сайтах стенограммы своих заседаний, планы работ, проекты и принятые постановления и решения. Правительство обеспечивает создание и развитие системы «электронного правительства», действующей в режиме реального времени.

Статья 51. Органы государственного управления, кроме министерства государственного имущества и приватизации, не могут быть собственниками объектов недвижимости и получать доход от сдачи его в аренду. Они заключают договора об аренде помещений на общих рыночных условиях в пределах утвержденной каждому органу государственного управления сметы расходов.

 

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Статья 52. Государство создает равные стартовые условия для развития системы начального, среднего и высшего образования. Оно полностью финансирует дошкольное воспитание в детских садах, получение начального и среднего образования. Частные коммерческие организации могут оказывать образовательные услуги в начальной, средней, средней специальной и высшей школе.

Граждане самостоятельно выбирают начальную и среднюю школу. В случае выбора частной школы государство компенсирует гражданину затраты на обучение ребенка в таком же объеме, как и в государственной школе. Аттестат об окончании частного образовательного учреждения имеет такую же юридическую силу, как государственного.

Статья 53. Государство учреждает Комиссию по образованию, которая занимается лицензированием государственных и частных учебных заведений. Она не подчиняется министерству образования и не финансируется им. Финансирование осуществляется непосредственно из бюджета. Председатель Комиссии по образованию назначается парламентом по представлению правительства.

            Комиссия по образованию разрабатывает стандарты в области образования, а также вырабатывает нормативно-правовую базу для развития услуг системы образования.

Требования выдачи лицензии, устанавливаемые Комиссией по образованию, не должны нарушать права собственности и дискриминировать экономические субъекты по форме собственности.

Статья 54. Министерство (агентство) образования осуществляет управление государственными учебными заведениями всех уровней. Оно не имеет права вмешиваться в деятельность частных учебных заведений.

            Каждое государственное учебное заведение осуществляет свою деятельность, как отдельное юридическое лицо. Ежегодно оно обязано публиковать аудиторское заключение о результатах хозяйственной деятельности.

Статья 55. Частные учебные заведения могут иметь программы и курсы, отличные от государственных. Высшие учебные заведения обладают автономией и самостоятельно определяют учебные планы и программы.

Государство размещает заказы на подготовку специалистов в частных и государственных вузах на тендерной основе. Для подготовки специалистов по разным специальностям государство учреждает стипендии.

Статья 56. Система медицинского обслуживания базируется преимущественно на страховой основе. Государство финансирует услуги скорой помощи, санитарно-эпидемиологические мероприятия, развитие инфраструктуры системы медицинских услуг, подготовку кадров для медицинских учреждений,  научные исследования, а также меры по реабилитации инвалидов, полноценному включению их в нормальную жизнь.

Статья 57. Медицинские услуги учащимся начальной и средней школ оказываются за счет государства. Пенсионерам на оказание базовых медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях здравоохранения оказывается скидка 30% за счет средств бюджета. Частные организации и учреждения самостоятельно определяют ценовую политику на оказываемые населению услуги.

Статья 58. Государство стимулирует развитие конкуренции на рынке медицинских услуг. Государственные закупки медицинских услуг,  медикаментов и медицинского оборудования осуществляются на тендерной основе или на товарной бирже. Дискриминация частных медицинских учреждений не допускается.

Статья 59. Государство учреждает Комиссию по лицензированию медицинских услуг. Она занимается лицензированием государственных и частных медицинских организаций и учреждений. Комиссия не подчиняется министерству (агентству) здравоохранения и не финансируется им. Финансирование осуществляется непосредственно из бюджета. Председатель Комиссии по лицензированию медицинских услуг назначается парламентом по представлению правительства.

Статья 60. Комиссия по лицензированию медицинских услуг разрабатывает правовую, методологическую базу для оказания медицинских услуг. Нормы и стандарты, которые являются обязательными для медицинских организаций и учреждений всех форм собственности, должны касаться только тех аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье граждан.

Министерство (агентство) здравоохранения осуществляет управление государственными медицинскими учреждениями и организациями. Оно не имеет права вмешиваться в деятельность частных медицинских учреждений и организаций.

Статья 61. Каждое государственное медицинское учреждение и организация осуществляет свою деятельность, как отдельное юридическое лицо. Ежегодно оно обязано публиковать аудиторское заключение о результатах своей хозяйственной деятельности.

Статья 62. Государство может финансировать программы по переподготовке и повышении квалификации людей, уволенных коммерческими организациями. Государство компенсирует затраты на переподготовку и повышение квалификации структурам частной формы собственности в рамках установленного лимита.

Статья 63. В случае потери работы государство временно выплачивает человеку пособие по безработице. Размер пособия не может превышать 50% от размера зарплаты на последнем рабочем месте.

Статья 64. Государство развивает инфраструктуру для физической культуры и спорта. Государственные спортивные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, катки) по месту жительства являются бесплатными и общедоступными для всех граждан страны.

 

РАЗДЕЛ IV. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ И СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ

 

Статья 65. К инфраструктурным и сетевым компаниям относятся экономические субъекты, оказывающие услуги по следующим направлениям:

- транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,

-  хранение, транспортировка газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;

- передача и (или) распределение электрической энергии, техническая диспетчеризация отпуска в сеть и потребления электрической энергии,

- эксплуатация магистральных железнодорожных сетей, подъездных путей,

 - аэронавигация,

- эксплуатация портов, аэропортов, телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций,

- предоставление в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования,

- эксплуатация водохозяйственной и (или) канализационной систем,

-  общедоступные услуги почтовой связи.

Статья 66. Государство владеет, управляет  коммерческими организациями в сфере оказания инфраструктурных и сетевых услуг и развивает их. Государство не препятствует развитию частных инфраструктурных и сетевых компаний. Частные и государственные инфраструктурные компании осуществляют деятельность в рамках единого правового поля. Дискриминация частных организаций в инфраструктурной и сетевой сферах запрещена.

Статья 67. Государство стимулирует развитие конкуренции в инфраструктурных и сетевых сферах. Частные коммерческие организации могут формировать совместные предприятия в данной сфере с участием национального или иностранного капитала или создавать 100-процентные частные компании для производства данных услуг.

Статья 68. Инфраструктурному и сетевому субъекту запрещается оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к непосредственной сфере своей деятельности; иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг; владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций; взимать за регулируемые услуги  плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом, а также получать доход за счет взимания с потребителей платы за регулируемые услуги (товары, работы), затраты на которые не учтены в утвержденных тарифах (ценах, ставках сборов) или их предельных уровнях;

Статья 69. Инфраструктурному и сетевому субъекту запрещается навязывать условия доступа к регулируемым услугам или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей; переуступать третьим лицам право требования, связанное с предоставляемыми регулируемыми услугами. Нельзя также отказывать в предоставлении регулируемых услуг добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг; включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги  затраты, не связанные с их предоставлением.

Статья 70. Инфраструктурный и сетевой субъект обязан предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг. В случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) предоставлять для всех потребителей регулируемые услуги по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора).

Статья 71. Инфраструктурный и сетевой субъект обязан по требованию уполномоченного органа предоставлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом, но не ранее пяти рабочих дней.

            Инфраструктурный и сетевой субъект обязан размещать в открытом доступе результаты обязательного ежегодного аудита.

Статья 72. Государство обязано предоставить частным инфраструктурным и сетевым субъектам право доступа на рынок. Они вправе самостоятельно устанавливать цены на свои услуги.

Статья 73. Государство учреждает Комиссию по инфраструктурным и сетевым рынкам. Данная комиссия является уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности инфраструктурных и сетевых рынков. Руководителя данного органа назначает парламент по представлению правительства.

            Решения Комиссии являются обязательными для исполнения государственными и частными инфраструктурными и сетевыми субъектами.

Статья 74. Государство создает агентство или агентства по управлению государственными инфраструктурными и сетевыми субъектами. Оно не имеет права вмешиваться в деятельность частных инфраструктурных и сетевых субъектов, либо оказывать на них давление другими средствами.

Статья 75. Закупка услуг, затраты на которые учитываются при утверждении регулируемых тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на услуги субъекта государственного инфраструктурного и сетевого субъекта осуществляется в форме тендера или на товарной бирже. Частные инфраструктурные и сетевые субъекты самостоятельно определяют порядок закупок сырья, товаров и услуг, которые используются при производстве.

Статья 76. Государство целенаправленно проводит акционирование и приватизацию той части сектора инфраструктурных и сетевых рынков, в которых возможна свободная конкуренция.

 

РАЗДЕЛ V. РЫНОК ЗЕМЛИ

 

Статья 77. Собственниками земли и участниками земельных отношений в Республике Беларусь являются граждане, юридические лица, государство, местные органы власти, а также граждане и юридические лица других государств. Ограничение прав собственности частных экономических субъектов на землю запрещено.

Статья 78. Государственное Агентство по земельным отношениям устанавливает правовые рамки функционирования рынка земли. Его решения являются обязательными для всех участников земельных отношений.

Государственное Агентство по земельным отношениям не имеет права владеть землей, учреждать коммерческие организации и заниматься коммерческой деятельностью.

Статья 79. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в собственности государства, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением перечисленных в статье 84.

Статья 80. Первоначальное право собственности на земельные участки возникает в результате продажи участков органами республиканского и местного управления. Право это подтверждаются актом собственности. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, на конкурсной основе. Цена продажи определяется в результате проведения тендера или открытого конкурса.

Статья 81. Из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими объектами находящимися в республиканской собственности: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками; 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности вооруженные силы Республики Беларусь, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций органов и служб безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Республики Беларусь.

            Оборот других земель, в том числе сельскохозяйственного назначения не ограничивается.

Статья 82. Продажа зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Статья 83. Собственник земельного участка имеет право использовать его для собственных нужд, в том числе добывать имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые, использовать водоемы и леса; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением строительных, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и нормативов.

            Собственник участка имеет право изменять назначение и способы его использования по собственному усмотрению. В случае произведения таких изменений он информирует соответствующий орган государственного управления об этом.

Статья 84. Права собственника земельного участка могут быть временно приостановлены в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий или эпизоотий. В случае возникновения таких обстоятельств государство возмещает собственнику убытки, связанные с временной невозможностью распоряжения собственностью.

Статья 85. Ограничение прав на землю не допускается за исключением случаев, когда способ распоряжения земельным участком может нанести непосредственную угрозу жизни и здоровья граждан.

Статья 86. Для эффективного функционирования рынка земли государство создает и ведет единый земельный кадастр, который предоставляет собой систематизированный свод документированных сведений об земельных участках, их характеристиках, в том числе кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

 

РАЗДЕЛ VI. ПРИВАТИЗАЦИЯ

 

Статья 87. Приватизация государственного имущества основывается на признании равенства прав покупателей государственного имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под равенством прав понимается недискриминационное предоставление покупателям информации об условиях продажи имущества, применении одинаковых критериев оценки приватизационных оферт, открытый для всех покупателей способ проведения продажи имущества, а также равные возможности обжалования решений о приватизации в суде.

Статья 88. Приватизация объектов республиканской и коммунальной собственности проводится исключительно Национальным Агентством по приватизации и управления государственным имуществом.

Статья 89. К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся

1) особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, существующих национальных парков, заказников и памятников природы),

2) воздушное пространство Республики Беларусь,

3) военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной безопасности, в том числе боевая военная и специальная техника, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему, кроме видов  оружия и боеприпасов к нему, приобретение которых разрешено физическим и (или) юридическим лицам законодательством Республики Беларусь;

4) химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для  создания  и производства  химического и бактериологического (биологического) оружия;

5) предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ, предприятия,  занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом  культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия  по переработке конопли; сами наркотические вещества за исключением установленных законодательством Республики Беларусь лекарственных препаратов, применяемых по назначению врача;

6) предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых  веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства; сильнодействующие и ядовитые вещества, за исключением тех веществ, приобретение которых разрешено законодательством Республики Беларусь физическим и (или) юридическим лицам;

7) взрывчатые  вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь,

8) радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением (за исключением разрешенных к розничной продаже), соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных  веществ  и  материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь знак радиоактивной опасности;

9) источники ионизирующего, акустического, электромагнитного и лазерного излучения, а также приборы и установки на их основе, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов;  исключением являются приборы, установки и оборудование, приобретение и использование которых разрешено физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также приборы, оборудование, экспериментальные  технологические установки, используемые в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов;

10) полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники; находящиеся на подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых эвакуировано или отселено население, здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежавшие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию;

11) национальные эталоны единиц величин;

12) объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной собственности на момент принятия Экономической Конституции и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств государства: уличного городского освещения, внешнего благоустройства городов и поселков городского типа, электроснабжения: системообразующие электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше, электрические сети и подстанции напряжением 0,4 - 110 кВ, теплоснабжения: магистральные тепловые сети; распределительные тепловые сети; центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения различных групп потребителей; газоснабжения: газораспределительные пункты, подземные емкости и хранилища сжиженного газа;

13) автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, находящиеся в государственной  собственности на момент принятия Экономической Конституции;

14) железнодорожные пути, находящиеся в государственной собственности на момент принятия Экономической Конституции;

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме