13:15 23.05.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Елена Ракова: «В белорусско-иранском нефтяном проекте больше спекулятивной политики, чем в реальной экономики»
11:54, 23 Мая | Елена Ракова,
Иран богат нефтью. Беларусь нефтью бедна, хотя и умудрилась создать на экспорте нефтепродуктов «экономическое чудо», которому изменение условий поставки российской нефти с начала текущего года нанесло мощный удар. Поэтому визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Минск имеет, помимо четко выраженного политического и военного содержания, еще и энергетический аспект. Удастся ли Беларуси ослабить зависимость от единственного пока поставщика энергоносителей, которым является Россия? На эту тему рассуждает эксперт нашего сайта и газеты «Товарищ», кандидат экономических наук Елена Ракова.
Как известно, в ходе визита президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Беларусь обсуждаются проекты двустороннего сотрудничества в нефтяной сфере. Однако роль Ирана в диверсификации поставок нефти в нашу страну не выглядит очень перспективной, поскольку транспортные издержки по ее доставке чрезвычайно велики. На сегодняшний день российская нефть обходится на 100 долларов дешевле. Тогда зачем искать другие поставки? Даже когда цена российской нефти вырастет до мировой, экономия на транспортных издержках вследствие наличия трубопровода "Дружба" будет все равно значительной. Поэтому в разговорах об иранской нефти как панацее от белорусских энергетических бед больше спекулятивной политики, чем реальной экономики. А если иранская нефть будет значительно дешевле мировой?.. Что ж, такое можно предположить. Но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. На эту же сумму придется, по-видимому, продавать дешевле в Иран свои тракторы и прочую продукцию.
Сейчас вообще очень популярно возлагать некие надежды на проекты добычи нефти Беларусью в зарубежье. И не только в Иране, но и Венесуэле, Азербайджане. Я не видела расчетов правительства. Но не сомневаюсь в том, что они тоже четко обозначают проблему: поставки нефти на переработку по мировым ценам - это конец белорусскому экспорту нефтепродуктов. Транспортные издержки по доставке бензина потребителям на расстояние свыше 500 километров слишком высоки. В Украине 6 нефтеперерабатывающих заводов, и они работают исключительно на внутренний рынок. Аналогичная ситуация в Польше и странах Балтии. «Белорусское экономическое чудо» частично держится на возможности покупать нефть на 100 долларов дешевле мировой цены, делать из нее бензин, а его продавать уже по мировым ценам. Мировые цены делают наш "перегонный" аппарат невыгодным.
Сейчас Беларусь пытается отработать новые маршруты доставки сырой нефти в Беларусь танкерами через морские порты, а также трубопроводным транспортом по маршруту Одесса - Броды. Об экономической эффективности этих затей я уже сказала. Хочу только добавить: если беларусская власть хочет окончательно похоронить Союзное государство, Таможенный союз и прочие. российско-белоруские договоренности, то, наверное, оно на правильном пути. В противном случае, нефть нам всегда будет выгоднее покупать у России. По крайней мере, в ближайшие 5 лет.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме