18:45 17.05.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Ругательный подход как инструмент современной политики

17:33, 17 Мая | Владимир Червоненко,

Стратегия – 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны.

2. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой.
 (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1984)

У нас в Беларуси принято ругать всех и вся. Ругать своих за допущенные ошибки и промахи, ругать чужих за то, что они сделали, или не сделали. Ругать партнеров за непартнерские отношения, ругать власти, за то, что не прислушиваются к голосу, или, скорее, писку оппозиции. Ругать мировое сообщество за предоставление помощи белорусскому гражданскому обществу (власти), ругать их же за недостаточное участие  в демократизации страны (оппозиция).

На фоне этой всеобъемлющей ругани приятным явлением можно назвать появление и обсуждение «Стратегии демократических сил»
Одни считают его единственно возможным в данных условиях, другие – сырым, недоработанным, и абсолютно нереализуемым в настоящих условиях.

Хочется, как и всякому иному активному человеку, внести свою лепту в общее благое дело.

Прежде всего надо отметить своевременность появления данного документа. Начиная с самого момента объединения, оппозиционные силы отличались краткосрочным планированием свой деятельности (максимум на одни выборы вперёд) в лучшем случае, и ситуативным реагированием (типа завтра праздник, надо что-то делать) в худшем.

В отличие от властей, которые имеют Программу развития на период до 2020 года, и возможности устранения потенциальны рисков через физическое «умиротворение» отдельных опасных лиц или уничтожение структур.

Стратегия белорусских властей по отношению к оппозиции не менялась начиная  1994 года и  заключалась в полном устранение с политического поля с максимальным дроблением и делегетимизацией её в глазах белорусского общества. Она была успешно реализована. И то, что сегодня стало модным в заграничных тусовках ругать политические партии Беларуси за бездеятельность и вообще, «политическую импотенцию», по сути, тоже находится в рамках указанной стратегии образца 1994 года.

Предложенную стратегию ОДС, разработанную планово-аналитической группой, можно назвать «Стратегией выживания». Потому что, громогласно объявить миру и белорусскому народу «Все современные демократии пришли к власти через неконституционные действия (2000 год Сербия, 2003 год Грузия, 2004 Украина, а там и обстрел Белого дома в Москве 1993, защита Парламента и телецентра в Вильнюсе в 1989…) Мы знаем, что иного нет у нас пути, в руках у нас… роза или апельсин!» автоматически означает записаться во «враги белорусского народа» и террористы со всеми вытекающими последствиями. Пример БУНТа – явное тому подтверждение. Современная белорусская система с легкостью сможет вычленить главарей, и изолировать от общества на неопределённый срок. И чем опаснее человек, чем больше вероятность у него стать общенациональным лидером, тем больший срок ему будет отмерян. Козулин и Климов, к примеру, пока сидят, совсем неопасны. Вот, когда выйдут… Только вот выйти и приступить к активной деятельности они могут уже тогда, когда о них уже почти забудут.

Теперь о самой стратегии.

В основу её положены следующие постулаты:

Актуальная социоэкономическая модель в Беларуси возможна только при условии внешней ресурсной и политической поддержки со стороны РФ. В последние годы определятся устойчивая тенденция со стороны российских властей – прекращение дотационного подхода и введение прагматического, рыночного подхода. Грядущая и идущая приватизация и денационализация в Беларуси приведут к возникновению новых групп интересов, в первую очередь представляющих российский (в большей степени) и европейский (в меньшей) капитал. Модернизация существующих нерентабельных производств, наряду со снижением дотаций со стороны государства приведут к фактическому росту безработицы, снижению уровня доходов отдельных категорий граждан (рабочих убыточных производств, сельскохозяйственных предприятий, пенсионеров и т.д.).

Уже сейчас готовятся законы о лишении социальных льгот отдельных категорий граждан. Открытие рынков Беларуси для российских товаров (устранение протекционизма) также приведёт к снижению доходов белорусских предприятий, а также снижение налоговых поступлений в бюджет. Рост доходов бюджетной категории граждан остановится, или уменьшится, внебюджетной, скорее всего, также. Меры правительства будут направлены на поиск дополнительных источников финансовых поступлений (отмена льгот, введения дополнительных налогов и сборов, продажа госсобственности, дополнительная денежная эмиссия).  Все вышеуказанное в большей или меньшей степени будет содействовать возникновению социально-экономического кризиса.

Оппозиция, состоящая практически из всех представителей всех современных идеологий, вытеснена из политического поля, представляет собой «диванные партии» и неправительственные организации «одного человека», не имеет механизмов реального влияния на политическую жизнь, и решения, принимаемые в рамках существующей системы. Инструменты оппозиции, крайне ограничены (информационные кампании в рамках избирательных кампаний, несанкционированные уличные акции, сбор подписей под петициями или обращениями к властям, акции индивидуального или коллективного протеста (голодовки), радикальные точечные акции, присоединение или инициация забастовок). Отдельное направление – возможность влияния на принятие решения со стороны субъектов Европейского и мирового демократического сообщества. До последнего времени действия оппозиции не находили поддержку большей части белорусского общества вследствие а) непопулярности «революционных» идей; б) слабости идей национального возрождения; в) грамотной политики белорусских властей по устранению наиболее популярных лидеров оппозиции, дискредитации оппозиции, направлению части сверхдоходов на социальные программы; г)успехов внешней политики властей, направленной на балансирование между Востоком и Западом.

Объединение оппозиции, с наличием коллективного органа управления, систему принятий решений, общих равных и справедливых «правил игры», одобренного плана и координации действий является необходимым условием реализации стратегии ОДС.

Существующая в белорусском обществе раскладка сил не дает возможности демократам добиваться успехов в конфронтации с властью «разными колоннами», с разными целями и стратегиями. Требования диалога тем более предполагает максимально консолидированную «демократическую силу», которая может быть воспринята властью, элитами и другими группами как адекватный партнер. Поэтому консолидация демократических политических и общественных сил – это важнейшее условия реализации стратегии и ближайшая задача сторонников перемен.

В основу сотрудничества демократических сил между собой должно лечь:

• Признание общих целей, стратегических подходов и программы действий.

• Разделение функций между политическим и общественным сектором, между силами различного политического направления с различными целевыми группами; создание возможностей участия в реализации стратегии для всех, кто признает общие цели и стратегические принципы.

• Принцип договоренности. Целесообразно инициировать подписание специального документа – нового "Общественного договора", в котором фиксировались бы не только желание участвовать в процессе, но и взаимные обязательства с мерой ответственности

Признание единой стратегии и принцип договоренности предполагает не общую вертикальную структуру, а взаимодействие разных секторов и структур. В то же время наличие коалиции политических сил обеспечивает сохранение координируемости основных кампаний и оперативность принятия решений в условиях быстро изменяющейся ситуации. Поэтому актуальным остается сохранение коалиции ОДС как ядра взаимодействия всех сторонников перемен.

Проще говоря, это создание и поддержание системы, независимой от государства, которая объединяет большинство реально существующих политических и общественных субъектов, имеющих общую систему ценностей, единые правила игры, общую стратегию. Создается, по сути, теневой парламент и теневое правительство, (явления, абсолютно обычные для любой демократической страны), которые работают как на расширение своей поддержки внутри белорусского общества (распространение информации и реализации экшн-плана) и на элиту (посылание сигналов «мы одной крови, вы и мы. Давайте жить дружно, и, действовать совместно»). Правда, данный расклад немного напоминает ситуацию из мультика «Ну-погоди!» (помните, как Волк и Заяц спасали тонущий корабль, а потом вместе курили «Беломор» (Волк) и ели морковку (Заяц). Но в условиях кризиса, когда корабль под гордым именем Беларусь идёт ко дну, может сработать. Теоретически. А пока основная задача –это сохранить единство, сохранить структуры, сохранить альтернативную элиту, создать условия для появления легитимных лидеров внутри данной системы наряду с постоянной (ключевое слово) работы с обществом.
Планчик, вроде бы так себе, не очень… Но другого, приемлемого в актуальных белорусских условиях, у нас пока нет.

Если же он и появится, то, имея легитимные структуры в рамках объединенной и структуризированной оппозиции, его легко можно принять. Правила игры это позволяют.

Не буду повторяться с изложением смой стратеги. Остановлюсь на её сильных и слабых сторонах.

Главное – это то, что Стратегия ОДС приставляет собой  первый последовательный, потенциально осуществимый документ, основанный на многосторонней оценке существующей обстановки, обладающий связанной внутренней логикой, имеющий возможность быть принятым и реализованным наиболее дееспособной частью объединенной белорусской оппозиции.

Сильные стороны:
• Реалистичность. Возможность принятия и начала реализации в ближайшее время с использованием уже имеющихся инструментов и структур в условиях действующего законодательства Беларуси.
• Автономность. Возможность реализации собственными силами ОДС без активного вмешательства внешних сил, западных или восточных
• Вариативность. Рассмотрение и участие в реализации различных сценариев развития событий.
• Компромисность. Высокая вероятность частичного наложения на стратегии иных  внутренних и внешнеполитических субъектов (белорусских властей, российских властей, Евросоюза, США)
• Конструктивность. Основная цель – модернизация общества эволюционным путём с сохранением всего позитивного, наработанного властями с 1994 года.
• Многовекторность. Возможность учета интересов различных этносоциальных и финансово-промышленных групп в условиях частичной приватизации и реформирования экономики.
• Синергичность. Возможность использования всего кадрового, креативного и организационного потенциала всех настоящих субъектов ОДС с четким распределением функций и полномочий
• Открытость. Возможность ознакомления и участия в реализации стратегии всех субъектов, разделяющих данную стратегию, а также простых граждан

Слабые стороны
 Зависимость реализации стратегии от факторов, на которых ОДС не в состоянии повлиять, в первую очередь
• Возникновение социально-экономического кризиса, сопровождающегося падением уровня жизни населения. Без наличия данного фактора указанная стратегия не может быть реализована в полном объёме.
• Согласованное внешнее давление (Запад, Россия) возможно только при наличии не декларированных, а реальных партнерских отношений между Западным сообществом и Российской Федерацией, предусматривающее наличие согласованных позиций в отношении Беларуси
• Нестабильность существующего единства внутри ОДС и возможность реализации Стратегии только при наличии консолидации внутри оппозиции
• Уязвимость всей стратегии вследствие нежелания центральных властей участвовать в переговорном процессе вследствие потенциальной недоговороспособности и возможности отката после имитации деятельности в достижении собственных целей
• Безальтернативность. Отсутствие иной потенциально реализуемой концепции, предусматривающий модернизацию общества ненасильственным путём, поддержанную представителями основных политических субъектов страны.

Возможные иные стратегии действий белорусской оппозиции.

Вариант «Консервация». Деятельность демократических структур, направленная на имитацию присутствия на информационном и политическом поле страны, имеющей конечной целью сохранить организационные структуры, обладающие крайне ограниченными возможностями влияния на внутриполитические процессы, но сохраняющие демократические ценности и идеологию, с целью возглавить любое массовое движение протеста, которое появится в Беларуси при значительном ухудшении социально экономических условий. Предусматривает создание немногочисленных структур, или отдельных представителей, во всех областных центрах, и крупных городах Беларуси, имеющих стабильную материальную поддержку, связанные единой идеей, и готовностью выждать необходимое время для реализации собственных целей и задач.
Данный сценарий наиболее вероятен в случае распада ОДС. Характеризуется полной зависимостью от внешних условий, и неопределёнными временными рамками его реализации

Радикальный вариант. Смена власти в результате насильственных действий по смещению существующего режима. Возможен в случае усиление репрессий, массового закрытия политических партий, массированного физического устранения  лидеров оппозиции, объявления «особого положения». Предусматривает отказ части белоруской оппозиции от всяких контактов и диалогов с властями. Массовая политическая эмиграция. Возможность создания «Правительства в изгнании». Переход на нелегальное положение части активистов организаций, по сути трансформация их в террористические организации. Проведение серии акций, направленных на дестабилизацию экономической и политической ситуации в виде диверсий, физического воздействия на представителей властей, силовых структур и членов их семей. Создание условий, затрудняющих ведение бизнеса, устойчивую работу социально-политических институтов. Углубление кризиса. Вооруженный захват власти представителями экстремистов, или военными. Возможное введение миротворческих сил. Проведение переговоров. Проведение выборов под контролем международного сообщества.

Противоречит демократическим принципам ОДС. Данная стратегия наиболее маловероятно, вследствие всеобщего желания (подавляющее большинство белорусского общества, ЕС, РФ) сохранять мир и стабильность в данном регионе.

Вариант «Инкорпорация». Возможен при создании внутри белорусской оппозиции крупного объединения, имеющего своей целью полную политическую и экономическую интеграцию, включающей вступление Беларуси в состав Российской Федерации.
Не предусматривает участие демократически ориентированное белорусской оппозиции в его реализации и не может служить в качестве стратегии ОДС.

Безусловно, можно и дальше фантазировать на тему нашего будущего, и потом дальше ругать и быть ругаемым. Ясно одно – предстоящий Конгресс станет лакмусовой бумажкой, по которой можно будет представлять дальнейшие движения  на большой поляне под названием «внутриполитические процессы в современном белорусском обществе». И все возможные неконструктивные сценарии будут играть исключительно на руку тем, кому выгодна оппозиция в её нынешней «бета-версии», а не «апгрейденная до полного скила». И тогда авторы стратегической игры «Республика Беларусь: от 1994 до 2020 и дальше» в очередной раз с циничным удовольствием будут потирать свои испачканные кровью руки. В очередной раз. А мы дальше будем только ругаться…



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме