13:15 14.05.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Льготный популизм <br> Намерение похвальны, реализация – опасна

11:51, 14 Мая | Ярослав Романчук,

Страну, в которой 64% семей получают льготы, можно назвать колхозом. Или большой больничной палатой. Еще это диагноз качества экономической политики. Раздать всем сестрам по серьгам – это явно не одно и то же, что реально помогать попавшим в беду. Раздавать по $9 в месяц для 2,38млн. домашних хозяйств – это лишить по-настоящему нуждающихся полмиллиона граждан необходимых лекарств, возможности перемещаться и быть полноценной частью общества.

Существующая система льгот – это дискредитация любого государства. Она неэффективна, безадресна и аморальна. Она делает здоровых людей циничными и черствыми в отношении помощи нуждающимся. Решимость власти провести ее кардинальную реформу похвальна. Однако ставить десятку только за одно желание нельзя. Главное – результат. Намеченные изменения могут лишь усугубить негативные явления в обществе.

Междусобойчик чиновников

Любую реформу социальных льгот и выплат надо начинать с определения четких критериев нуждаемости. В Беларуси, как, впрочем, в ЕС и США, нет политических сил, которые выступали бы против помощи людям, волей случая или в результате несчастья попавшим в беду. Разница в принципах и подходах к ее оказанию. Успех реформы льгот зависит от получения четких ответов на следующие вопросы: 1) кому давать, 2) сколько давать, 3) в какой форме давать, 4) как проконтролировать, чтобы не было злоупотреблений и 5) может ли само общество без участия государства позаботиться о тех людям, которых по разным причинам нужна помощь.

А. Лукашенко и его правительство не посчитали нужным устраивать публичную дискуссию по поводу реформы социальных льгот. Общественное мнение по данному вопросу игнорируется. Власти превратили декларируемую реформу льгот в номенклатурный междусобойчик. Настороженным и озабоченным слухами льготникам не дают четких ответов на поставленные выше вопросы. Получается даже хуже, чем с монетизацией льгот в России. Там правительство хотя бы обещало, что вместо товаров и услуг будет давать деньги, а тут многим льготникам грозят вообще убрать всякую поддержку.

Кто, в конечном итоге, останется с госпомощью, до сих пор точно не известно. Зато все обсуждают, что А. Лукашенко в очередной раз приказал покончить с существующей системой льгот. До нас доводят мнение министра социальной защиты Владимира Потупчика: «Мы не можем тратить огромные средства, оказывая поддержку целым категориям населения, вместо того, чтобы оказывать адресную социальную помощь». При этом четкое определение понятия «адресность» найти невозможно. Простой обыватель понимает его буквально. Льготы должны получать люди, живущие под конкретными адресами, имеющие индивидуальные личные номера. Их имена хорошо известны местным исполкомам или ЖЭСам. Важны не категории, классы или группы, а люди. Если бы чиновники думали точно так же, они бы об этом открыто сказали.

В качестве критериев для предоставления льгот можно взять денежный доход (к примеру, менее $2 – 3 в день), болезнь (сахарный диабет, инвалидность, слепота, глухота и т.д.), количество детей (три и больше), наличие работы, трагедия в жизни (потеря кормильца) и т.д. Важно знать, что именно является причиной того сложного социального положения, в котором оказался человек. Если само государство «подставило» гражданина под облучение (Чернобыль) или инвалидность (военные конфликты), оно обязано компенсировать ему нанесенный ущерб.

В этом случае то, что государство называет льготами, является, по сути дела, страховыми компенсационными выплатами. Не надо унижать человека выплатой ему льгот. Надо предоставлять ему то, что принадлежит ему по праву.

После формулировки критериев следовало бы определиться с объемом денег, которые есть в бюджете на льготы, затем - определить четкую форму расчета, чтобы каждый потенциальный получатель льгот мог зайти на сайт или в исполком и самостоятельно посчитать, сколько денег ему от имени государства решили дать депутаты и президент. Именно денег, а не прав требований бесплатных лекарств, телефонов, ЖКУ, проездных или путевок в санатории.

Любые неденежные льготы – это грубый интервенционизм в экономику, обострение конфликта интересов бизнеса и власти, создание благоприятной почвы для коррупции и мошенничества. Широкое распространение неденежных льгот позволяет состоятельным номенклатурщикам за гроши отдыхать в прекрасных пансионатах, домах отдыха и санаториях, а реально нуждающиеся люди вынуждены довольствоваться крохами от «социального пирога».

Групповые неденежные льготы развращают не только белорусскую власть, но и чиновников любой другой страны, в том числе в США, Франции или Германии. Поэтому если белорусское государство реально хочет помогать обездоленным, оно обязано пойти на реформу системы социальных льгот. Однако спешить с похвалой администрации президента и правительства не стоит. Советские партхозработники тоже часто озвучивали рациональные идеи, ставили конкретные цели, но выбор средств для их достижения ставил крест на благих намерениях. Есть высокая вероятность того, что и с декларируемую сегодня реформу системы социальных льгот постигнет та же судьба.

Асоциальные приоритеты

В подавляющем большинстве переходных стран правительства начинали реформу системы социальных льгот в контексте острого бюджетного кризиса и высокой безработицы. Социальные реформы всегда следовали за общесистемными преобразованиями, макроэкономической стабилизацией и реструктуризацией реального сектора. Если судить по официальным данным, то в Беларуси этих вынуждающих обстоятельств нет. Наши полисимейкеры в очередной раз решили поставить телегу перед лошадью. Более того, при декларируемой социальности нашего государства выбор приоритетов экономической политики кажется весьма странным.

Тысячи государственных предприятий в самых разных секторах экономики продолжают получать щедрую бюджетную помощь. Система корпоративных социальных льгот продолжает процветать. Социальными они являются для работников и руководителей данных предприятий. При их помощи они получают зарплату и премиальные. Директора заводов, подсев на корпоративный велфэр (welfare) могут позволить себе не модернизировать производство, не платить по кредитам и обязательных для остальных бюджетным платежам, даже поставлять товары на экспорт по ценам ниже себестоимости.

А. Лукашенко уже не первый год мелет воду в ступе, говоря о том, что надо жить по средствам. Он безуспешно пытается доказать, что социалистическое производство может быть бережливым и эффективным. Не получается. Сам недавно признал, что Беларусь затрачивает в три раза больше энергии, чем Запад, на производство такого же объема ВВП. При подведении итогов работы экономики в первом квартале он в очередной раз причитал: «В течение ближайших лет от предприятий, фактически «дышащих на ладан», нужно решительно избавиться... Разберитесь: если предприятия нужны – развивайте, но просто так гробить деньги государство не будет». Нельзя не согласиться с главой государства. Проводимая им производственная и инвестиционная политика – это часто не выгодная, прибыльная коммерческая деятельность, а экономика а-ля Буратино. «Закопали» в землю реальные деньги, надеясь на богатый урожай, т. е. прибыль, а в результате получился пшик, дырку от бублика. Деньги не исчезли. Они осели в карманах неэффективных менеджеров и нерадивых чиновников.

Правительство видит, что его программы коммерческого велфера неэффективны, но в отличие от борьбы с существующими социальными льготами для людей мы не видим решимости отказаться от них. Более того, инвестиционно-производственный зуд за счет налогоплательщиков даже увеличивается. Недавно президент своим указом определили финансирование инновационной программы на 2007 – 2010гг. в размере Br16,75 трлн. ($7,8 млрд.). Правительству поручено создать 100 новых предприятий, в том числе 78 на основе отечественных технологий. организовать 386 новых производств (82,4% - внедрение белорусских технологий). Предусмотрена также модернизация 609 действующих производств на основе использования 888 передовых технологий.
 Все эти «выверенные» цифры – подтверждение бюрократического социального велфэра избранным группам рабочих, директоров и номенклатуры. Еще большие деньги власти тратят на агрогородки (миллиарды долларов), не получая на выходе ни прибыли, ни высоких социальных стандартов на селе. Тратят на промышленность, сельское хозяйство и не собираются ничего менять. Начальник не велел: «В правительстве начали раздаваться голоса по поводу необходимости корректировки и даже смены экономического курса, - будем считать это частным мнением». Это напоминает классический анекдот о свекле и долгоносике, который регулярно уничтожал посевы: «Мы засадим еще больше полей – пусть долгоносик подавится!»

Правительство знает, что к концу года денег в бюджете страны будет меньше. Поэтому и усилилась риторика об отключении от корпоративного велфера абсолютно безнадежных предприятий. Если этот процесс начнется, то только на выплату пособий по безработице Минфин должен будет в разы увеличить объем финансирования. Столкнувшись с угрозой финансовой дестабилизации предприятий и бюджета, правительство решило начать экономию с … отмены социальных льгот.

Корпоративный против социального лоббизма 

В результате намеченной ликвидации социальных трансфертов бюджет сэкономит около $300 млн. Сумма для правительства явно не критическая. Инновационные фонды разных министерств и ведомств распоряжаются гораздо большими ресурсами. А. Лукашенко приказал всем структурам власти начать экономить, вот Минтруда и представило свои предложения.

В то время как промышленное, аграрное и строительное лобби глотку перегрызет за право получать корпоративную социальную помощь, за многочисленных льготников - физических лиц, как оказалось, слово замолвить некому. В демократической стране социальные льготы – излюбленная тема депутатов и политпартий. Как только правительство начинает разговор об их отмене, вмиг начинается буря и даже социальные беспорядки. Инициаторы отмены социальных льгот очень часто лишаются власти. 

 Поскольку в Беларуси нет демократии и политической конкуренции, чиновники заботятся, в первую очередь, о тех программах, которые им ближе к сердцу, вернее к карману. Номенклатура заблокировала возможность людей влиять на результаты выборов. Она не чувствует давление снизу. Поэтому она и выбирает отмену социальных, а не корпоративных льгот. На последних, по крайней мере, можно неплохо заработать. Едва ли один марш инвалидов-колясочников может изменить расклад лоббистских сил. Не исключено, что правительство сделает жест доброй воли в пользу людей, которые передвигаются на колясках, но сам факт, что даже они не знают, что получат в результате реформы системы льгот, говорит о зияющей пустоте на том месте, где должен быть диалог между гражданским обществом и властью, правительством и парламентом.
 Представленные властями предложения по реформированию социальных льгот никак нельзя назвать либеральными. Перед нами очередной типично бюрократический проект, бессистемный и противоречивый. Номенклатура в очередной раз решила испытать терпение белорусов. В ситуации, когда студентов, пенсионеров, чернобыльцев или инвалидов лишают льгот на $10 – 20 месяц, сохранение корпоративных льгот для предприятий в миллионы долларов – это грубый вызов Вертикали обществу. 

 Подводя итоги работы экономики в первом квартале 2007г. А. Лукашенко не мог скрыть факта ухудшения экономического состояния страны. Он раздал очередную порцию последних «китайских» предупреждений и угроз: «Напрячься нужно всем. Никаких ненужных разъездов, совещаний быть не должно. Сейчас важна реальная работа на местах. От каждого чиновника и от правительства в целом я жду конкретных результатов». Номенклатура действительно напряглась. Она успешно отстояла миллиарды долларов корпоративных льгот, отдав в жертву рыночной псевдолиберальной риторике льготы социальные. Напрягаться за студентов, чернобыльцев, пенсионеров и инвалидов в нашей стране в системе власти некому.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме