23:00 10.05.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Общественная комиссия "Свободу Козулину и всем политзаключенным!" требует отмены карательных статей
20:56, 10 Мая | Пресс-служба Александра Козулина
Общественная комиссия «Свободу Козулину и всем политическим заключенным!» призывает граждан обратиться в Конституционный суд Республики Беларусь, Палату представителей, Верховный Суд, Генеральному прокурору Республики Беларусь с требованием отмены карательных статей в Уголовном кодексе Республики Беларусь, по которым преследуются и отбывают наказание активисты общественных организаций и лидеры оппозиции.
Одними из первых под данным документом подписались председатель женской партии «Надзея» Елена Еськова, руководитель оргкомитета Конгресса Александр Бухвостов, заместители председателя БСДП (Грамада) Иван Анташкевич и Игорь Рынкевич, заместители председателя Партии БНФ Алексей Михалевич и Юрий Ходыко, заместитель председателя ОГП Людмила Грязнова, секретарь ЦК ПКБ Валерий Ухналев, члены Политсовета ОГП Валентина Полевикова и Сергей Альфер, заместитель председателя оргкомитета по воссозданию БСДП (Народная Грамада) Александр Арестович, члены БСДП (Грамада) Павел Знавец и Иван Лобачев, член Сойма Партии БНФ Вячеслав Орешко, председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич, руководитель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос, кандидат в президенты 2001 года Владимир Гончарик, активисты Молодого фронта Борис Горецкий и Олег Корбан, председатель Координационного совета индивидуальных предпринимателей г. Минска Александр Макаев, координатор правозащитного движения «Наша Беларусь» Игорь Ледник, правозащитники Олег Волчек и Раиса Михайловская и др.
Председателю Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь В.Н.Коноплеву
Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь
В.Г.Василевичу
Председателю Верховного Суда Республики Беларусь В.О.Сукало
Генеральному прокурору Республики Беларусь
П.П. Миклашевичу
Копии:
Совет по правам человека ООН,
Представительство ОБСЕ в Республике Беларусь
Мы, граждане Республики Беларусь, крайне обеспокоены состоянием законности, систематическими нарушениями прав человека в стране. После президентских выборов 2006 года положение гражданского общества Беларуси стало особенно тяжелым. Правоохранительные органы и спецслужбы Беларуси открыли прямую «охоту» за лидерами демократических организаций, в особенности молодежных объединений. Активистов этих объединений привлекают к административной ответственности, направляют в психиатрическую больницу, их лидеров по надуманным основаниям судят и отправляют в места лишения свободы.
Считаем, что такие действия правоохранительных органов стали возможными после внесения ряда поправок в Уголовный кодекс Республики Беларусь.
2 декабря 2005 года Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассмотрела проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за деяния, направленные против человека и общественной безопасности», который был направлен в Палату Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко для рассмотрения в срочном порядке. Депутаты с безотчетной поспешностью полностью одобрили инициативу Президента и проголосовали за все поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы.
Представители белорусской общественности, независимые юристы, международные правозащитные организации не раз обращались к правительству Беларуси с призывом отменить поправки в уголовный закон, поскольку все они противоречат Конституции Республики Беларусь и международным договорам, ратифицированным Республикой Беларусь. Большая часть внесенных поправок направлена на ограничение прав и свобод граждан, которые закреплены не только в Конституции Республики Беларусь, но и в других действующих законах.
Мы считаем, что указанные законодательные изменения и дополнения подлежат отмене по следующим основаниям.
1. Несоответствие внесенных в Уголовный кодекс изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и международным договорам, ратифицированным Республикой Беларусь
Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства.
В соответствии со ст. 22 Конституции все граждане равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В Конституции (ст. 23) предусмотрен перечень, в каких случаях допускается ограничение прав и свобод личности: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Соответствующие нормы в международно-правовых документах: ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - ст.7, ст.29; КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ от 4 ноября 1950 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД» - ст.14; МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 19 декабря 1966 г «О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ» - ст.20.
Все внесенные в Уголовный кодекс Беларуси изменения и дополнения направлены на нарушение принципа равенства граждан, закрепленного в ст.22 Конституции, в которой запрещается также и всякая дискриминация в защите прав и свобод. Данные же поправки прямо направлены на дискриминацию руководителей и членов политических партий и общественных объединений, а также гражданских инициатив, которые вынужденно действуют в Беларуси без регистрации.
Новая редакция ч.1ст.193 УК противоречит ч.1 ст.5 Конституции, т.к. не конкретизирует, какие именно «посягательства на права и свободы и законные интересы граждан» или действия по воспрепятствованию исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей запрещены.
Часть 2 ст.193 и ст.193-1 УК нарушает право граждан на объединение в общественные организации, что прямо противоречит ст.36 Конституции, а также ст.20 Всеобщей декларации прав человека; ст.11 Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст.22 Международного пакта от 19 декабря 1966 г «О гражданских и политических правах».
Часть 2 ст.369, ст. 369-1 УК нарушает право граждан на свободу мнений и убеждений и их свободное выражение и высказывание, которое закреплено в ст. 33 Конституции, а также ст.19 Всеобщей декларации прав человека; ст.10 Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст.19 Международного пакта от 19 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».
В целом, указанные изменения и дополнения в Уголовный Кодекс носят дискриминационный характер, как и ряд других статей Уголовного Кодекса, касающихся нарушения принципа равенства граждан (статьи об уголовной ответственности за оскорбление президента РБ и должностных лиц органов управления и суда).
2. Несоответствие внесенных дополнений и изменений национальному законодательству
Следует отметить, что статьи 193, 193-1, 361, 369-1, 382 УК РБ в новой редакции подготовлены не только с грубыми нарушениями Конституции РБ, но и нарушают действующие законодательные акты, в частности «Правила подготовки проектов нормативных правовых актов», утвержденные Указом Президента РБ от 11.08.2003 года № 359.
а). Так, согласно п.24 данного Положения, при подготовке проекта акта следует уяснить его необходимость, цель, определить предметную и субъектную (по кругу лиц) сферы действия новых норм. Закон требует проведения анализа совместимости проекта акта с законодательством Республики Беларусь и установления, в какой мере проект акта направлен на реализацию норм международных договоров Республики Беларусь. Разработчики проекта должны были определить возможные последствия принятия данных изменений (правовые, политические, финансово-экономические, социальные и др.) и в какой мере эти изменения затрагивают интересы других государственных органов и иных организаций.
б). В главе 13, п.120, Положения закреплено, что любой проект в обязательном порядке должен пройти юридическую экспертизу на соответствие с положениями части второй статьи 49 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". По результатам обязательной юридической экспертизы проекта акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта акта.
в). Основными критериями оценки проекта акта являются соответствие Конституции Республики Беларусь, соответствие международным договорам Республики Беларусь; совместимость с законодательством Республики Беларусь и соблюдение требований нормотворческой техники.
г). В п.123 Положения четко закреплено, что проект акта соответствует международным договорам Республики Беларусь, если его нормы обеспечивают своевременную, полную и всестороннюю реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь и относящихся к предмету правового регулирования проекта акта, а также, если эти нормы не противоречат международным договорам Республики Беларусь.
д). Совместимость проекта акта с законодательством Республики Беларусь определяется путем установления того, насколько нормы проекта согласуются с нормами актов той же или большей по отношению к нему юридической силы, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях законодательства Республики Беларусь, обеспечивают отсутствие коллизий и дублирования в правовом регулировании (п.125 Положения).
е). Согласно п.126 Положения к проекту акта, направляемому на обязательную юридическую экспертизу, прилагаются: сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия (издания) акта, включая финансово-экономическое обоснование; сведения о согласовании и визировании проекта акта, в том числе замечания и предложения, не учтенные при его согласовании (визировании).
Анализ ст.ст. 193, 193-1, 361, 369-1, 382 УК через призму вышеприведенных требований приведенного Положения позволяет сделать вывод, что новые редакции указанных статей УК не проходили обязательную юридическую экспертизу на соответствие Конституции, международным договорам и внутреннему законодательству, не были изучены возможные последствия принятия таких изменений в законы.
Остается непонятным, в чем выражается опасность для обороноспособности, территориальной неприкосновенности, суверенитета страны, национальной безопасности в участии представителей политических партий, лидеров неправительственных объединений в международных встречах, переговорах, конференциях. Почему являются криминалом высказывание личных или коллективных убеждений о происходящих в стране процессах, требование белорусских граждан от своего государства соблюдения Конституции страны, международных договоров?
Считаем, что эти изменения в уголовное законодательство направлены против правовой и политико-просветительной деятельности. По сути, вводится цензура и уголовное преследование в отношении анализа и публичного обсуждения общественно-политической ситуации в стране. Изменения были внесены для того, чтобы полностью нейтрализовать гражданское общество не только на период президентских выборов, но и после них, чтобы запретить любую критику и высказывания против существующего правления А.Лукашенко.
Уголовный закон теперь предполагает преследование по политическим мотивам. Общественно-политическая деятельность любого субъекта гражданского общества, любого гражданина подпадает под статьи Уголовного Кодекса, при этом правоохранительным органам уже не надо искать «экономическую подоплеку» для возбуждения уголовных дел, как это было с известными политиками В.Кудиновым, А.Климовым, В.Леоновым, В.Старовойтовым, М.Мариничем, М.Чигирем и А.Козулиным.
Во время и после президентских выборов 2006 года правоохранительные органы начали кампанию по привлечению к уголовной ответственности лидеров молодежных организаций. В 2006 году осуждены к лишению свободы Т.Дранчук, Н.Астрейко, А.Шалайко, Э.Броницкая, Д.Дашкевич за «участие в деятельности от имени незарегистрированной организации». В настоящее время готовится к рассмотрению судебное разбирательство в отношении молодежных активистов «Молодого Фронта» Д.Федорука, О.Корбана, А.Янушевского, Б.Горецкого, А.Положенко. Ведется предварительное расследование по ч. 1 ст. 342 (подготовка групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок) в отношении Д.Денисова. Под стражей находится политический деятель Андрей Климов за «призывы к свержению либо смене конституционного строя Республики Беларусь, осуществленные с использованием средств массовой информации», что инкриминируется ч. 3 ст. 361 УК.
В последние полгода более пятидесяти молодых активистов «Молодого Фронта» и других незарегистрированных организаций демократической направленности были подвергнуты давлению со стороны КГБ Беларуси.
Следует особо отметить, что, хотя действия, подпадающие под ст. 193-1 УК, не несут признаки даже менее тяжкого преступления, суды применяют к молодежным лидерам максимальное наказание в виде лишения свободы. Также непонятно, почему именно КГБ занимается возбуждением и расследование данной категории дел, ведь эти действия не представляют большой общественной опасности, и расследования могли бы проводить органы внутренних дел. Это еще раз подтверждает, что изменения в Уголовный кодекс вносились лишь с целью нейтрализации демократических организаций и преследования оппозиции.
Мы обеспокоены позорным для страны положением, которое сложилось вокруг деятельности демократических структур гражданского общества, в особенности отношением правоохранительных органов и спецслужб к активным молодым гражданам Беларуси, в связи с чем обращаемся к Вам в срочном порядке принять меры для восстановления законности стране, соблюдения конституционных и международных обязательств Республики Беларусь по защите прав и законных интересов граждан своей страны.
Мы настоятельно предлагаем:
1. Палате представителей Национального собрания Республики Беларуси внести изменения в Уголовный Кодекс Республики Беларусь, исключив следующие его статьи:
• Статья 193. Организация либо руководство общественным объединением, религиозной организацией, посягающими на личность, права и обязанности граждан.
• Статья 193-1. Незаконные организация деятельности общественного объединения, фонда либо участие в их деятельности.
• Статья 361. Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.
• Статья 369-1. Дискредитация Республики Беларусь.
• Статья 382. Самовольное присвоение звания или власти должностного лица, либо сопряженное с участием на этом основании в переговорах или иных встречах с представителями иностранных государств, иностранных или международных организаций либо в заседаниях международных организаций
2. Конституционному Суду Республики Беларусь, Верховному Суду Республики Беларусь рассмотреть правовые нормы вышеуказанных статей Уголовного кодекса, правоприменительную, судебную, практику по вышеуказанным статьям, и обратиться в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь с предложением исключить указанные статьи из Уголовного кодекса, как противоречащих Конституции Республики Беларусь, национальному законодательству и международным договорам Республики Беларусь.
3. Верховному Суду Республики Беларусь пересмотреть в надзорном порядке состоявшиеся судебные решения по уголовным делам данной категории, реабилитировав осужденных граждан.
4. Прокуратуре Республики Беларусь внести в порядке надзора протесты на состоявшиеся судебные решения по вышеуказанной категории уголовных дел, а также прекратить производства по возбужденным уголовным делам с освобождением лиц от уголовной ответственности в силу утраты деяниями общественной опасности.
5. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» просим дать отдельный письменный ответ каждому нижеподписавшемуся заявителю.
Представители гражданского общества Республики Беларусь:
№ пп Фамилия, имя, отчество Адрес Подпись
1.
2...
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме