20:07 27.04.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Проект стратегии Объединеных демократических сил на период до первых свободных выборов

17:43, 27 Апреля |

В предлагаемом проекте Планово-аналитическая группа формулирует цели, задачи и стратегические принципы для Объединенных демократических сил на период, ограниченный будущими выборами. Это не обязательно должны быть парламентские выборы 2008 года. Это должны быть первые выборы, в организации которых будут учтены требования других общественно-политических сил, кроме существующей сегодня власти, а также требования международного сообщества, сформулированные в известных «четырех пунктах ОБСЕ». Проект исходит из того, что в Беларуси существуют организованные политические и общественные силы, стремящиеся к демократическим переменам и разделяющие общие цели, независимо от своих политических платформ и организационных принципов.

Проект излагает общие принципы стратегии и не содержит подробных планов действий. Мы исходим из того, что Стратегия является открытым документом, посланием демократических сил обществу с предложением модели для выхода из того тупика, в который все дальше заводит Беларусь действующая власть. Вместе с предложениями экономических и конституционных реформ Стратегия является той альтернативой, которую мы сегодня предлагаем обществу.


       СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОДС

Целью ОДС является свободная, процветающая Беларусь.

Необходимыми условиями свободы и процветания являются:
          • соблюдение прав и свобод человека,
          • политическая и экономическая независимость,
          • демократическая система управления,
          • социально ориентированная рыночная экономика,
          • международная открытость.

Перемены в Беларуси неизбежны. Они могут пойти в направлении кризиса и ухудшения социально-экономического положения всех категорий населения Беларуси или произойдут эволюционным путем в направлении демократизации на основе согласованных действий демократических сил и власти. Мы предлагаем обществу и власти этот вариант. Его реализация обеспечит те необходимые социальные гарантии, которые являются обязательным условием при проведении любых политических и экономических реформ, и создаст новые возможности для всех членов общества. Этот путь обеспечит социальный мир, гарантируя соблюдение прав и свобод, в том числе прав на собственность, на свободу совести, а также отсутствие преследований по политическим мотивам.

Проведение свободных выборов — необходимый шаг к реализации целей ОДС. Выборы откроют путь к назревшим преобразованиям без социальных катастроф. Своей стратегической задачей на ближайший период ОДС считают инициирование свободных (с соблюдением требований ОБСЕ) выборов в Беларуси.

В качестве первого шага к свободным выборам в стране ОДС предлагают власти начать конструктивный диалог с ведущими политическими и общественными силами Беларуси. ОДС считают, что путем переговоров можно достичь консолидации всех здоровых сил белорусского общества, необходимой для сохранения социального мира и для разрешения проблем, стоящих перед нашей страной. Условием, подтверждающим готовность власти к взаимному сотрудничеству с демократическими силами, является освобождение всех политзаключенных.


       СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОДС

I. Оценка развития ситуации

После 13 лет существования авторитарного режима Беларусь вступает в период нарастания кризисных явлений в политике, экономике и социальной сфере. Внутренние и внешние ресурсы режима исчерпываются, ослабление экономической и политической поддержки со стороны России показало слабость системы, созданной за эти годы. Все слои белорусского общества в той или иной степени ощущают, что старая власть перестает выполнять главную функцию, взятую ею на себя, — функцию гаранта стабильности. Обострение ситуации в экономике, давление со стороны Запада и Востока, возрастающее недовольство населения неизбежно будут дестабилизировать власть и принуждать ее отвечать на вызов. Единственным ответом, который сохранит в Беларуси социальный мир и обеспечит стабильное развитие страны, мы считаем переход на путь модернизации, что означает не только либерализацию экономики, но и отказ от командных методов управления и возвращение демократических норм и принципов. Сегодня предложения Евросоюза являются реальным механизмом, который поможет осуществить экономические и политические реформы в Беларуси без падения уровня жизни населения.

Отказ от демократической модернизации неизбежно вызовет нарастание как социально-экономического кризиса, так и кризиса самой власти. Вновь актуальным станет вопрос о ее легитимности. В этом случае возможны два варианта развития событий: номенклатурный переворот или массовые неуправляемые протесты населения. Оба варианта означают развал существующей системы и, как следствие, — еще большее падение уровня жизни, а затем период восстановления экономики и демократии.

Учитывая все это, Объединенные Демократические Силы предлагают белорусскому обществу выбрать путь мирной эволюции от авторитаризма к демократии. Именно такой путь отвечает чаяниям белорусского народа: он позволит сохранить то позитивное, что было сделано в предыдущий период, и гарантировать всем улучшение ситуации в будущем.

II. ОДС предлагают как основу своей стратегии эволюционный путь

Это означает, что переход к демократии возможен не только в случае единовременного отстранения существующего режима, но и в результате диалога демократических сил с обществом и существующей властью. Диалог возможен при выполнении демократическими силами следующих условий:

• предъявление обществу и власти позитивной альтернативы в виде образа будущего и пакета предложений по модернизации государственной системы, экономики, международных отношений;

• наличие общих для большинства сторонников перемен целей и стратегии действий;

• консолидация большинства сторонников перемен;

• поддержка международного сообщества (и Запада, и России);

• активные действия демократических сил по реализации стратегического плана.

Результатом этих действий будет начало переговорного процесса, свободные выборы и включение демократических сил в процесс управления страной, начало модернизации общества и государства.

III. ОДС действуют в четырех основных направлениях

Важно, что все направления деятельности — это работа с обществом, с разными его группами, хотя некоторые и выделяются в рамках предлагаемой стратегии как более приоритетные (см. «Целевые группы»). Демократические силы рассматривают и недовольных ситуацией, и удовлетворенных своим положением, и элиты, и представителей власти, и себя самих как неотъемлемые составные части реального белорусского общества. Только в условиях, когда будут услышаны голоса всех и учтены интересы разных групп, общественный диалог будет плодотворен и приведет к национальному консенсусу.

1. Информационная кампания, диалог с обществом

Информационная кампания объединяет все направления. Она направлена не только на конкретные целевые группы. Ее главный адресат — все белорусское общество, а также международное сообщество. Информирование всех групп населения должно быть интенсивным и отвечать целям и задачам ОДС, быть важной составляющей кампаний диалога и давления. Информационная кампания должна не только показывать минусы прежнего курса, но, прежде всего, формировать в обществе позитивное отношение к демократическим переменам, уверенность в их необходимости и неизбежности.

Важную роль в информационной кампании могут сыграть организации, традиционно ориентированные на целевую работу с определенными группами и пользующиеся среди них влиянием (профсоюзы, НПО). Целесообразно не только использовать имеющиеся средства информации или ориентироваться на внешние источники, но и развивать новые для Беларуси формы (интернет, медиаактивизм и т. п.).

2. Диалог с элитами

Как и другие группы общества, национальные элиты (руководящие кадры всех уровней) все более обеспокоены дестабилизацией в стране, угрозой независимости. Сегодня интересы элит начинают все более совпадать с интересами недовольных в других группах общества и с интересами ОДС. Необходимо предложить им сотрудничество и использовать их влияние для начала переговоров. ОДС гарантируют элитам сохранение их статуса и собственности в пределах демократических норм. Участие элит в подготовке и проведении реформ позволит им укрепить свое положение.

Кампания диалога с элитами имеет целью информировать общество в целом и национальные элиты о позиции ОДС, наладить контакты и сотрудничество на разных уровнях для решения назревших экономических и социальных проблем. Эта кампания тесно связана с кампанией «Национальный Круглый стол».

Возможен вариант, когда верхушка элит попытается решить проблему перемены курса своими силами (номенклатурный переворот). В этом случае новая власть будет остро нуждаться как в поддержке влиятельных сил в обществе, так и в легитимизации происшедших перемен внутри страны и за ее пределами. Для этого ей придется сесть за стол переговоров с этими влиятельными силами и объявить свободные выборы. ОДС должны быть готовы к такому варианту и усиливать свою консолидацию и влияние на общество.

3. Диалог с властью

ОДС предлагают власти сотрудничество в преодолении экономического, политического и социального кризиса. ОДС располагают для этого пакетом предложений по реформированию государственной системы и экономики, необходимыми международными контактами, влиянием в обществе. ОДС начинают кампанию «Национальный Круглый стол», инициируя переговорный процесс на всех уровнях — от локального до международного. Цель кампании — убедить власть и общество в эффективности демократической модернизации, необходимости достижения национального согласия путем переговоров и проведения свободных выборов. Важным фактором этой кампании должно быть международное влияние и участие авторитетных международных структур.

Начало переговоров на высшем уровне может быть следствием давления на власть со стороны общества и национальных элит, но при этом — гарантией от возможного переворота или социального взрыва. Результат переговоров — проведение в стране свободных выборов, формирование коалиционного правительства и начало комплексной модернизации.

4. Давление на власть

Недовольство своим положением в разных группах общества неизбежно будет выливаться в нарастание социальной напряженности и протестов. Необходимо придать этому процессу нужное направление, указав причины кризисной ситуации и пути решения проблем. ОДС должны сделать активную часть недовольных в разных социальных группах союзниками в реализации стратегического плана и с их помощью активизировать потенциально активных, в том числе и среди так называемых неопределившихся. Кампании активизации, мобилизации и давления целесообразно объединить под лозунгом единой кампании «За свободу». Ее целью будет мирное давление на власть с требованием реформ, а значит — переговорного процесса и проведения свободных выборов. В условиях вытеснения оппозиции из политической жизни координируемое давление может стать мощным механизмом влияния на ситуацию, а также канализировать возможные стихийные акции протеста. Без кампании давления власти будет трудно признать демократические силы важным фактором и субъектом диалога.

При резком ухудшении социально-экономической ситуации возможно нарастание протестных настроений и включение в массовые акции части населения, обычно пассивно реагирующего на ситуацию. В этом случае возможно быстрое отстранение верховной власти. ОДС не инициируют такую ситуацию, но должны быть готовы и к такому развитию событий. Только силы, имеющие серьезное влияние на общество, будут востребованы им для восстановления социального мира.

Четыре вышеназванные кампании ОДС должны быть взаимосвязаны и скоординированы. Объединяющую роль играет общая информационная кампания.

Каждая кампания предполагает детальные планы в отдельных документах. В рамках предлагаемой стратегии возможна также самостоятельная деятельность организаций и граждан, если она соответствует стратегическим целям и задачам. В зависимости от ситуации то или иное направление может приобретать большую важность и концентрировать больше усилий.

Работа демократических сил одновременно по всем направлениям предотвратит неконтролируемый социальный взрыв, даст возможность действующей власти сделать оптимальный выбор, поможет элитам сохранить свое положение. Главное — активная часть общества получит возможности самореализации и участия в политической жизни, а все слои населения сохранят и упрочат достигнутый уровень благополучия.

IV. Переговорный процесс

Кампания «Национальный Круглый стол» — это процесс общественного диалога, который инициируется ОДС. Его цели — привлечь внимание общества к насущным проблемам; предложить эффективные модели их преодоления, включить в диалог представителей общественных структур, национальных элит, заинтересованных граждан, международное сообщество. Таким образом, продолжается формирование позитивной альтернативы, которая наполняется конкретным содержанием. Диалог может проходить на разных уровнях — от международного до отдельных предприятий в регионах. Темами диалога должны быть и локальные проблемы, решить которые можно, привлекая европейскую помощь, и проблемы, стоящие перед всей страной, например, снабжение топливом, расширение внешнеэкономических связей и содержание предлагаемых реформ — экономическая платформа, малая конституция и т. д. В процессе диалога завоевываются сторонники среди элит и населения.

Собственно «Круглый стол» может быть кульминацией этого процесса, когда верховная власть начинает терять контроль над страной. К этому времени идея переговоров должна стать популярной как среди элит, так и среди населения. Переговоры становятся неизбежными. Субъекты переговоров — это представители центральной законодательной и исполнительной власти, региональные элиты, силовые структуры, лидеры и эксперты демократических сил. Необходимо присутствие международных структур. Цель Круглого стола — не допустить эскалации кризиса, сохранить гражданский мир и обеспечить легитимизацию власти в стране. Условием «серьезности намерений» со стороны власти будет выполнение первичных условий, в первую очередь, отказ от политических преследований и освобождение политзаключенных.

Само согласие власти на диалог на высшем уровне будет подтверждением ограничения функций диктатора и подтверждением начала демократических преобразований.

Отсутствие консолидированной позиции демократических сил приведет либо к тому, что переговоры могут произойти без их участия — между структурами власти (имитация участия общества), либо к тому, что на переговорах интересы демократической части общества не будут учтены.

V. Целевые группы ОДС в белорусском обществе

Сегодня в белорусском обществе отсутствуют осознающие свои интересы и солидарные социально-демографические группы. Ни одна из таких групп сама по себе не может быть движущей силой перемен. Но активные люди, недовольные своим положением и ситуацией в стране и осознающие необходимость перемен, присутствуют во всех группах общества — среди рабочих и студентов, врачей и учителей, пенсионеров и домохозяек. В эту группу активных недовольных сегодня входят, с одной стороны, люди с потребностью реализовать себя в обществе и обрести достойный статус (среди них есть и студенты, и интеллигенция, и предприниматели и т. д.), с другой — имеющие потребность уберечь свои уже приобретенные статус и собственность государственные элиты. И для тех, и для других необходимы свобода и гарантии защиты от произвола. Их интересы постепенно начинают сближаться. Если ОДС сумеют завоевать их доверие, то им удастся объединить основные движущие силы общества.

С начала своего существования авторитарный режим предложил обществу гарантии «устойчивого развития». Пользуясь преимуществами дешевых энергоносителей и укрепив командную систему руководства, ему определенное время удавалось выполнять обещанное. В сегодняшней ситуации режим все менее в состоянии выполнять свои главные в глазах общества функции: гарантировать стабильность и рост благосостояния, возможность договариваться с внешними партнерами. Это вызывает беспокойство (пока еще не совсем осознанное) всех слоев общества. Именно вопрос сохранения гарантий, как и предоставления новых возможностей, становится ключевой темой послания обществу. Тот, кто сможет предложить гарантии сохранения стабильности и дальнейшего развития основным группам общества, будет востребован ими для руководства страной.

В то же время главным концептом ОДС остается свобода. Именно понятие свободы в разных его смыслах наиболее альтернативно образу и идеологии авторитарного режима. Свобода является базовой ценностью для активной части белорусского общества.

Исходя из ситуации, целей и задач ОДС, обозначим основные группы, с которыми взаимодействуют демократические силы.

Активные недовольные

Присутствуют во всех группах и являются основным резервом для пополнения рядов демократических организаций и участия в протестных акциях и кампаниях. Составляют 10—15 процентов общества, что означает около миллиона человек. Для них мотивирующую роль играют такие ценности, как «свобода», «правда», «независимость», желание улучшить свое положение, участвовать в управлении обществом. В то же время преобладающая часть их не состоит в политических и общественных организациях. Это главная целевая группа кампании «За свободу». Именно они являются основным фактором информационного воздействия на так называемых неопределившихся в условиях отсутствия свободных СМИ. Они составляют большинство тех, кто сегодня участвует в акциях протеста. Первая задача кампании «За свободу» —  активизация и мобилизация активных недовольных для информирования общества и давления на власть. В кампании 2006 года отчетливо проявилась проблема падения доверия этой группы к структурированным демократическим силам. Ясная стратегия, инициативность и консолидация последних поможет вернуть доверие этой группы.

Национальные элиты

Управленческие кадры всех уровней. Эта группа долгое время была опорой режима, получая от него значительные преференции. Теперь происходит постепенное осознание ею собственных интересов и возникает недовольство своей зависимостью от государственного волюнтаризма. Рост недовольства в элитах отчетливо проявился в результате топливного кризиса, до него элиты преимущественно ощущали режим своим гарантом. Сегодня внутри элит развивается раскол — ориентация на режим или поиск иных гарантов. Это дает возможность демократическим силам предложить части элит сотрудничество в обмен на взаимные гарантии.

Не исключена возможность самоорганизации элит для защиты своих интересов и осуществления перемен. В этом случае они также будут заинтересованы в сотрудничестве, а не в конфронтации с ОДС, если демократы смогут продемонстрировать свою силу и влиятельность.

Неопределившиеся

Определение политически пассивной части населения (так называемые неопределившиеся) как главной целевой группы возможно только в условиях демократии, когда результаты выборов зависят от голосования большинства. В условиях диктатуры неопределившиеся будут оставаться на стороне того, кто представляется им сильным, обладает большими информационными ресурсами, а главное — может удовлетворять их интересы. Ослабление власти предоставляет новые возможности работы с ними, но без активного участия двух предыдущих групп влияние ОДС на позицию неопределившихся будет незначительным. Поэтому в центре нашего внимания — активная часть общества, ибо активное меньшинство влияет на пассивное большинство, а не наоборот.

Неопределившихся тоже волнуют гарантии: в первую очередь, гарантии сохранения их относительного благосостояния, стабильности, как и возможностей дальнейшего развития. И у них режим теряет свои позиции. Таким образом, намечается общее в интересах практически всего общества. В условиях, когда диктатура не в состоянии обеспечить ни гарантий, ни свободы, ей остается либо наращивать войну с обществом, либо идти на уступки. Давление на общество может привести к обострению конфронтации и социальному взрыву, уступки означают начало перемен.

Обострение социально-экономической ситуации может привести к росту количества недовольных в этой группе и их активизации. Массовое включение этой группы в акции протеста значительно усилит кампанию давления и может привести к реализации «варианта 2» (см. схему 1), что подчеркивает важность группы для ОДС. В то же время нужно учитывать, что их ценностные ориентации отличаются от группы активных недовольных (неопределившихся волнуют, в первую очередь, цены и зарплата), а их участие в протестном движении не может быть систематическим (удовлетворение некоторых требований обычно приводит к быстрому ослаблению протестных настроений). Ту часть неопределившихся, которая может перейти в состояние активного протеста, можно условно назвать «потенциально активные недовольные». Работа с неопределившимися должна быть ориентирована на выявление потенциально активных, предложение им защиты их интересов и активизацию их для участия в кампании давления.

Власть

Ранее демократы не определяли власть как свою целевую группу. Власть и оппозиция практически игнорировали друг друга, посылая свои взаимные проклятия в простанство. Предлагая диалог, мы признаем существование власти как потенциального партнера и предлагаем ей сделать то же. Взаимное признание основных субъектов политического конфликта будет реальным шагом к национальному примирению и реформированию общества. До начала диалога основные методы воздействия ОДС на власть — это кампании давления, информирования и международное влияние. Важным является то, что, напоминая о нелегитимности способов формирования существующей власти, демократические силы не требуют ее немедленной ликвидации, предлагая сегодня путь постепенной модернизации.


VI. Единство демократических сил

Существующая в белорусском обществе раскладка сил не дает возможности демократам добиваться успехов в конфронтации с властью «разными колоннами», с разными целями и стратегиями. Требования диалога тем более предполагают максимально консолидированную «демократическую силу», которая может быть воспринята властью, элитами и другими группами как адекватный партнер. Поэтому консолидация демократических политических и общественных сил — это важнейшее условие реализации стратегии и ближайшая задача сторонников перемен.

В основу сотрудничества демократических сил между собой должны лечь:

• признание общих целей, стратегических подходов и программы действий.

• разделение функций между политическим и общественным секторами, между силами различного политического направления с различными целевыми группами, создание возможностей участия в реализации стратегии для всех, кто признает общие цели и стратегические принципы.

• принцип договоренности. Целесообразно инициировать подписание специального документа — нового «Общественного договора», в котором фиксировались бы не только желание участвовать в процессе, но и взаимные обязательства с мерой ответственности (соответствующий проект следует подготовить и предложить Конгрессу).

Признание единой стратегии и принцип договоренности предполагает не общую вертикальную структуру, а взаимодействие разных секторов и структур. В то же время наличие коалиции политических сил обеспечивает сохранение координируемости основных кампаний и оперативность принятия решений в условиях быстро изменяющейся ситуации. Поэтому актуальным остается сохранение коалиции ОДС как ядра взаимодействия всех сторонников перемен.


VII. Вариативность стратегии

Стратегия предлагает учитывать ситуацию в Беларуси и вокруг нее как динамичную. В зависимости от изменения ситуации могут быть реализованы различные варианты. В варианте номенклатурного переворота (или физической недееспособности диктатора) задача демократических сил в основном сводится к тому, чтобы сохранить за собой роль влиятельного субъекта политической игры. Поэтому важно это влияние сначала приобрести, а для этого необходимо консолидироваться и реализовывать указанные выше направления стратегии. В случае обострения кризиса важно иметь в руках рычаги кампании давления и влияния на неопределившихся. Генеральное же направление — это мирный путь предварительных переговоров и договоренностей о сотрудничестве в деле модернизации страны.

Время — невосполнимый ресурс. Начиная с памятных событий марта 2006 года ход событий в Беларуси ускоряется. Происходят изменения в массовом сознании, меняется экономическая и международная ситуация. В конечном счете победителем будет тот, кто наиболее оперативно и адекватно ответит на вызов времени. Как никогда актуален сегодня старый девиз: Periculum in mora (Промедление смерти подобно).



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме