21:00 06.03.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Санкции превыше всего Перевоспитание административными методами будет суровым
19:05, 6 Марта | Вадим Ходосовский,
С 1 марта в Беларуси вступили в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП). Белорусов будут перевоспитывать административными методами по новым правилам. Принципы справедливости и гуманизма, которым должна отвечать ответственность, превзошли все ожидания. Санкции вышли на мировой уровень — их максимальное значение для граждан составило 15,5 млн. BYR (более 7 тыс. USD).
Процесс окончательного введения в действие документов был довольно длительным. В КоАП, принятый 21.04.2003 г., но до последнего времени не вступивший в силу, изменения и дополнения вносились около 25 раз. Помимо этого, многие отдельные положения, закрепленные в специальной части документа, уже действовали через множество законных и подзаконных актов. Сегодня по количеству действующих кодексов РБ заняла первое место среди стран СНГ. Тем не менее новый КоАП так и не стал единым источником административного права.
Цена справедливости
Одна из главных отличительных особенностей нового КоАП — размеры административных взысканий, которые должны быть "необходимыми и достаточными для воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение".
Максимальный размер предусмотренного КоАП штрафа для гражданина — 50 базовых величин, для ИП — 200, для юридического лица — 1.000 БВ. Однако штраф за нарушение законодательства о труде, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения для гражданина может достигать 500 базовых величин (15,5 млн. BYR). Наверное, осознавая масштабы "достижений мирового уровня", законодатель оставил за гражданами право ходатайствовать об отсрочке выплаты штрафа или даже о выплате его по частям в течение полугода.
Остается взять на заметку факт, что, согласно новому КоАП, если нарушитель признает себя виновным и выражает согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного вреда, то штраф должен быть наложен минимально возможный, но не ниже 0,5 БВ.
Также законодатель посчитал недостаточным ранее установленный максимально возможный срок административного ареста 15 суток. Согласно новому кодексу, гражданин может оказаться за решеткой на срок до 25 суток.
Возможности для творчества
В соответствии с законом о введении в действие новых кодексов, с 1 марта не подлежат применению нормы об административных и экономических правонарушениях, содержащиеся в законах РБ (кроме КоАП и ПИКоАП), указах президиума Верховного совета РБ, постановлениях Совмина, решениях органов местного управления и самоуправления, если иное не определено КоАП.
Также с 1 марта не подлежат исполнению неисполненные постановления (решения) о наложении административных взысканий (применении экономических санкций) за правонарушения, не являющиеся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, декретами, а также указами президента РБ.
Что касается вынесенных до 1 марта 2007 г. и неисполненных постановлений (решений) о наложении административных взысканий (применении экономических санкций), то они подлежат пересмотру в случаях, когда нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 1984 г., иных законов, указов президиума Верховного совета РБ, постановлений Совмина, решений органов местного управления и самоуправления.
Таким образом, несмотря на попытки полной кодификации, акты президента по-прежнему остаются источником административного права. Вероятно, и в последующем полностью избавиться от указов и декретов, вводящих новые санкции, в частности за налоговые правонарушения, не удастся. Тем более что в качестве инструментария остается такое спорное понятие, как "экономическая ответственность", исчезновение которого ожидалось с появлением административной ответственности для юрлиц.
Новые понятия
По форме и содержанию новый КоАП схож с УК РБ. Кроме того, в нем появились понятия, близкие тем, которые встречаются в уголовном праве.
Среди подобных новшеств следует отметить покушение на совершение административного правонарушения. При этом покушением признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Изменились также подходы к определению понятия "должностное лицо". Теперь это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административные функции, а также госслужащие, наделенные полномочиями принимать решения в отношении лиц, не подчиненных им по службе. В результате к должностным лицам теперь можно отнести, например, индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников. Этот факт имеет важное значение для судов при определении размеров штрафа.
Вводится понятие презумпции невиновности. Теперь правонарушитель не обязан доказывать свою невиновность, может получать юридическую помощь с момента задержания и консультироваться с адвокатом в момент составления протокола. При этом все сомнения в виновности лица будут трактоваться в его пользу, а решение о привлечении к ответственности не может быть основано на предположениях. Теоретически это, например, означает, что если инспектор собирается наказать водителя за проезд на запрещающий сигнал светофора, а тот уверен, что двигался на зеленый, водителя можно наказать, только если однозначно доказана его вина, то есть при наличии нескольких свидетелей.
Требуйте адвоката!
Немаловажные новшества касаются участия адвокатов в процессе: они могут присутствовать также на рассмотрении протокола в суде или на административной комиссии. Нарушитель вправе иметь защитника с начала административного процесса, а в случае задержания — с момента объявления ему об административном задержании.
По мнению специалистов, подобный дополнительный контроль позволит увеличить качество работы правоохранительных органов, а также сократить число необоснованных привлечений к ответственности.
Для соблюдения принципа законности кодекс предусматривает возможность обжалования не вступившего в силу решения и отводит на это срок от 5 до 10 дней. В качестве исключения немедленно приводится в исполнение постановление об административном аресте, однако и его можно обжаловать. В случае если арест будет признан незаконным, человек имеет право истребовать компенсацию нанесенного морального и материального вреда.
В документе перечислены случаи наступления ответственности по требованию потерпевшего — клевета, оскорбление, причинение телесного повреждения, не повлекшего расстройства здоровья.
Новый КоАП существенно расширяет полномочия должностных лиц, обладающих правом составления протоколов в части наложения административного взыскания. Также несколько расширены полномочия прокурора, который теперь наделен правом своим постановлением освободить физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию. Кроме того, прокурор вправе отменять незаконные постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом. Правом обжалования действий должностных лиц прокурору наделены также родственники и адвокат задержанного.
Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет шла речь о возможной отмене экономической ответственности, с вступлением в силу нового КоАП этого так и не произошло. При этом, согласно новому кодексу, административная ответственность может быть возложена и на юридические лица.
Рассматривать дела об экономических правонарушениях предстоит хозяйственным судам (нарушение порядка обращения с драгметаллами, порядка формирования цен, незаконная или запрещенная предпринимательская деятельность, нарушение условий ввоза топлива в РБ и т. д.). При этом привлечение к ответственности предприятия не освобождает от персональной ответственности виновных должностных лиц.
Следует также отметить, что отныне при совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания будут налагаться за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. Такой порядок применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. Однако при этом административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения не должно превышать на физическое лицо 100 базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления — 1.000 базовых величин. Лишение специального права не может превысить 5 лет, права заниматься определенной деятельностью — 2 лет. административный арест — не более 25 суток.
Позитив с негативом
Как сообщил в беседе с корр. "БР" адвокат, заведующий специализированной минской юрконсультацией № 4 Евгений Портной, в новом КоАП и ПИКоАП имеются как положительные, так и отрицательные новшества. Среди первых — более регламентированная процессуальная процедура, появление таких понятий, как обоснованный риск и отсутствие ответственности за причинение вреда гражданину, совершившему преступление или административное правонарушение, при задержании. "Все это — дополнительные возможности для защиты лица, в отношении которого ведется административное производство", — считает Е. Портной.
"В качестве негативного момента хотелось бы отметить тот факт, что отныне оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу — ИП, в отношении которого ведется административный процесс, могут оказывать помимо адвокатов "иные лица, которым они доверили представлять свои интересы". Ситуация довольно странная, поскольку оказание юридической помощи, равно как и медицинской, в нашем государстве лицензируемый вид деятельности, требующий специальной подготовки, сдачи экзаменов и т. д.
Административное производство, касающееся нарушения авторских прав, теперь может быть инициировано при отсутствии заявления потерпевшего. Ранее отсутствие такого заявления было основанием для прекращения дела. На практике это означает, что любой милиционер при подозрении на продажу контрафактной продукции может составить протокол, изъять ее и т. д. Однако возникают проблемы: кого считать потерпевшим, как найти правообладателя или его представителя, доказать использование интеллектуальной собственности без согласия правообладателя? Без этого административное производство будет лишено смысла. При этом не учитываются положения ст. 983 ГК, суть которой сводится к тому, что распоряжение и защита произведений — исключительное прерогатива самого правообладателя.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме