17:00 02.03.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Слово о Конгрессе

15:33, 2 Марта | Анатолий Лебедько,

Судя по прессе, разные структуры по-разному понимают предназначение и функции предстоящего Конгресса демократических сил. Не сильно маскирует свой интерес к теме и “Красный дом”. Его специализация — дискредитация самой идеи форума как высшего представительного, постоянно действующего органа, обладающего высокой степенью легитимности. В общественное мнение, по принципу работы дятла, вбивается восприятие Конгресса исключительно как инструмента борьбы за портфели и ресурсы.

Домашнее задание агитпропа и учеников Степана Сухоренко — опустить форум и всех, кто связан с ним, до уровня аллергического восприятия. Это не высшая математика, это арифметика начальной школы. Для решения этой задачи используются не только потенциал силовых структур, но и разногласия в среде оппонентов власти.

В “Красном доме”, в отличие от части демократов, понимают, что Конгресс в переходный период может принять на себя функции и полномочия органа, принимающего решения по формированию легитимных структур власти в Беларуси. Тем более с учетом того, что в него интегрирован Верховный Совет 13-го созыва, сохраняющий легитимность в соответствии с Конституцией 1994 года. Уже только ради выполнения этой функции Конгресс как институция достоин всяческой поддержки. Для понимания этого не надо иметь ума палату.

И это не единственное достоинство Конгресса. При его разумном использовании это самая эффективная площадка для объединения и консолидации всех сторонников перемен. Форум обладает уникальной способностью сделать претендента единым кандидатом в президенты, проект решения превратить в план действий для идеологически разных политических структур, заявление озвучить так, что оно будет услышано во всех ответственных международных организациях. Конгресс — это политический тяжеловес, способный поднимать тяжести, которые не в состоянии осилить политики и организованные структуры сами по себе.

Но иногда случается очевидное-невероятное. Планы власти и намерения части демократической оппозиции пересеклись. На Могилевщине даже родился почин сбора подписей против проведения форума. Трудно на глазок определить, чего здесь больше — стечения обстоятельств, нехватки информации или управляемого процесса? А может, все это следствие нашего длительного пребывания в оболочке нынешней системы и тех экспериментов, которые проводятся длительное время в стране. Нельзя не признать, что вирус лукашизма проник в подсознание не только сторонников правителя. Иначе чем объяснить, что, критикуя вертикаль власти как модель управления, часть из нас предлагает строить вертикаль, но только свою, демократическую. Это занятие, наверное, более приятное и прибыльное, нежели создавать эффективную коалицию. Нас возмущает правитель с царскими полномочиями, но к светлому демократическому будущему должен обязательно вести лидер с широчайшими полномочиями. При этом ему напрямую должны подчиняться и коммунисты, и националисты, и все остальные не сертифицированные по идеологическому признаку. Для обоснования этого мы эксплуатируем риторику, освоенную властями.

Переход к концентрации всех полномочий в одном портфеле мы объясняем тем, что находимся в состоянии войны с режимом. Дескать, этого требует острота момента. Но этот же режим точно так же втюхивает обывателю чрезвычайщину — тоже необходимостью борьбы с врагами, которыми окружена страна. Мы изобретаем велосипед, зная, что и в Югославии, и в Грузии, и в Украине акцент был сделан именно на сильные, дееспособные коалиции, которые вместе реализовали одну стратегию, один план, а не на строительство одной партии. И лидеров там предъявляли обществу не за пять лет, а за год-полтора до начала президентской кампании.

Только ленивый не поупражнялся в метании дротиков в Конгресс. В этом преуспели и политики, и политологи. Как маститые, так и начинающие. В обращение даже был запущен оборот “конгрессить” как синоним занятия чем-то бессмысленным и второстепенным. В этой ситуации не остается ничего, как задать несколько простых вопросов.

Скажите, если бы в октябре прошлого года не было Конгресса, сколько бы мы имели претендентов в президенты от демократов? Правильно, дюжину, а то и больше. А позвольте уточнить, с таким количеством возможно ли было провести акцентированную, внятную избирательную кампанию? По всем законам выборов — нет. А в такой ситуации состоялась бы площадь Калиновского? НЕТ! НИКОГДА! Истоки относительного успеха, точнее отсутствие провала, мы находим в Конгрессе и той работе, которая была проведена до и после форума. Все дивиденды, как, например, международное внимание, премии, обучение молодых людей в зарубежных университетах и прочее, — это все следствие, которое вытекает из источника под названием “Конгресс”. Непонимание будет до тех пор, пока мы будем рассматривать Конгресс как разовое мероприятие по решению главного кадрового вопроса.

Конгресс можно и нужно было провести сразу после завершения президентской кампании. Без шумовых спецэффектов и излишнего ажиотажа. И сделать это было по силам с минимальными затратами. Власть пока еще выдает разрешения на проведение акций на площади Банголор. Для такого формата мероприятия желателен, но не обязателен комфортный зал и трехразовое горячее питание.

Зачем необходим был быстрый Конгресс? Чтобы поблагодарить делегатов за активное, зачастую жертвенное участие в избирательной кампании. Во-вторых, для отчета тех, кому Конгресс выдал полномочия на четко зафиксированный период времени. Единый кандидат, штаб, Политсовет, Национальный комитет... Да, это вопрос, может быть, и процедурный, но он дисциплинирует и подчеркивает взаимоответственность друг перед другом. В-третьих, чтобы утвердить документы, касающиеся ответа на вопрос, что делать в обозримом будущем. Как доказывает практика, решения, принятые с участием 900 человек, крепче стоят на ногах и лучше выполняются, нежели те, что проголосованы 12-ю. Даже если это руководители политических структур. И тогда во многих регионах люди не сравнивали бы себя с комодом, о котором забыли при переезде в новую квартиру. И тогда не были бы слышны возгласы: когда мы были нужны вам, вы за нами транспорт присылали, чтобы доставить на собрания, где избирались делегаты на Конгресс.

И еще раз о самом главном. Коалиция, состоящая из разных структур, может успешно функционировать только в рамках соглашения, которое определяет правила совместной деятельности и накладывает на его участников ответственность и взаимные обязательства. Предыдущее соглашение закончилось 19 марта 2006 года. Поезд остановился, потому что впереди не было рельсов. Мы вроде бы остались в одном вагоне, но без движения вперед. Некоторые это заметили только тогда, когда постучалось время с наивным вопросом: “А где результаты?”

Актуален ли Конгресс теперь? Безусловно! Нужно прокладывать рельсы, нужно новое соглашение с взаимными обязательствами и взаимной ответственностью. По-другому не получится. Если это не делать, то мы теряем самое значимое достижение последнего времени — объединение разных структур под знаменем одной цели.

Впервые после 1996 года у Объединенных демократических сил появилась реальная возможность стать субъектом белорусской политики, а значит, способность влиять на ситуацию в стране. Уже в ходе избирательной кампании в местные Советы было заметно, как меняется самочувствие и настроение у людей. У многих граждан проснулся интерес к позитивной альтернативе, которую предлагают оппоненты нынешней власти. Конечно, это в значительной степени следствие развернувшейся энергетической войны. Но это очевидный факт. Тот, кто даст ясный и понятный ответ на вопросы, которые волнуют людей, за той силой и пойдут граждане Беларуси. И если мы говорим о малой Конституции, о платформе, содержащей послание по социально-экономической проблематике, то Конгресс должен утвердить этот пакет документов и дать старт большой кампании по продвижению позитивной альтернативы в народ. За этими словами скрывается колоссальный объем черновой работы.

Можно бесконечно говорить, что организация и управление — это далеко не самое сильное место оппонентов власти. Структуры коалиции в ее нынешнем виде не в состоянии выполнять амбициозные задачи. Конечно, “Красный дом” устроило бы нынешнее положение вещей. Его удовлетворяет ситуация, когда принятые решения остаются в большинстве своем в том же помещении, где они принимаются. А посему власть готова и дальше вкладывать немалые ресурсы в сохранение нынешней ситуации. Конгресс — это как раз тот форум, который в состоянии реорганизовать структуры коалиции. Для меня суть реформы в улучшении взаимодействия центра и регионов, в привлечении региональных структур к выработке принимаемых решений. А также создание и вовлечение коалиций неправительственных организаций вместе с их ресурсами и потенциалом в реализацию общих стратегии и плана действий. А это означает необходимость закрепления за регионами и коалициями неправительственных организаций мест в Политсовете ОДС.

Давайте еще раз с позиции логики взглянем на жидкие аргументы, звучащие против Конгресса. Дескать, это борьба за портфель. Но позвольте, большинство субъектов ясно высказались за то, чтобы вынести данный вопрос за скобки повестки дня этого Конгресса. Только Александр Милинкевич и его окружение выступали за избрание лидера с широкими полномочиями. Для них это главный пункт повестки дня. Но когда политические партии согласились с этим требованием, похожим на ультиматум, это не привело к развязыванию узла. Александр Милинкевич заявил, что на такой Конгресс он также не пойдет, так как его состав не является достаточно представительным. Тогда навстречу компромиссу был сделан еще один шаг. Его суть в предложении объединить делегатов предыдущего Конгресса и тех, кто заработал право быть участником очередного форума. С одним ограничением: по кадровым вопросам голосуют только те, кто получил мандат делегата через активную работу с избирателями в период политической кампании “местные выборы”. Однако и это оказалось неприемлемым для окружения Александра Милинкевича. Впрочем, как и должность председателя Политсовета с фиксированными полномочиями. Круг замкнулся. Такое ощущение, что наших коллег устроит только Конгресс, который изберет лидером только конкретного человека. Но это уже не компромисс, это ультиматум.

Звучат какие-то примитивно-идиотские толкования принципа ротации в управлении коалицией. Будто бы руководители политических партий безумно жаждут порулить штурвалом Политсовета. Но речь идет не о ротации лидеров, а структур, которые берут на себя выполнение организационной работы и ответственность за результаты. При этом речь идет исключительно о реализации принятой стратегии и плана действий, а не программы ПКБ или Партии БНФ. А вот определить зоны ответственности действительно предлагается. К примеру, никто не оспаривает потенциал и возможности Милинкевича во взаимодействии с международными организациями. Пусть представляет белорусскую демократию в международных контактах. Вдруг проснулось у того же Милинкевича желание организовывать уличные акции — зеленый свет. Продемонстрировал результат — вот ты и лидер.

Конгресс — это территория политического компромисса и взаимных обязательств. Это не общие слова. За плечами совместный опыт и практика. Сегодня посрамленные пессимисты поднимают голову. Им стоит напомнить, как они доказывали невозможность объединения коммунистов и националистов. Как громко предрекали, что какое бы решение ни принял Конгресс, его не будут выполнять проигравшие. И сегодня надо объединяться вокруг того, что объединяет. Эту стратегию разделяет не только большинство членов коалиции, включая четыре наиболее крупные партии, но и региональные коалиции. Альтернативы Конгрессу не существует!



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме