12:47 15.02.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Вперед к феодализму?
11:34, 15 Февраля |
Две темы привлекли мое внимание на прошлой неделе. Одна касалась запрета, наложенного властями города Борисова на торговлю привозными продуктами питания, если аналогичные продукты производятся в городе. Это касается, прежде всего, мясных, молочных товаров, хлеба и хлебобулочных изделий, а также макарон. Возможно, под ограничение попадут еще какие-то продукты, но это не суть важно – дело в принципе.
Вторая тема – это участие борисовских предприятий в международных выставках. Продукция завода Агрегатов поедет в Баку, а завода автотракторного электрооборудования - в Красноярск. Темы эти перекликаются, потому что общее в них – это конкуренция. Да-да, та самая конкуренция, которая, как известно нынче любому школьнику, является самым мощным двигателем прогресса.
Получается, с одной стороны мы пытаемся нашими товарами завоевывать внешние рынки, а с другой стороны закрываем доступ для конкуренции на свои. Я не буду говорить, что это есть не что иное, как грубое нарушение антимонопольного законодательства (впервой, что ли?), поговорим о другом.
Участие в зарубежных выставках – дело не дешевое. Выставочные площади платные, доставка образцов продукции тоже стоит денег. Прибавьте сюда командировочные сопровождающего персонала, рекламную продукцию. И все-таки предприятия идут на это, потому что понимают, вариться в собственном соку – это означает постоянно плестись в хвосте и отставать от конкурентов. И это не зависит от того, какую продукцию вы производите: дамские колготки или карьерные самосвалы. К такому же результату приводит и закрытие собственных рынков для зарубежных производителей, тем более для производителей из других регионов. Это однозначно расхолаживает производителя.
Мне могут возразить, дескать, наши продукты питания всегда отличались отменным качеством. Те же борисовские колбасы регулярно принимают участие в международных выставках-ярмарках и завоевывают одну медаль за другой. Так то оно так, но ведь выставочные товары очень редко производятся на конвейере. Иными словами, то, что мы видим на выставочных стендах и то, что на витринах магазинов, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Только столкнувшись в торговле, могут посоревноваться в качестве и цене борисовские продукты с брестским молоком и творогом, клецким маслом, холопеничским сыром, минской колбасой и т.д. Мы, покупатели, голосуем за те или иные товары рублем. Теперь нас этой возможности лишат. Мне, дорогой читатель, это напоминает уроки истории, где рассказывали о феодальной раздробленности, натуральном хозяйстве и т.д. А как же иначе, если каждый административный район стремится превратиться в замкнутую хозяйственную единицу, все необходимые товары производящее на своей территории, по принципу «хоть плохонькое, но свое». Мне в страшном сне не привидится, что произойдет, если вдруг Азербайджан или Россия закроют свои рынки для наших товаров.
Руководство города ожидает, что в результате такого решения резко увеличатся объемы продаж местных товаров, снизятся запасы на складах, а может, чего доброго, и объемы производства возрастут, появятся новые рабочие места. Я же ожидаю другого. Борисов не на краю земли. Если горожане сочтут местные продукты недостаточно вкусными или качественными, то не сложно сгонять за ними и в столицу, благо тысячи студентов, рабочих и инженеров еженедельно и ежедневно курсируют туда и обратно. Жодино, опять же, подсобит, там нет своего мясокомбината и молочного завода, так что защищать жодинцам некого. В результате товарооборот продовольственных магазинов снизится, и к отцам города за помощью побегут уже директора магазинов. С выплатой зарплаты могут возникнуть проблемы. Это в том случае, если контроль над происхождением продуктов будет действительно строгим. Скорее же всего – это очередная кампания, о которой все благополучно забудут месяца через два.
В экономике, как и в природе, побеждает сильнейший. Никакие выставки, никакие медали не спасут предприятия, поставленные административными методами в тепличные условия. Для того чтобы завоевывать чужие рынки, нужно, прежде всего, научиться в равной конкурентной борьбе завоевывать рынки собственные. Если предприятие нуждается в защите – это явный сигнал о том, что на нем не все в порядке. Проигнорируете этот сигнал, и предприятие рано или поздно погибнет. Для того чтобы отучить людей от естественного стремления выбирать лучшее, нужно всю страну оградить феодальным забором, как Кубу или Северную Корею. Думаю, в 21-м веке этого сделать не удастся ни в масштабах Беларуси, ни в масштабах отдельно взятого города Борисова.
“Купляйце беларускае!”- звучит с телеэкранов, “купляйце барысаўскае (слуцкае, маладзечанскае)!”- вторят на местах. И все же, как вы ни старайтесь, господа хорошие, а покупать мы будем то, что дешевле и лучше, и патриотические чувства здесь ни при чем.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме