17:09 13.02.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Минск угрожает отрастить второе крыло <br> Кремль с интересом за этим наблюдает

15:11, 13 Февраля | Павлюк Быковский,

Изменение отношений между Беларусью и Россией считается непреложным фактом: Минск дает понять, что готов двигаться в западном направлении, Москва показывает, что всерьез изучает эту новую возможность.

Интерес к белорусско-российским отношениям в начале 2007 г. у мировых лидеров мнений достиг беспрецедентных высот — уступая, конечно, политическим событиям в ведущих государствах, но почти не покидая раздела top-news авторитетных СМИ. При этом, правда, описание ситуации еще не подкреплено серьезной аналитикой, что подтверждает сохранение периферийности белорусской тематики, но уже отмахнуться от Беларуси не получается. При этом одни западные авторы интересуются, прошел ли Александр Лукашенко “точку возврата” в своем противостоянии Москве, другие рассуждают о том, стоит ли белорусское руководство к этому подтолкнуть, чтобы добиться “освобождения Беларуси от российской гегемонии”.

В российском информационном поле, в свою очередь, формируется образ Беларуси уже не как дружественной страны, с которой строится опетое мифами Союзное государство, а исключительно как транзитной территории для поставок энергоносителей в Европу, и Москва официально ставит задачу предупреждения рисков, связанных с транзитом через Беларусь.

Так, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко 6 февраля заявил: “Зачастую транзитные территории пытаются использовать свое положение не для сцепки всех звеньев энергетической цепочки, а для решения своих вопросов. Это абсолютно ненормально, когда они решают свои задачи в ущерб двум другим звеньям — производителям и потребителям” (речь идет об энергоносителях и увеличении белорусской стороной платы за транзит. — П. Б.).

По итогам переговоров с европейской “тройкой” в Москве глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров 5 февраля дал понять, что Беларуси могут угрожать санкции стран ЕС в случае, если она вновь создаст проблему доставки энергоресурсов из России в Европу. “Некоторые из транзитных стран, создавших проблему доставки энергоресурсов из России в Европу, являются членами Договора об энергохартии, и поэтому участники этого договора могут применить методы, чтобы дисциплинировать эти страны”.

На уровне же пропагандистской машины для широких слоев российского населения федеральные телеканалы дошли до трансляции фрагментов документальных фильмов, снятых близкими к белорусской оппозиции группами. Представляется, что в настоящее время кремлевские дирижеры решили лишить белорусского президента туманного статуса как политика для россиян (то ли иностранного, то ли “своего”). Теперь создается образ иностранного диктатора, который обманным путем выманивал у простодушных русских средства. Уже на самом высоком уровне звучат слова о паразитическом характере белорусской экономики и необходимости урегулирования взаимоотношений двух стран на взаимовыгодной основе. Причем под выгодой подразумевается если не полное прекращение дотирования Беларуси, то его значительное сокращение.

Меркантильные последствия конфликта с Москвой белорусское руководство воспринимает откровенно болезненно. Российские “Ведомости” не без издевки цитируют брошюру, подготовленную Информационно-аналитическим центром при Администрации президента Беларуси для ориентирования членов “информационно-пропагандистских групп”: “Некоторые антибелорусские силы за рубежом не скрывают, что делают ставку на изменение существующего в Беларуси строя путем политического, экономического и в первую очередь энергетического давления. Рост цен в энергетической сфере способен привести к дестабилизации обстановки, резкому падению жизненного уровня населения, остановке предприятий (...) и социальной напряженности”. Из цитаты следует, что эти самые “антибелорусские силы” окопались в Кремле.

Таким образом, складывается впечатление, что Кремль толкает Беларусь в объятия Запада. Насколько это ощущение верно, поразмышляем позднее, но следует отметить, что белорусский президент в выступлениях на публике именно в таком ключе расценивает происходящее. Так, 26 января А. Лукашенко заявил: “И вот что еще важно в связи с Россией. Я смотрю по СМИ, особенно российским, что меня уже начинают сталкивать куда-то там к американцам и так далее. Мы кардинально не собираемся менять никакого курса. Мы во внешней политике, я надеюсь, нашли тот путь, единственный, который возможен для нашей страны. Мы в центре Европы. Мы должны нормально жить и с Востоком, и с Западом, поскольку Беларусь — это мост между Востоком и Западом”.

Далее, рассуждая об идеалах многовекторности белорусской внешней политики, президент признался, что на практике она до сих пор была одновекторной: “Да, так получилось, что мы какое-то время летели на одном крыле. Не по нашей вине испортились у нас отношения с Западом. Но и Запад сегодня увидел, что такое Беларусь и что без Беларуси обеспечить энергетическую безопасность не удастся Западу. Увидел, что такие транзитные государства, как Украина и Беларусь, играют не менее важную роль в поставках энергоресурсов и энергоносителей для Европы, чем те страны, в данном случае Россия, которые их производят. Поэтому не надо сегодня упрекать Лукашенко, что он повернул на Запад (и некоторые говорят: ”Ну и правильно сделал!"). Мы никаких поворотов и разворотов делать не собираемся. Но мы четко поняли то, о чем не говорили раньше: надо диверсифицировать импорт и экспорт. Нельзя быть зависимыми от одной страны".

Таким образом, из высказывания А. Лукашенко следует, что с его стороны речь идет не о разрыве с Россией (поэтому рассуждения о преодолении или непреодолении им “точки возврата” в противостоянии с Москвой некорректны), а о вынужденном стремлении уравновесить векторы внешней политики.

Если допустить, что Москва и Минск не испортили отношений, а лишь демонстрируют их охлаждение (что невероятно трудно из-за инерции предшествующей пропаганды Союзного государства), то можно прийти к парадоксальному выводу: обе стороны получают выгоду.

Россия так или иначе должна была либо проглотить Беларусь, либо дать ей “вольную” и снять с содержания. А. Лукашенко отказывался быть проглоченным, да и кусок оказался не особо лакомым — если верно то, что Россия превращается в добывающую страну, то перерабатывающая промышленность Беларуси для нее становится обузой. Поэтому у Кремля не было иного выхода, как построить отношения на некоем ином энергетическом уровне.

Перестройка отношений лишает Минск легкого хлеба, но, зная, что альтернатива отсутствует, белорусским властям ничего не остается, как извлечь выгоду из ситуации. Для Европы и США легко принять любой результат трансформации белорусского государства, если внешние атрибуты демократии и независимости будут выглядеть правдоподобно. Январский конфликт с Россией продемонстрировал независимость Беларуси. Настал черед демократии. Вот как предлагает решить вопрос с демократией в Беларуси не самый маргинальный журнал Economist: “В идеальном мире раздробленная, слабая оппозиция объединилась бы и сначала выдворила Лукашенко и его соратников из власти, а потом водворила бы в тюрьму. Но в реальном мире предоставленные ему (и им) роскошные виллы в Черногории и на Кипре могли бы стать ценой освобождения Беларуси от диктатуры и российской гегемонии, и это был бы вполне хороший результат”.

Неужели Запад способен взять на вооружение лозунг “Бабло побеждает зло!”?

В мировой политике чего только не бывает, и сознательное насаждение коррупции в администрации недружественного государства имеет примеры. Однако предложение взятки главе государства за то, чтобы он отказался от власти, — таких примеров не припоминается. Ну, или они весьма засекречены. Другое дело, когда отречение от власти становится неминуемым и невезучему правителю приходится выбирать между нежелательным и ужасным. Но и здесь новейшая история предлагает примеры, когда через годы соглашение забывается и такой правитель идет под суд.

Что же имеет смысл предпринять в такой ситуации белорусскому руководству, чтобы извлечь выгоду и не поставить себя под удар?

Президент Института национальной стратегии РФ Михаил Ремизов видит выход в достижении хотя бы поверхностного соответствия западным правилам политической игры. “У него (А. Лукашенко. — Прим. П. Б.) есть все возможности для того, чтобы начать позиционировать себя как классического европейского социал-демократа послевоенного периода, когда национальные государства за счет инвестиций в социальную сферу вытаскивали себя за волосы в экономическом плане, — излагает М. Ремизов свою точку зрения на портале Фонд эффективной политики Кремль.Орг. — Если Европа предложит ему длительный период демократизации, лет на десять, ничто не мешает постепенно вводить какие-то бутафорские атрибуты той демократизации, которую ждут европейцы. Дело имитации либерально-демократической политической системы совсем несложное”.

Интересно, что российский политолог прямо признает: “Во всех постсоветских странах действует имитационная политическая система”. М. Ремизов даже хвалит белорусского президента, который “отказывался от многих имитационных механизмов, предпочитая честно обращаться к своему народу, спрашивая, хотят ли они, чтобы он и дальше правил страной”. Но тут же делает вывод: “Создать имитационный фасад демократической системы совсем несложно. И если в этом будет серьезная системная заинтересованность, это произойдет”.

Впрочем, ранее М. Ремизов был активным сторонником белорусско-российской интеграции и еще в начале января заявлял: “Происходящее целенаправленное разрушение института Союзного государства — это сознательный демарш. Это не просто преступление, это ошибка. Ошибка даже со стороны тех, кто этот сценарий задумывал”. То есть можно сделать вывод, что Кремль при попытке наказать А. Лукашенко, наоборот, сделал ему услугу, подтолкнув к Европе?

Насколько А. Лукашенко действительно может реализовать такой вариант?

ИТАР-ТАСС 9 января сообщил из Лондона, что на состоявшихся 8 января в Брюсселе “специальных конфиденциальных консультациях по Беларуси” заместитель помощника госсекретаря Дэвид Крамертольд заявил: США и Евросоюз “не должны жертвовать” своими принципами демократии и прав человека лишь только потому, что между Минском и Москвой возникли расхождения по ряду вопросов. “Мы не должны спасать режим Лукашенко”, — подчеркнул американский дипломат. То есть вопрос может быть поставлен и так?

В этом плане письмо Александра Милинкевича белорусскому президенту с предложением оппозиционного лидера “использовать международный авторитет и контакты, которые имеют демократические силы, для совместного решения проблем, стоящих перед нашей страной”, может выглядеть как часть большой геополитической игры по искусственному выращиванию у официального Минска европейского крыла — второго по счету после российского.

Это вполне укладывается в современные европейские политические традиции и описано в литературе как “игра с ненулевой суммой” (англ. — non-zero-sum game), в которой конфликт интересов принято решать не победой одной стороны, а неким компромиссом, устраивающим всех игроков, а значит, общей победой.

Вот только в белорусских политических традициях такая игра отсутствует — как в президентской “вертикали”, так и в оппозиции. В наших традициях победитель должен получить все, то есть полная противоположность “игры с ненулевой суммой”.

Может, на это и рассчитывают кремлевские дедалы, которые обучают белорусского Икара летать на двух крыльях? Согласно греческим мифам, Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, скрепляющий перья его крыльев. Неумелое обращение с крыльями белорусского суверенитета может стать причиной вынужденного возвращения страны в союз с Россией, но на более низком энергетическом уровне.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме