16:03 13.02.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Женщины и власть: Гендерный аспект в борьбе за права человека в Беларуси

14:50, 13 Февраля | Ольга Карач,

Старший брат спрашивает

у младшей сестренки:

– Где ты была?

– У Маши.

– И что вы делали?

– В куклы играли.

– Ну и кто выиграл?

Народный анекдот

1. Женщене-политику в Беларуси навязывается определенная социальная роль: быть «женским лидером», который ни на что не влияет, ничего не решает.

Когда мы говорим о гендерном аспекте нашего общества и о различных женских организациях, то сразу даже представитель «третьего сектора», скривившись, скажет: ай, да это женщины от безделья проводят какие-то посиделки-семинарчики. И в принципе, наверное, будет прав. К сожалению, сложилась такая нехорошая практика, что лидеру, имевшему несчастье родиться женщиной, в общественно-политической сфере сразу отводиться определенное место. Даже мне после избрания депутатом Витебского городского Совета депутатов 24-го созыва чиновники сходу отвели роль «депутата, который занимается молодежными вопросами и половиной женских вопросов» (почему только половиной – так и не ясно до сих пор). При этом сразу окружающими по умолчанию навязывается определенный стереотип поведения. Например, депутат Татьяна Козлова (сейчас Татьяна Веремей), которая позиционирует себя именно как «депутат, занимающийся женскими вопросами», стала вести себя соответственно отведенной социальной роли: на одном из собраний она, например, заявила: «Мы, женщины, мы – обезьянки, мы – мартышки, мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нам дарили шубы». О том, что параллельно она является депутатом, т.е. человеком, который обязан отстаивать права граждан = занимать активную гражданскую позицию, Татьяна Козлова «забыла». И судя по одобрительным кивкам со стороны присутствующих, именно так и должна вести себя женщина-лидер: ныть про какие-то неподаренные ей шубы, обзывать себя и других женщин обезьянками (т.е. существами, стоящими в эволюции на ступеньку ниже, чем мужчина-человек), закатывать глаза и стонать про отсутствие «настоящих мужчин» рядом. Да и вообще само понятие «женский лидер» предполагает какую-то изначальную ущербность либо дискриминацию: вот есть настоящие лидеры (мужчины), а вот есть женские лидеры (т.е. почти лидеры, которые до настоящих лидеров почему-то не доросли).

2. «Женские лидеры» сами загнали себя в «розовое гетто». Сейчас большинство женских организаций утверждает, что к их мнению не прислушиваются национальные политики (=мужчины, потому что нет национального лидеры-женщины), что женщины-лидеры загнаны в так называемое «розовое гетто». Возникает вопрос: а почему мужчины-лидеры не хотят прислушиваться к мнению? Сложно себе представить, что мужчины-политики не слушают Маргерет Тэтчер, вовсю игнорируют и не замечают Кондолизу Райс, «загоняют в «розовое гетто» Ангелину Меркель.

Политика – это всегда бой без правил, в особенности в Беларуси. В национальной политике никто не делает скидок и льгот ни на пол, ни на возраст, ни на опыт/отсутствие опыта, ни на образованность/отсутствие образованности. Не можешь – уходи, иначе – съедят. Думаю, основная проблема белорусских женщин-политиков в «двойных стандартах»: с одной стороны, они хотят, чтобы с ними советовались, их мнение учитывали. С другой стороны, как только они чувствуют «удары» со стороны конкурентов (отмечу, что весьма чувствительные удары, испытала их на себе), что их, выражаясь языком Владимира Путина, «мочат в сортире», женщины, вместо того, чтобы дать достойный отпор, начинают кричать: «Ах, мы – женщины, мы – слабые существа, пожалейте нас». Политики-мужчины жалеют таких женщин и... не уважают. Соответственно, не прислушиваются, не учитывают, не советуются... Получается замкнутый круг, в котором вся белорусская политика становиться однобокой и хромает на одну ногу. По кругу. В итоге проигрывают все.

Золотое правило: если кому-то делают «скидки» и «льготы» – значит, по умолчанию считают этого человека слабее. Слабый = не равный. Если женщины хотят играть ту же роль, что и мужчины, в политике, в первую очередь, они должны забыть о всяких скидках на гендер.

3. Сдругой стороны, дискриминация женщин в белорусской политике, конечно, есть, но это скорее положительный, а не отрицательный фактор. В чем выражается дискриминация? В мелочах, которые задевают даже больше, чем очевидные вещи: если мужчина звонит и поздравляет женщину-политика с Днем рождения, он обязательно пожелает ей родить ребенка и успехов в семье (намек: бросай дурить, займись настоящим делом). Постоянно подчеркивается, что у такого-то политика-женщины «женский взгляд и женское чутье» (но никто не скажет про мужчину-политика, что у него мужской взгляд и мужское чутье). Если ей дариться подарок, то это обязательно напоминание о кухне – поваренная книга с какими-то рецептами, кастрюли, ухватка и т.д. (намек: женщина, вари щи и не лезь в мужские игры). Мужчине в этой же ситуации дарят обычно книгу либо о политике, либо об истории, либо о философии, но никогда - кулинарную книгу. Обязательно обсуждается, как выглядит женщина-политик, постарела ли она, как одета, кто ее муж (либо мужа нет/разведена и почему), т.е. идет постоянное «обмывание косточек» не по профессиональной пригодности/непригодности, а по внешним факторам, к политике, собственно, отношения не имеющим. Самое смешное, что именно женщины – носительницы и хранительницы вот этой дискриминации против них. Так что женщине-политику еще и приходиться постоянно выслушивать от женщин нотации вроде: «Мне хватило мозгов не лезть в политику!», «Я не буду за Вас голосовать, потому что я лучшая хозяйка».

Или рассуждения о том, что не бывает «женской дружбы, потому что между женщинами обязательно встанет мужчина» (о том, что в теории какая-то женщина вполне может рассорить и соратников по партии-мужчин, в голову почему-то никому не приходит). Эти рассуждения утомляют, надоедают, но спорить с теми, кто их высказывает, бесполезно и смысла нет.

Но тут важно помнить: чем больше нас давят – тем сильнее мы становимся. Дискриминация - это скорее хорошо, чем плохо. Если человека изначально ставят в неравные условия, то у него два выхода: либо сдаться и признать, что он хуже, либо... бороться. Бороться сложнее, но борьба в изначально неравных условиях заставляет нас самосовершенствоваться, учиться, воспитывать себя, думать. Люди – ленивые существа. Кто знает, стала бы я такой, какая я есть, если бы я не ощущала постоянно на своей шее цепкую удавку дискриминации? Поэтому если Вы чувствуете дискриминацию, поблагодарите судьбу за уникальный шанс для Вас – шанс доказать, что Вы – лучше, чем о Вас думают. Дайте проиграть человеку, живущему в паутине своих предрассудков. Воздайте ему по его вере в Вашу глупость, потому что он верит, что все женщины – глупы и способны управиться только со сковородками. Дайте этому человеку шанс посмотреть на мир другими глазами – после своего проигрыша он будет несколько сговорчивее.

4. У мужчин-политиков нет опыта в общении с женщинами-лидерами. Встречаясь с женщиной-лидером, от которой мужчине нужна политическая поддержка либо человеческий ресурс, мужчина-политик теряется. Он хорошо знает (и делал это много раз), как нужно договариваться политику с политиком – идти в баню и за бутылкой водки обсудить все спорные вопросы. Но женщину-политика в баню не пригласишь – приглашение однозначно будет понято неправильно. Со всеми вытекающими для мужчины-политика последствиями (он не только не получит политической поддержки, но и рискует получить в ответ пощечину). Не получиться и пригласить женщину выпить водки вместе – реакция будет точно такая же. А как тогда договариваться? Опыта в общении с женщинами-политиками нет, по причине отсутствия этих самых женщин-политиков. Как правило, у мужчины-политика начинается то, что мы называем «ритуальные танцы»: он начинает ходить вокруг женщины-политика и придумывать пути, как к ней можно подобраться. А поскольку все мы воспитаны в одной системе, то первое, с чего начинает мужчина-политик, – это с комплиментов. «Ах, я только сейчас заметил, какие у Вас прекрасные глаза!». На самом деле этот политик не хочет обидеть или оскорбить – это просто говорит о том, что женщина-политик в его сознании выступает как существо с другой планеты, и он искренне пытается найти способ коммуникации с ней. Хотя я лично при первом же комплименте начинаю закипать – не очень-то приятно осознавать, что кто-то хвалит твою внешность исключительно для того, чтобы ты выключила мозги и логику.

И не очень приятно осознавать, что кто-то надеется с помощью дешевых комплиментов усыпить твою бдительность и использовать твоих людей в своих целях. Когда мужчина-политик  видит, что комплименты не очень хорошо срабатывают, он начинает лихорадочно искать другие подходы. Как правило, следом идут комплименты не внешности, а уже уму и логике. «Ах-ах, я только сейчас заметил, какая ты умная!». Как правило, на этом этапе я прекращаю мучения бедняги и прямо спрашиваю: «Хорошо, что ты хочешь от нас?». И на этом этапе у нас есть шанс нормально сесть и договориться – конечно, без водки и бани, но и без дурацких комплиментов. На самом деле «ритуальные танцы» ужасно раздражают, потому что теряется масса времени на прохождение всех «стадий». А время – это самый дорогой ресурс. Но ничего поделать нельзя: пока в белорусской политике не будет больше женщин-политиков, мужчинам негде будет учиться общаться с ними. И «ритуальные танцы» будут продолжаться (хотя стоит отметить, что уже есть в белорусской политике нормальные политики, кто прямо переходит к делу).

Самое смешное, что когда меня пыталось завербовать КГБ, их агент-мужчина сделал ту же – для него непростительную – ошибку. Он позвонил и сказал: «Ольга, я увидел Вашу фотографию и сразу влюбился. У Вас такие прекрасные глаза!». У меня в голове сразу замигала «желтая лампочка». И мне все сразу стало ясно: «Внимание, этот человек хочет использовать тебя в каких-то своих целях, причем действует нечестными методами». А цели КГБ (сохранение режима Лукашенко) не совпадают с нашими целями (демократическая Беларусь). В итоге его попытка вербовки провалилась на первом же этапе – КГБ не учло гендерных нюансов J

5. В отличие от мужчин, женщине, чтобы достигнуть успехов в политике, нужно перешагнуть через себя и свое воспитание.

Мальчики и девочки в Беларуси воспитываются по-разному. Это не может накладывать отпечаток на дальнейшее их поведение и стереотипы. И не может не влиять потом на их судьбу и карьеру в политике. Как воспитывают мальчиков в Беларуси? «Ты должен добиться успеха, ты – кормилец, ты должен содержать семью, ты должен быть номер один всегда и везде» – это то, что повторяется мальчику в среднестатистической белорусской семье каждый день. Мальчик – это гордость, мальчик – это наследник (даже если наследовать нечего). Когда мальчик вырастает и становиться политиком, заложенные в детстве схемы поведения и амбиции ведут его к вершинам политической лестницы словно компас. Девочек в Беларуси изначально нацеливают на поиск богатого и успешного мужа. «Выйди удачно замуж, большее от тебя и не требуется» – именно этот девиз вкладывается в уши практически каждой белорусской девочке. И этот девиз – начало очень многих жизненных трагедий. «Выйди удачно замуж, а уж потом муж обязан будет заботиться о тебе». Что нужно, чтобы удачно выйти замуж? Нужно быть красивой. В принципе этого достаточно. И сначала начинаются лихорадочные попытки сделать себя красивой либо выглядеть красивой. Потом развиваются лихорадочные поиски мужей – сначала богатых, потом, если не получается, все равно каких, но лишь бы они были. Нет мужа – в глазах общества это неполноценная женщина. Мой отец начал беспокоиться обо мне, когда мне исполнилось 16. Он, как хороший отец, естественно, хотел только лучшего для дочери, но его смущал один мой существенный недостаток – ум, который, по его мнению, мне не стоило бы показывать. Именно этот недостаток, по его мнению, мог стать препятствием не только в моем удачном выходе замуж, но мог стать помехой вообще в замужестве. Он переживал и старался наставлять, как, по крайней мере, прятать ум от потенциальных мужей, если уж никак от ума не удается избавиться. Не знаю, помогло ли мне это в личной жизни, но в политике его советы очень пригодились.

Что ожидает женщину в белорусской политике? В первую очередь, борьба с ее собственным «демоном» –  с тем воспитанием, что заложили в нее в детства, и с тем ожиданием определенной социальной роли общества от нее. Т.е. в первую очередь, самое сложное – борьба самой с собой. Практически никто не выдерживает, и именно поэтому так много женщин на низовом уровне политики – в качестве рядовых членов или лидеров очень маленького звена, но практически их нет наверху: себя переделать – всегда очень сложно. По сути, нужно «умереть» и «возродиться» заново.

Но в этих мучениях есть один большой плюс: после такого «перерождения» женщина способна просчитывать поступки и действия мужчин-политиков, а они ее действия – нет. Мужчина тоже может научиться этому качеству, но... только после того, как тоже избавиться от определенных амбиций и стереотипов, мешающих ему в политике.

Получается, что для того, чтобы успешно действовать в политике, мужчине достаточно того воспитания, что он получил в детстве, а вот женщине – нужно кардинально менять свое мышление.

Что нужно еще помнить, когда мы говорим о гендере и власти?

1. В нашем обществе действует закон «силы». Это в принципе подтверждается поговорками: «против лома нет приема, если нет другого лома». Это значит, что в нашем обществе побеждает сильнейший, причем именно с точки зрения грубой физической силы. Соответственно, все, кто этой физической силы не имеет, первыми попадают под удар. Это женщины, дети, старики, инвалиды. Поскольку обязанность заботиться о детях лежит в нашем обществе на женщинах, а с учетом средней продолжительности жизни мужчин и женщин, среди лиц пожилого возраста преобладают тоже женщины, то можно смело утверждать, что ни одна социальная группа так не страдает от власти в Беларуси, как женщины.

2. Женщины в обществе изначально воспринимаются как не равные мужчинам, как некие ущербные существа. Это сразу бросается в глаза, особенно когда заходишь в туалет в кафе, на вокзале или на заправке. Если туалетов два, то угадайте с первого раза, где висит знак «для инвалидов»? Правильно, он всегда висит на женском туалете. В редких случаях он висит и на мужском и на женском, но это счастливое и очень редкое исключение из правил. Т.е. туалет для мужчин и туалет для остальных, кто не попал в эту категорию «мужчины» (=нормального человека) – для женщин, детей и инвалидов. Проблема в том, что в силу воспитания женщины не замечают такого к себе отношения и чаще всего считают его нормальным.

3. Соответственно, женщине, чтобы пробиться в политике, нужно обладать рядом качеств. Поэтому очень значительную роль играет практическая деятельность. Увы, лидера нельзя назначить, его нельзя воспитать на семинарах и тренингах. Лидер рождается сам и только из практической деятельности.

4. В первую очередь, нужно помнить, при проведении любой кампании, что любой мужчина считает себя выше женщины, а уж мужчина в форме – тем более. Неудивительно, что во время всех задержаний и арестов именно женщинам приходится постоянно выслушивать угрозы сексуального насилия от милиционеров. Мало того, терпеть и прикосновения грубых мужских рук при обыске и досмотре. Мне тоже пришлось достаточно наслушаться во всех подробностях, что со мной сделают милиционеры.

Проблема в том, что даже женские организации не обращают внимания на эту проблему. Есть еще одна проблема: у нас нет специализированных женских тюрем, что означает, что охранники в тюрьмах тоже в большинстве своем мужчины. А, учитывая, что в камерах туалеты находятся внутри, то женщинам приходиться ходить в туалет под наблюдением мужчины. Это унижение.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме