11:30 22.01.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Сокрушительная «Победа» А. Лукашенко в Москве ценою в 5,3% ВВП Беларуси

09:26, 22 Января | Андрей Суздальцев,

Белорусские СМИ активно радуются «победе» А. Лукашенко в Москве. БЕЛТА вывесила заголовок: «В Москве принят белорусский вариант соглашения по регулированию торгово-экономического сотрудничества в области нефти и нефтепродуктов». Давайте обсчитаем соглашение на 2007 г., сознательно не заглядывая в следующие годы, так как Россия уже в конце 2007 г. будет в ВТО и все соглашения с РБ будут пересмотрены.

Итак:

1. Условия соглашения от 12.01.07: вывозная российская пошлина – 53 USD в 2007 год . Откуда взялась данная цифра? Для Беларуси будет применяться коэффициент в размере 0,293 к ставке общей экспортной пошлины на нефть, составляющей около $180 за тонну. При этом ставка общей пошлины пересчитывается раз в два месяца, но коэффициент 0,293 на 2007 год останется неизменным. В 2008 году этот коэффициент составит 0,335, в 2009 году - 0,356. Вот и получаем от 180 USD искомые 53 USD.
Но дальше - интересней. Если, белорусы, вывезя из России нефть и заплатив 53 USD за каждую ее тонну (в 2007 г.), попытаются отправить эту нефть дальше на Запад, то есть перепродать, то на границе РБ и ЕС пошлина уже устанавливается по 180 USD за тонну и 108 USD за тонну нефтепродуктов. В соответствии с подписанным соглашением о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, в 2007 году Россия будет получать 70% пошлины, а Беларусь - 30%, в 2008 году - соответственно 80% и 20%, в 2009 году - 85% и 15%. Пересчитываем: на западной границе за тонну реэкспортируемой российской нефти белорусам придется отдать в российский бюджет 126 USD за тонну и 75,6 USD за тонну нефтепродуктов. В этом случае, скорее всего уже уплаченные 53 USD будут зачтены. Есть и условие: белорусы задерживают платежи в российский бюджет – мгновенно на экспорт нефти в РБ вводятся стандартные таможенные пошлины.

2. Сначала посчитаем, сколько сэкономили белорусы на российской нефти в 2006 году. Вывозная таможенная пошлина на сырую нефть из РФ в 2007 г. – 180 USD/т. Беларусь вывезла из РФ (грубо) 21 млн. тонн сырой нефти, не перечислив в бюджет РФ 3780 млн. USD. Это экономия. Есть еще доход от продажи нефтепродуктов и за реэкспорт сырой нефти. Итого – около 6 млрд. USD – 17% ВВП. Неплохо, а если еще учесть с экономией за газ, то даже странно, почему в Беларуси не построили по «Алмазу знаний» в каждом районном центре?

А что заплатит Беларусь сейчас, по принятому «белорусскому вариант соглашения по регулированию торгово-экономического сотрудничества в области нефти и нефтепродуктов»?

2. В 2007 году, если Беларусь ввезет из России весь объем запланированной нефти – 21 млн. тонн, то она оставит в российском бюджете 1113 млн. USD на каждой тонне. Можно считать, что эти деньги ушли… Зато в стране 21 млн. тонн оплаченной сырой нефти. Вот тут начинаются открытия… Автор этих строк второе десятилетие наивно считал, что внутренние потребности РБ в сырой нефти составляют 7,5 – 8 млн. тонн. Вдруг, сегодня, 12 января на переговорах Москве белорусская делегация заявляет, что оказывается внутренние потребности РБ – 4 млн. тонн. Оказывается, Минск годами перед Москвой ломал комедию, выпрашивая на «братский белорусский народ» в два раза больше его потребностей. Хорошо, поверим белорусской делегации…

Считаем дальше: 21 млн. тонн минус 4 млн. тонн на внутренний рынок. Остается для экспорта – 17 млн. тонн. Если весь этот объем РБ отправит без переработки на экспорт (сомнительный вариант), то в российский бюджет придется отдать ((126 – 53) х 17 млн. тонн) 1241 млн. долларов. Вместе с уже уплаченной ввозной таможенной пошлиной на входе в Беларусь – 2354 млн. USD.

Возьмем другой вариант. Белорусские НПЗ перерабатываю в год 18 млн. тонн. Больше технически не могут. Минус 4 млн. тонн на внутренний рынок. Итого для экспорта остается 3 млн. тонн сырой нефти ((126 – 53) х 3 млн. тонн) = 219 млн. долларов. Кроме того, появляется 9,8 млн. тонн светлых нефтепродуктов (глубина переработки нефти на белорусских НПЗ немного выше 70%. На Киришском НПЗ в России – больше 80%). Итак, считаем «светлые нефтепродукты» ((108 – 53) х 9,8 млн. тонн) = 539 млн. долларов. Всего в бюджет РФ уходит (1113 + 219 + 539) = 1871 млн. USD.

Действительно, в этом варианте белорусские НПЗ загружены, но РБ должна отдать в российский бюджет 5,3% ВВП. Вот такой «белорусский вариант»…

Но имеется и ловушка. Нет иллюзий, белорусские власти генетически не способны выполнять обещанное и они обязательно попытаются обмануть Москву. В Беларуси обмануть российское руководство считается доблестью… Однако, есть подозрение, что Москва учитывает эту традицию белорусской правящей номенклатуры. Потому Кудрин уже заранее, потирая руки, говорит о том, что российский бюджет получит более 3 млрд. USD. Российское руководство будет буквально сторожить каждую реэкспортируемую тонну нефти. Ставка здесь огромная – 3780 млн. USD – почти 11% белорусского ВВП. Это катастрофа для белорусской экономики.

Сейчас белорусские СМИ попытаются нам доказать, что А. Лукашенко не уступил в третий раз Москве за последние две недели, а ведет белорусов от победы к победе. Если перед нами «победа» Лукашенко, то, что тогда назвать поражением?

Дополнение к статье Сокрушительная «Победа» А. Лукашенко в Москве ценою в 5,3% ВВП Беларуси

Напоминаем: «В соответствии с подписанным соглашением о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, в 2007 году Россия будет получать 70% пошлины, а Беларусь - 30%, в 2008 году - соответственно 80% и 20%, в 2009 году - 85% и 15%. Пересчитываем: на западной границе за тонну реэкспортируемой российской нефти белорусам придется отдать в российский бюджет 126 USD за тонну и 75,6 USD за тонну нефтепродуктов. В этом случае, скорее всего уже уплаченные 53 USD будут зачтены. Есть и условие: белорусы задерживают платежи в российский бюджет – мгновенно на экспорт нефти в РБ вводятся стандартные таможенные пошлины».

В настоящее время получено МНЕНИЕ, что уже заплаченные 53 USD НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при пересечении сырой нефти и нефтепродуктов западной границы Беларуси. В этом случае белорусы заплатят все те же 180 USD за тонну сырой нефти. Фактически, вывоз нефть из РБ закрыт…

Эскалация конфликта неминуема

Часть скандала всегда остается в тени,
и это всегда его лучшая часть.
("Закон тени")

В течение четырех недель на стуке 2006 -2007 гг. на наших глазах произошла эскалация первого энергетического этапа структурного российского – белорусского кризиса. В принципе, первый этап кризиса проявился еще весной 2006 года, осенью он вылился в противостояние, о чем мы говорили в октябре прошлого года (), чтобы к Новому Году поставить отношения между Москвой и Минском на грань временного ограниченного сферой энергетики. политического конфликта. Судя по тенденции, сейчас Минск готов эту грань перейти…
Вернемся назад… Мнение об итогах первого этапа беспрецедентного политического боестолкновения между российской и белорусской властями в белорусском обществе полярные. Однако большинство считает, что А. Лукашенко победил и заставил Москву отступить. Это мнение разделяют как сторонники власти, так и большая часть оппозиции. Расхождения между ними сродни знаменитой дилемме «стакан наполовину пуст – стакан наполовину полон».

Действительно, в финансовом плане по принципу «нам бы день простоять, да ночь продержаться» «победил» А. Лукашенко. Пока он откупился от Москвы суммой в два с лишним миллиарда USD. Но стоит вспомнить, что угроза, с которой столкнулся белорусский президент в начале декабря - нефть по 400 - 420 USD за тонну и 200 USD за м.куб. природного газ, предвещала режиму А. Лукашенко быструю экономическую катастрофу. С учетом того, что вся прибыль от всех белорусских тракторов, холодильников, телевизоров и белорусской легкой промышленности не перекрывает прибыль «Минскэнерго», то развязка должна была наступить через 120 - 180 дней, т.е. к середине 2007 года. Так что успех у официального Минска есть…

В итоге истеричной пропагандистской кампании, угроз и реального перекрытия нефтепровода, газовые и нефтяные соглашения были подписаны. Однако быстро выяснилось, что потери А. Лукашенко не ограничились двумя миллиардами. Автор этих строк не стал бы относить к уступкам со стороны официального Минска начавшуюся продажу «Белтрансгаза», так как имеется стойкое убеждение, что «Белтрансгаз» был использован в качестве приманки руководства «Газпрома». Кроме того, 17 января белорусская сторона на «сахарных» переговорах в Москве согласилась на ограничение поставки белорусского сахара в Россию до 180 тыс. тонн. Следующий, уже анонсированный шаг – ликвидация Минском ограничений на экспорт российских товаров на белорусский рынок.

Однако, главная уступка со стороны А. Лукашенко – ликвидация белорусского нефтяного оффшора. 17 января белорусские власти, действуя в рамках соглашения от 12 января, повысило ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до российского уровня (180,7 USD за тонну и 134 USD за тонну). Согласно новым договоренностям, доля, получаемая Россией от нефтяных пошлин, будет возрастать. В 2007 году она составит 70 процентов, в 2008 году - 80 процентов, а в 2009 - 85 процентов.

Стоит напомнить, что до последнего времени именно вывоз нефтепродуктов и перепродажа российской сырой нефти обеспечивали основу существования нереформированной белорусской экономики. Действительно, если строго выполнять условия соглашения по нефти от 12.01.07, то впору снова говорить о катастрофе, которая наступит если не через полгода, а где-то через год. Естественно, белорусская сторона понимает, что подписала собственный, пусть и отсроченный, но приговор.
Уступки Москвы так же, на первый взгляд, существенны. Цифра, которую назвал В. Путин 15 января, близка к реальности – 5,8 млрд. USD. Но здесь стоит отметить, что дотация Минску не представляет из себя «живых денег». Скорее это экономия для белорусской нефтехимии и «Белтрансгаза» и, одновременно, упущенная выгода для Москвы. Российское руководство уступило еще не собранные деньги.

Есть своя правда и у белорусской стороны. Аргументы А. Кобякова, что ни о какой дотации со стороны Москвы и речи быть не может, имеют под собой юридические основания. Ведь ни союзные соглашения, ни договор о таможенной зоне пока ни одна из стран – партнеров по СГ не денонсировала. Другое дело, что А. Кобяков, в момент разъяснения с экрана «инсинуаций Кремля», выглядел при этом несколько жалко. Он «размахивал» документами, о которых сама белорусская сторона вспоминала только тогда, когда раз в год вновь вставали вопросы о ценах на энергоносители…

Детальный подсчет в Кремле на глазах трехсотмиллионной телеаудитории белорусского «иждивенчества» привел А. Лукашенко в ярость. С чем сейчас белорусский президент «носится», не представляет тайны - землеотводы под газопроводом «Ямал – Европа», российские базы, так называемый колесный транзит. Но список вряд ли при этом исчерпывается... Белорусский президент буквально преисполнен воинственным задором. По-моему, он решил «воевать» Москву до последнего белоруса.

Порукой тому, что российско – белорусский кризис находится в преддверии нового этапа эскалации является незатухающая антироссийская кампания, которая уже вторую неделю целенаправленно бьет по президенту России. Здесь, в белорусском «пропагандистском» цехе кризиса, маховик кампании эффектно раскручивают сотрудники печатного органа АП РБ под руководством зам. начальника Главного идеологического управления Администрации президента РБ Слобадчука Александра Ивановича. Стоит отметить, что воюют против России «золотые перья» Беларуси и идеологи А. Лукашенко с воодушевлением.

С учетом того, что долгие годы российская ресурсная поддержка Беларуси в целом, а А. Лукашенко в частности, годами базировалась на процветающих в российском политическом классе союзнических и «братских» иллюзиях, то изощренная антроссийская и антипутинская пропаганда, что несется из белорусских СМИ, для Москвы поистине целебна. В принципе, Кремль мог бы издать без комментариев подборку статей из белорусских государственных газет или оплатить пару передач на федеральных каналах с «нарезкой» белорусских выпусков новостей, чтобы окончательно перевести белорусскую тему в разряд «прочие Грузии». Действительно, антироссийские риторики М. Саакашвили и А. Лукашенко поразительно идентичны.

Судя по всему, первые попытки снова запустить конфликт могут быть предприняты А. Лукашенко или в конце текущей недели или в начале будущей. С учетом того, что энергетический этап кризиса себя почти исчерпал (нефть и газ поступают в РБ), эскалация будет питаться односторонним пересмотром ранее заключенных договоров и выставлением дополнительных счетов (к примеру, за российские военные базы).
Однако, в данном случае необходимо учесть, что односторонний пересмотр межгосударственных соглашений откроет уже политический этап российско – белорусского кризиса.

Спрашивается, зачем А. Лукашенко провоцирует один конфликт за другим, активно подталкивая и стимулируя российско – белорусский кризис, если последствия неизвестны и крайне опасны для него самого?
Ответ прост – у него нет другого выхода. Чтобы это понять, надо вернуться к газовым и нефтяным соглашениям, подписанным с 31 декабря до 12 января.

Газ. Тут только на первый взгляд кажется, что все прозрачно: «Газпром» снизил цену газа в два раза, но и Беларусь согласилась на цену в два раза больше цены 2006 года. Загадку представляет покупка «Белтрансгаза». Дело в том, что после 31 декабря 2006 г. российская сторона не устает повторять, что, покупка 50% акций «Белтрансгаза» за астрономическую сумму в 2,5 млрд. USD ничего «Газпрому» не принесет – контрольный пакет акций только формально не достанется ни одному из собственников «Белтрансгаза». На самом деле, как руководил Минск «Белтрансгазом», так и будет и через четыре года им руководить, размахивая «золотой акцией». Зато «Газпрому», как «собственнику», ничего не получая взамен, придется раскошелиться на модернизацию ржавой «трубы».

Возникает ощущение, что покупка 50% пакета акций была больше нужна Минску, чем Москве. Сделка была использована для удешевления поставки газа в РБ. В данном случае, традиционный прием белорусских властей «продавать не продавая» был применен официальным Минском с блеском.

Не исключено, что в случае очередного обострения отношений между Минском и Москвой, «Газпром» попытается отказываться от покупки «Белтрансгаза», как бессмысленной в условиях строительства в три рабочих смены балтийского газопровода «Северный поток». Отсюда и критика А. Лукашенко балтийского газовой магистрали, как «самого дурацкого проекта» в России (14 января 2007 г.). Выход «Газпрома» из соглашения о покупке ненужного ему «Белтрансгаза» лишает РБ 650 млн. USD ежегодно до 2011 г, что сразу делает цену газа абсолютно неподъемной для Минска.

Минску в данном случае противопоставить Москве нечего. Как говорится, дело покупателя: не желает – не покупает. Сомнительно, что цена газа и продажа «Белтрансгаза» увязаны в один «пакет». Кроме того, трудно представить, что в условиях, когда белорусские «уполномоченные» ведомства едва не круглосуточно трудятся над оценкой земли под газпромовским газопроводом « Ямал – Европа», «Газпром» решится «подкинуть» белорусам строительство еще одного газопровода. Репутация Беларуси, как надежного транзитера энергоносителей окончательно испарилась.

Нефть. Здесь все как раз прозрачно с «другой стороны». При подписании соглашения о поставке нефти в РБ с небольшой пошлиной в 53 USD (чуть больше миллиарда USD в год в российский бюджет) и закрытия белорусского «нефтяного оффшора», российская сторона добилась внесения в текст соглашения невиданной по жесткости санкции – в случае ухода из Беларуси российской нефти без выплаты в российский бюджет экспортной пошлины, Москва немедленно вводит полновесную экспортную пошлину на российскую нефть, поставляемую в саму Беларусь.
Дело в том, что обе стороны, подписывая нефтяное соглашение, лицемерили. Белорусы знали, что они не в силах отказать от контрабандного, т.е. без выплаты России экспортной пошлины, вывоза российской нефти из Беларуси. Поэтому, как только соглашение было подписано, в Минске сразу засели за составление, а зачастую, за уточнение, обходных схем. Но и российская сторона, подписывая нефтяное соглашение, безусловно знала о белорусских временных таможенных «постах», о контрактах на перепродажу российской нефти с белорусской территории в Литву и Польшу, о практике постоянной смены «вывесок» и целой индустрии фирм – однодневок и т.д. Казалось бы, зачем тогда М. Фрадков подписал столь заведомо «мертвое» соглашение?

Тут загадки нет. «Пробивать» под стон всей Европы и градом обвинений в сторону Москвы в использовании против соседей «энергетического оружия» «несправедливую», по мнению белорусов, экспортную пошлину в 180 USD означает безусловное вползание в политический конфликт. На выходе из конфликта необходимо принимать решения о полной изоляции А. Лукашенко, что равносильно его свержению руками окружения белорусского президента. Москве новая белорусская головная боль совсем не к чему, тем более, что сейчас даже остатки белорусского лобби в Москве понимают, что А. Лукашенко обречен.

В разгар декабрьско – январского энергетического противостояния российское руководство подсчитало издержки от накаляющихся отношений с Европой и решило, что если А. Лукашенко дороже Евросоюзу, чем российские энергоносители, то зачем руками России доводить дело до политической развязки, если она и так неминуема. Если Европа в очередной раз сохранила А. Лукашенко – поставщика самого дешевого в Европе бензина и лучшего друга польских и литовских НПЗ, то ей и надлежит оказаться в роли скупщика контрабандной российской энергетики из Минска. В этом случае желательно, чтобы белорусскую энергетическую контрабанду в Брюсселе объявили началом диверсификацией энергопоставок в ЕС…

Разговор с Брюсселем пойдет совсем в другом русле, когда Минск сам пойдет на нарушение внешне благоприятного, но на самом деле абсолютно неприемлемого для белорусской экономики нефтяного соглашения. В этом случае вряд ли, кто решится встать на защиту «нарушителя конвенции» и столь ожидаемые министром финансов России А. Кудриным дополнительные 2,5 – 2,6 млрд. USD могут действительно прийти в этом году в российский бюджет.

В Москве понимают, что Минск обязательно будет вывозить контрабандную нефть и вопрос нескольких недель, когда белорусов поймают за руку. Реакция российского Белого Дома будет мгновенной.
В принципе, тоже самое будет и с сахаром, так как нет сомнений, что белорусское руководство обязательно попытается контрабандой ввезти на российскую территорию не объявленные 180 тыс. тонн «сласти», а минимум в два раза больше. Перехват контрабандных фур на обходных «тропах» Смоленщины и Брянщины не составит труда. Но в этом случае Минск рискует вообще остаться без квот на поставку белорусского сахара в Россию.

Не решат проблемы для российского бизнеса в Беларуси и объявленные грядущие отмены нетарифных ограничений для российских товаров на белорусском рынке. Минск немедленно начнет гонения на российские «этикетки» с использованием опыта главного санитарного врача России. Попутно развернет в СМИ кампанию против российских товаров и усилит политику «обелорусивания» ассортимента. В итоге, ликвидация таможенной зоны – вопрос времени.

Понимает ли Минск, что он «выиграл» тактически, но проиграл стратегически? Что подписанные в начале 2007 г. соглашения окончательно вывели белорусскую энергетическую политику в сферу контрабанды? Понимает, но в Минске упорно рисуют схемы безпошлиной поставки российской нефти за Буг и Неман. Белорусские власти старательно отгоняют от себя мысль о том, что Москва буквально не спускает с них глаз, так как сама логика борьбы за политическое выживание режима А. Лукашенко не оставляет иного выбора, как идти на конфронтацию с российским руководством.

В возникших условиях официальному Минску надо опередить претензии Москвы и он сам заинтересован в эскалации конфликта и переходе российско – белорусского кризиса в политическую стадию. Отсюда и готовность вбрасывать в «топку» то затухающего, то обостряющегося скандала, все новые и новые «аргументы» - базы, ПВО, российский газопровод, охрана «западного рубежа» Союзного Государства и т.д. Параллельно обнаруживается суета белорусских посольств в странах ЕС, попытки сфокусировать внимание Брюсселя на российско – белорусских проблемах…

А. Лукашенко надеется, что, утопив российское руководство в бесконечной череде скандалов, он заблокирует политическую волю Кремля и не допустит включение неминуемых экономических санкций. Свое окружение белорусский президент успокаивает, тем, что В. Путин не рискнет окончательно «придушить» его режим в предвыборный год. Главная задача – дотянуть до лета 2007 года, сохраняет свою актуальность. Видимо, в сознании белорусского руководства не укладывается мысль, что В. Путин не переизбирается… В Минске не понимают, как можно просто уйти с поста президента, не переписывая «под себя» Конституцию страны и не превращаясь в политического Кащея Бессмертного.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме