12:45 19.01.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
"Дружбу с авторитарным правителем могут позволить себе только сильные демократии"
11:02, 19 Января |
Известный либеральный экономист, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Владимир МАУ отвечает на вопросы журнала "Огонек" о причинах и возможных последствиях для обеих стран нынешнего «нефтяного противостояния» между Москвой и Минском.
- Владимир Александрович, почему российские власти предпочли вынести все противоречия на публику, вместо того чтобы уладить конфликт в кабинетах? Или это лишь часть переговоров, а существует еще и закулисная сторона?
— Когда имеешь дело с авторитарным правителем, легитимность избрания которого находится под вопросом, то важной особенностью его действий является непредсказуемость. Поэтому со стороны российских властей было вполне логично заручиться публичностью и все детали предавать гласности. К тому же информации о ходе переговоров ждут западные партнеры. Их бы следовало проинформировать заранее.
— Непредсказуемость заключается в том, что Александру Лукашенко нельзя доверять?
— И в этом тоже. Мы уже 10 лет ведем переговоры о братских отношениях, союзном государстве, но как только речь заходит о конкретных мерах, таких как, к примеру, общая валюта, то натыкаемся на резкий отказ со стороны Лукашенко, причем в оскорбительной форме.
— Именно это стало причиной перевода экономических отношений с Белоруссией на рыночные принципы?
— Ну, причин может быть несколько. В принципе Россия вполне может позволить себе субсидировать соседа. Но надо четко понимать, за что платится эта цена. Ну зачем нам нужно терять доходы? Мы уже несколько лет ведем политику перехода на рыночные тарифы на энергоносители со всеми странами СНГ, и непонятно, почему Белоруссия должна оставаться в стороне. Ну и, конечно, российским властям должно было надоесть, что их уже 10 лет, мягко говоря, обманывают. Наконец-то стало понятно, что сегодняшняя Белоруссия не является союзником России.
— Режим Лукашенко действительно держался и держится во многом за счет льготных тарифов на поставки энергоносителей?
— Да, ведь покупая нефть по заниженным ценам, Белоруссия осуществляет ее реэкспорт по вполне рыночной цене, за счет чего в значительной мере формируется бюджет страны. Поэтому введенная с января этого года экспортная пошлина на нефть в размере 180 долларов за тонну и вызвала столь болезненную реакцию белорусских властей. Такая цена резко снижает выгоды от реэкспорта нефти.
— А почему Россия так болезненно отреагировала на введенную Белоруссией пошлину в 45 долларов за транзит нефти?
— Потому что это абсурдный, ничем не обоснованный и нигде не применяемый побор. Если рыночные цены на энергоносители — это реалии международного экономического процесса, то введение подобных транзитных пошлин противоречит любым правилам. С какой стати Россия должна идти на поводу у прихотей Лукашенко?
— Может ли Европейский союз применить к России санкции за ужесточение тарифной политики в отношении соседа?
— А на каком основании? Разве мы обязаны обеспечивать Белоруссию или другие страны СНГ нефтью и газом в убыток себе. Другой вопрос, что в Европе это понимают, поэтому ищут пути ослабления зависимости от российских энергоносителей. Это, к слову, будет полезно и для России, экономику которой разлагают доходы от полезных ископаемых.
— А для Белоруссии что будет означать повышение цен на нефть?
— Кризиса или резкого ухудшения ситуации сразу не произойдет. Макроэкономически страна к повышению цен готова, бюджет у нее профицитный. Однако зарабатывать от реэкспорта нефти больше не получится.
Перед властью встанет вопрос поиска новых путей развития экономики и пополнения бюджета, которые будут требовать проведения либеральных реформ. Правда, сомневаюсь, что действующая власть способна пойти на это. В такой ситуации очень многое будет зависеть от того, какую позицию по отношения к власти займет бизнес. Если же смотреть на развитие ситуации с макроэкономической точки зрения, то, как показывает опыт СНГ и Балтии, чем раньше страна начинала покупать энергоносители по реальной цене, как те же прибалтийские страны, тем стремительнее происходит в ней структурная модернизация и разворачивается экономический рост.
— Насколько оправданы опасения, что в результате данного конфликта мы потеряем Белоруссию?
— А дружественные отношения с сегодняшней Белоруссией опасны для России. Вспомните библейскую притчу о том, как семь тощих коров съели семь тучных и не потолстели. Дружбу с авторитарным правителем могут позволить себе только сильные демократии, которые имеют иммунитет от «авторитарной заразы». Нужно ли нам, чтобы по степени соблюдения Конституции Россия скатывалась в сторону Белоруссии, которая в этом отношении мало чем отличается от Туркмении?
Почему нельзя было всю эту схему с повышением цен провести накануне мартовских президентских выборов и таким образом привести к власти человека, отвечающего интересам России?
Потому что Россия не устраивает заговоры в соседних странах.
БЕСЕДОВАЛА ОЛЬГА ГОРЕЛОВА
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме