12:45 19.01.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Нефть на два направления

10:46, 19 Января |

Ситуация с транзитом нефти через Беларусь  разрешена. Но она может повториться.  Как России застраховаться от подобных неприятностей в будущем? На этот вопрос журнала "Огонек" отвечает Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России, бывший первый замминистра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Он не исключает возможность создания  нефтепровода из Сургута в Архангельскую область, где есть незамерзающая бухта.

Итак, конфликт с Белоруссией вроде бы благополучно разрешен. Пошлина, введенная белорусской стороной на транзит российской нефти, снята, нефтепровод «Дружба» работает на полную мощность — равно как и белорусские Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Многие российские компании поставляют туда нефть на переработку либо по межправительственным соглашениям, либо в рамках непосредственных контактов с заводами и «Белнефтехимом». Конечно, сами эти заводы без российской нефти едва ли будут функционировать: за прошлый год Белоруссия добыла 800 тысяч тонн нефти, заводы же рассчитаны на переработку от 25 до 30 миллионов. За счет переработки — и за счет получения нашей достаточно дешевой для Белоруссии нефти — белорусы имели несколько миллиардов долларов в год; не думаю, что они пойдут на дополнительные экономические издержки. Через нефтепровод «Дружба», построенный в 1964 году, сегодня идет почти 65 миллионов тонн в год, это около 30 процентов того, что мы поставляем в Европу. Поставляли и будем поставлять, поскольку на сегодняшний день без Белоруссии в этом вопросе мы обойтись не можем.

Конфликт исчерпан. Самое время подумать о том, как оградить российский нефтяной экспорт — на Запад ли, Восток или Юг — от подобных форсмажорных ситуаций в будущем.

Конечно, компания «Транснефть» с приходом к руководству Семена Вайнштока сделала многое для того, чтобы снизить зависимость нефтяного экспорта России от стран-транзитеров. Была построена мощная Балтийская транспортная система — 75 миллионов тонн нефти в год, кроме того, приняты меры по обеспечению транзита нефти в обход Украины. До введения БТС мы платили Украине и Белоруссии 600 миллионов долларов в год за нефтяной транзит, теперь, полагаю, эта сумма вдвое меньше.

Существует уже принятая программа строительства новых трубопроводов — в первую очередь системы ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан, первая очередь — 30 миллионов тонн в год, полная мощность — 80 миллионов). ВСТО поможет нам диверсифицировать экспортные потоки — отправлять нефть не только на Запад, но и на Восток. Китай вышел по ее потреблению на 2-е место, по собственному производству — на 5-е: 180 миллионов тонн Китай добыл самостоятельно, 130 миллионов импортировал. Надо учитывать, что потребности и Китая, и Южной Кореи в нефти будут увеличиваться. Кроме того, ее стоимость в этом регионе несколько выше, чем в Европе. История с Белоруссией — еще одно подтверждение известной истины — не стоит класть яйца в одну корзину. Нам нужно смотреть в обе стороны — чтобы быть наготове, иметь возможность ориентироваться согласно обстоятельствам. К тому же из Находки, например, до Америки ближе, чем из Мурманска или Архангельска, а Западное побережье США постоянно испытывает дефицит в нефтяных ресурсах.

Есть еще один путь уменьшения нашей зависимости от работы нефтепровода «Дружба». Речь об усилении пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который связывает месторождения Казахстана с Новороссийским портом. Здесь, правда, есть дополнительные вопросы с турецкими проливами, через которые осуществляется дальнейшая танкерная транспортировка. Впрочем, недавно на протокольном уровне было принято решение о строительстве участка нефтепровода Бургас — Адрианополь через Болгарию и Грецию в обход Босфора и Дарданелл…

Наконец, есть и еще один проект, который может сделать нашу зависимость от форсмажорных обстоятельств крайне незначительной. В свое время по инициативе крупнейших нефтедобывающих компаний РФ был разработан план нефтепровода из Сургута в Архангельскую область, где есть незамерзающая бухта. Было составлено технико-экономическое обоснование, проект рассмотрели на заседании Правительства РФ и отложили его в пользу ВСТО. Понятно, что нефти на два направления пока что найти сложно, видимо, поэтому идея северного маршрута лежит под сукном. Но не исключаю, что поведение наших западных соседей по СНГ заставит Россию по-новому взглянуть на этот проект. Он, безусловно, затратен, однако известно, что скупой платит дважды.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме