18:00 18.01.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Как проходила местная кампания 2007. Общий анализ

16:22, 18 Января | Пресс-служба Национального комитета

Общая ситуация до выборов:

- власть боится, что народ узнает правду. Монополизированные СМИ, независимые газеты либо закрывают, либо запрещают типографиям печатать их в Беларуси, либо запрещают почте их распространять;

- власть хвастливо прославляет через монополизированные СМИ свои реальные и мнимые достижения, пытается внушить людям, что везде жить плохо, кроме Беларуси;

- в обществе насаждается страх, многие боятся высказывать свое мнение, боясь потерять работу или попасть в тюрьму;

- избирательные комиссии формируются местными администрациями. Из избирательных комиссий удалены почти все, кто мог не соглашаться с фальсификациями. Комиссии формировались в основном из членов одного трудового коллектива во главе с его руководством. Члены избирательных комиссий натренированы производить «подсчет» голосов таким образом, чтобы у наблюдателей не было возможности наблюдать (наблюдателям указывают место их нахождения в 5 – 8 метрах от стола подсчета голосов, стол закрывается задними частями тел членов комиссии, бюллетени складываются в несколько стопок одинаковой толщины, переговоры ведутся только шепотом, и т.д.);

- в состав избирательных комиссий по всей стране из более чем 20000 человек попал только один (!) член оппозиционной партии;

Регистрация:

- кандидатов, отсутствующих в «списке победителей», старались не зарегистрировать всеми способами, а документы «нужных» кандидатов практически не проверялись;

- на неугодных кандидатов, даже на тех, кто не имел никакого отношения к оппозиции, оказывалось давление с целью заставить их отказаться от участия в избирательной кампании;

- людей, поставивших подписи за неугодных кандидатов, пытались уговорить или заставить путем угроз отказаться от своих подписей.

Агитация:

- «нужные» кандидаты могли тратить любые (в основном, государственные) средства на избирательную кампанию, независимые от власти имели большие трудности при попытках даже напечатать агитационные материалы (а многие и не смогли напечатать, так как типографии были запуганы спецслужбами);

- выступления независимых от власти кандидатов часто подвергались цензуре;

- «нужных» кандидатов пропагандировала пресса, издающаяся за государственный счет;

- для агитации за «нужных» кандидатов были мобилизованы госслужащие (почтальоны, работники коммунальных служб и др.), им же давали указания срывать листовки конкурентов;

- «нужным» кандидатам организовывали встречи на предприятиях, независимым запрещали проведение встреч с избирателями на улицах, в том числе с применением физической силы со стороны сотрудников милиции и спецслужб;

- деятельность правоохранительных органов и спецслужб была направлена не на обеспечение законности, а на обеспечение преимуществ в избирательной кампании для избранных властью кандидатов;

- регистрация независимых от власти кандидатов отменялась по разным, в том числе надуманным, причинам, регистрация «нужных» кандидатов – никогда.

Голосование:

- досрочное голосование начиналось за 5 дней до выборов, пропагандировалось разными способами, а также стимулировалось путем уговоров, а иногда принуждения и угроз. В результате количество проголосовавших досрочно измерялось десятками процентов. Невозможность постоянного наблюдения за урнами во время досрочного голосования открывала возможность для подмены бюллетеней в урнах;

- избирательные комиссии, сформированные очень часто из членов одного трудового коллектива и возглавляемые одним из руководителей этого коллектива, для обеспечения внешней «демократичности» снабжались наблюдателями из того же коллектива, которые не имели никакого интереса к контролю ха ходом голосования и подсчетом голосов, будучи, как и члены комиссий, зависимыми по службе от руководства комиссий;

- выборами реально руководили местные администрации, а не избирательные комиссии;

- реальной возможности проконтролировать подсчет голосов не было по следующим причинам:

1) в составе избирательных комиссий не было независимых от власти людей;

2) наблюдение за урнами для досрочного голосования в течение 5 дней
 с 19-00 до 10-00 следующего дня было невозможно;

3) наблюдателям указывали место для нахождения во время подсчета голосов за 5 и более метров от стола, где подсчитывались бюллетени. При этом стол закрывался телами членов комиссии, никакие данные вслух не объявлялись;

4) наблюдателям не выдавалась заверенная комиссией копия протокола;

5) в некоторых случаях результаты голосования возились «на утверждение» в местные администрации, возможно, там переписывались, и лишь потом объявлялись (или не объявлялись) публично.

Таким образом, в сегодняшней белорусской ситуации любой человек, которого выдвинут кандидатом в депутаты граждане, а не администрация, может стать депутатом только чудом. Правда состоит в том, что люди уже сейчас фактически лишены права выбора.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме