12:45 11.01.2007 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

А можа так і трэба?<br> Досрочное голосование глазами правозащитника

11:16, 11 Января | Валерий Щукин

Участок №52 Первомайского района г.Витебска размещен в Центре эстетического воспитания "Маладзік" по ул.Воинов-Интернационалистов. В первый день досрочного голосования пришло 32 человека. На следующий день — 72. Только вот гарантировать на данном участке точность своего подсчета не могу. 09 января, уже через два часа после начала, получил легкий шок, услышав как секретарь комиссии докладывала, что проголосовало 12 человек, в то время как я видел лишь пятерых.

Во-первых, 52-й избирательный участок —  проходной двор, по которому целый день к соседнему участку №53 толпами вперед-назад передвигаются сотрудники Центра, милиция, всевозможные проверяющие, родители с малышами, члены соседней участковой комиссии, перепутавшие участки избиратели…

Во-вторых, помещение для голосования состоит из двух комнат. В первой — стол секретаря комиссии, стенд — уголок избирателя, два стола на пять наблюдателей. Во второй — столы для выдачи бюллетеней, кабины для заполнения бюллетеней и собственно урна по досрочному голосованию.

Между комнатами — дверной проем, правда, без двери. Столы наблюдателей и столы выдачи бюллетеней разделяет стена. В связи с чем, процедура выдачи бюллетеней закрыта от наблюдателей наглухо. Оные, к слову, в первый два дня досрочного голосования отсутствовали, а журналистов в нарушение ч.3 статьи 13 Избирательного кодекса Центральная комиссия Постановлением №54 от 12 октября на эти выборы статуса наблюдателя лишила. Надо полагать, столь "элегантное" ноу-хау будет продолжено и в дальнейшем.

Так что порядок выдачи бюллетеней, регламентированный ч.2 статьи 52 ИК, лицезреть не удалось. Не увидят, не услышат этого и наблюдатели, если вдруг объявятся.

Статья 51 (ч.1) Избирательного кодекса обязывает участковые комиссии устанавливать ящик для голосования в таком месте, чтобы тот был виден наблюдателям и журналистам. Для журналистов на 52-м участке места не предусмотрены вообще, а урна находится в поле зрения только наблюдателя, разместившегося непосредственно у стены, возле дверного проема. Для всех остальных наблюдателей ящик для голосования вне поля зрения.

Кабин для голосования три, но ни один наблюдатель не может видеть более двух из них. Лично мне было видно лишь полтора метра стены в комнате для голосования. Столы для выдачи бюллетеней, кабины, урна — за пределами видимости.

Но зато очень даже наглядно крайне неуважительное отношение участковой комиссии к избирателям. Ни у стола секретаря комиссии, ни у стола выдачи бюллетеней нет стула для избирателя, с которым члены комиссии беседуют. Избирателю, вне зависимости от возраста, приходится стоять. А ведь даже в первый день досрочного голосования был момент, когда у стола выстроилась очередь. И далеко не все молодые. В этот день избирателей с тростью было более пяти человек. Немало избирателей, которые хотя и передвигаются без дополнительной опоры, но стоять им нелегко. Одна из проголосовавших избирательниц почти десять минут, сидя возле меня, набиралась сил для дальнейшего движения.

Витебская область всегда отличалась крайней реакционностью властей в предвыборной кампании. Так, если кандидатами в депутаты Могилевского городского Совета на 40 округов зарегистрировано 65 кандидатов (по 1,6 на место), то в Витебске на столько же округов городская избирательная комиссия оставила всего 47 ("конкурс" чуть более 1,17). В Полоцке — на 31 округ 38 кандидатов (1,22). Аналогично и в других городах области.

Недоуменные избиратели приходили на участок, чтобы уточнить действительно ли выборы на их участке безальтернативные. Никак не могли поверить, что в Беларусь вернулись советские порядки, когда выборы проводили без выбора.

Но при всем том в те времена (во всяком случае, после 1960 года, когда автор этих строк стал избирателем) на выборы не гнали, а уговаривали и, даже, упрашивали придти. Было немало случаев, когда строптивому избирателю, заявившему, что не пойдет на выборы, пока не отремонтируют крышу дома — прореху в аварийном порядке устраняли.

Ныне не уговаривают. В постсоветской Беларуси на выборы гонят!
Один из проголосовавших избирателей (судя по всему, работающий пенсионер) потребовал от комиссии справку с датой, что проголосовал. Естественно, не для жены.

Мать пришла включить в список случайно пропущенную 18-летнюю дочь-студентку, которой надо отчитаться в университете о досрочном голосовании.

Принудительная отправка белорусских избирателей на досрочное голосование с работы и учебы дополняется угрозой и на самом участке. Избирателя, перед получением бюллетеня, вынуждают пройти мимо вооруженного до зубов милиционера с полным боекомплектом. Это грубое психологическое давление на избирателя. Огнестрельное оружие данному стражу порядка требуется как пресловутому зайцу стоп-сигнал: не должен и не будет милиционер стрелять, когда кругом женщины и дети.
Работник милиции на избирательном участке, возможно, и нужен. Только место его уж никак не на пути избирателя, идущего за бюллетенем, а скажем, в отдельном помещении и без огнестрельного оружия. Рикошет пули-дуры (первый выстрел полагается делать предупредительным), в отличие от биллиардного шара, предусмотреть сложно, да времени-то на расчет, в критической ситуации не будет.

На 52-м участке голосуют избиратели 25-го городского и 60-го областного избирательных округов. Избирательный кодекс (ч.12 статьи 45) обязывает за 14 дней до голосования (т.е. 01 января с.г.) установить на всех участках для голосования стенды с информационными материалами о кандидатах. Согласно ч.9 данной статьи изготовление общих плакатов с биографическими данными кандидатов, баллотирующихся в одном избирательном округе (для размещения на участках для голосования и в других установленных местах) возлагается на окружные комиссии. Следствием панического страха витебских властей пред волеизъявлением народа стало превращение общих плакатов в индивидуальные.
Городская территориальная комиссия требование Кодекса выполнила. Обще-индивидуальный плакат на президентского идеолога завода "Витязь", Татьяну Веригу, в количестве 10 экземпляров изготовлен. А вот окружная избирательная комиссия норму закона проигнорировала. На стенд вывешена личная листовка кандидата Виктора Авчинникова — главного врача областной клинической больницы (отпечатана в количестве 3700 экз.).

Статья 44 Избирательного кодекса (п.7) обязывает участковую комиссию контролировать на территории участка для голосования соблюдение правил размещения агитационных материалов. Правила эти, руководствуясь ч.10 статьи 45 ИК, администрация Первомайского района установила своим решением №94 рк. На территории 52-го участка это отделение 228/105 Беларусбанка.

Однако участковая комиссия, вместо контроля над соблюдением правил размещения агитационных материалов, сама занялась агитацией. А именно: поместила листовки в неустановленном администрацией района месте: Центре эстетического воспитания "Маладзік". Причем делала это явно с ведома городской территориальной избирательной комиссии, поскольку взять лишнюю обще-индивидуальную листовку кандидата-идеолога (отпечатаную, напомню, всего-лишь в 10 экземплярах) могла только там.

Организатор, руководитель и контролер избирательной кампании в г.Витебске — зампредисполкома П.Лосич. Интересно, что этот чиновник организует и куда смотрит? В установленном месте, на окнах филиала 228/105 нет ни одной агитационной листовки кандидатов.
Это уж совсем надо быть без царя в глове, чтобы размещать свою агитционную листовку за толстой решеткой с миниатюрными ячейками.

Согласно данным, указанным в плакате, месячный заработок кандидата-идеолога телевизионного производства составляет более 700 тысяч рублей. Сведений о заработке кандидата в областной Совет, медицинского босса Овчинникова, на информационном стенде для избирателей обнаружить не удалось.

Не нашел я на стенде фамилии председателя, заместителя председателя, секретаря ни городской, ни областной комиссии. Да и участковая комиссия не посчитала нужным проинформировать избирателей о своем заместителе председателя. Об областной избирательной комиссии на стенде вообще ни слова: ни о ее составе, ни о телефонах.

Отсутствуют не стенде границы округов по выборам и в городской, и в областной Советы. Указаны только дома, жители которых голосуют на данном участке. Информация о границах округов (в отличии от границы государства таковые на местности не обозначены), по которым избирают депутата, избиратели могут получить лишь опосредовано, из агитационных листовок кандидата.

От избирателй скрыты и фамилии членов комиссии, которые выдают бюллетени: график дежурств членов избирательной комиссии на время досрочного голосования отсутствует, фамилии рядовых членов комиссии не указаны. Ни в стоящей на столе табличке, ни в бэйдже на груди.

Информация к размышлению:

1. Небогатые (в сравнении с предлагаемыми президентской вертикалью кандидатами) пенсионеры, механизм принуждения которых к досрочному голосованию властями пока еще не придуман, голосовать намерены 14 января. Причина— ожидаемая продажа в этот день на участке продовольственных и промышленных товаров.
Люди преклонного возраста (да и не только), получающие, в отличие от баллотирущихся кандидатов, нищенские зарплаты и пенсии, надеются, что на распродаже цены будут ниже.

2. Строптивого журналиста, собирающего материал для статьи об избирательном процессе, засняли на видеокамеру мобильного телефона.

3.  Более двух третей (71%) досрочно проголосовавших — женщины.

4. Члены 52-й участковой избирательной комиссии, в отличие от комиссий, размещенных в школьных зданиях, лишены горячего питания, чая, кофе. При этом члены комиссии (за минусом представителя администрации все — подчиненые председателя Нины Шубиной, президентского идеолога молочного производства), даже и не пытаются возмущаться.
Типичная белорусская толерантность: "А можа так і трэба?



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме