00:00 30.12.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Газы! генезис новой политики
22:13, 29 Декабря | Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского
Газовый конфликт между Россией и Беларусью вступает в самую горячую фазу. Разумеется, это не спор хозяйствующих субъектов. В него вовлечены президенты, правительства, руководители газовых монополий из обеих стран, а также все госСМИ с обеих сторон. Обычные коммерческие проблемы так не решаются. Мы наблюдаем за системным кризисом белорусско-российских отношений. 12 лет риторики руководителей обеих стран о славянском единстве, глубокой интеграции, особом статусе таможенного союза и так называемом союзном государстве остаются в прошлом. За громкими словами скрывается смысловая пустота двух чрезвычайно протекционистских, корпоративных государств с всемогущей номенклатурой, очевидным дефицитом политической конкуренции и экономической свободы. Внешняя политика стран по отношению друг к другу стала отождествляться с корпоративной политикой топливных монополистов. Группировки, которые были бенефициарами старых схем, явно не справились с политическим заказом новых сил, в первую очередь, в России.
Непримиримые позиции
«Газпром» еще никогда не поставлял газ Беларуси по рыночным, т. е. мировым ценам. К концу года он существенно скорректировал свои условия по поставкам газа в Беларусь на 2007г. Этап блефа подошел к концу. С $200 за 1000м3 цена стала $105, причем $35 «Газпром» предложил «Белтрансгазу» платить акциями в счет погашения пакета в 50% белорусской монополии. Ниже этой позиции «Газпром» не спускался с апреля 2006г. В это время звучали самые разные цены - $96, $130-140 и даже $230. В случае несговорчивости белорусской стороны, «Газпром» даже пригрозил пролоббировать введение правительством РФ экспортных таможенных пошлин на поставки газа в Беларусь. В той или иной комбинации Россия, без сомнений, заинтересована в получении контроля над газотранспортной системой Беларуси. Только в этом случае она готова пойти на уступки по цене газа.
Позиция правительства Беларуси выглядит совсем иначе. За три дня до конца 2006г. премьер-министр С. Сидорский, представители «Белтрансгаза» и Минэнерго РБ говорят о цене $75 за 1000м3, но также о необходимости оплаты 50% акций «Белтрансгаза» деньгами. Речь идет о сумме около $2.5млрд. Днем раньше представители правительства Беларуси настаивали на цене $55, говоря, что цена в $75 приведет к коллапсу белорусской экономики.
Последние два месяца белорусская сторона произвольно жонглировала ценой «Белтрансгаза», от $5млрд., до $10 - 17млрд., сознательно замалчивая, какую оценку активам этой компании дал голландский банк AMB Amro. Официальный Минск постоянно делает ссылки на то, что Россия и Беларусь работают в режиме таможенного союза, что цены на энергоресурсы для Беларуси должны быть, как для потребителей Смоленской области. Россия же настаивает на том, что договоренности о зоне свободной торговли и таможенном союзе никогда не выполнялись, поэтому ссылки на данные документы несостоятельны. Нарушая подписанные договоренности, Беларусь с 1995г. не перевела России ни цента таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, хотя обещала переводить половину.
За три дня до конца 2006г. позиции сторон кажутся непримиримыми. «Газпром», желая сохранить репутации надежного поставщика газа в ЕС, говорит, что от перекрытия поставок газа для Беларуси, т. е. по трубе «Белтрансгаза», транзит газа в Европу по газопроводу «Ямал – Европа» не пострадает, потому что данная газовая труба и сопутствующая система строились за счет российской стороны и принадлежит ей. Земля находится в долгосрочной аренде, а Беларусь лишь берет не целых полдоллара за обеспечение транзита 1000м3 газа на 100км. По мнению «Газпрома», транзит по данной системе никак не связан с состоянием договоренностей с «Белтрансгазом», потому что она является российской собственностью.
С такой трактовкой транзита и общих договоренностей не согласна белорусская сторона. С. Сидорский однозначно дал понять, что вопросы поставок газа в Беларусь и вопросы транзита газа по всем газопроводам взаимоувязаны. Т. е. если не будет договора о поставках газа в Беларусь на 2007г., то правительство страны не вправе будет обеспечивать транзит российского газа по российской трубе в Европу. Официальный Минск понимает, что репутация «Газпрома» и надежность России, как поставщика энергоресурсов, является очень чувствительным местом для Кремля.
Поэтому он решил сделать один из главных акцентов в своей переговорной позиции именно на нем. Россия, предвидя несговорчивость официального Минска, уже заявила о том, что европейские потребители российского газа не пострадают. Она делает ссылки на то, что «Ямал - Европа» - это российская собственность. Война слов по газовой тематике усугубляется наличие не менее серьезного конфликта по поставкам сырой нефти из России в Беларусь, а также по целому ряду других товаров. Причем потери Беларуси после введения Россией экспортных таможенных пошлин, могут оказаться на 3 – 5% ВВП больше, чем по газу.
Отключение газа – включение новой политики Беларуси и России
Чтобы оценить цену вопроса и расхождений в позициях стран, обратимся к цифрам,. В 2006г. «Газпром» поставит в Беларусь около 21 млрд. м3 газа по цене чуть меньше $47 за 1000м3. За этот объем газа Беларусь заплатит $980млн. В 2007г. планируется поставить 20млрд. м3 газа. При цене $75 Беларусь должна будет заплатить $1.5млрд., при цене $105 - $2.1млрд., при цене $200 эта сумма составляет $4млрд. Т. е. разница по сравнению с условиями 2006года составляет от $520млн. до $3млрд. Эти суммы составляют от 3% до 17.6% доходной части консолидированного бюджета 2006г. (ожидаемое исполнение) или 1.4% и 8.3% ВВП в 2006г. Если договор между сторонами будет заключен на условиях взаимных компромиссов, то прямые издержки белорусской стороны увеличатся на 4 – 6%ВВП. Если верить белорусской статистике, то ВВП в 2006г. вырастет на 9.6 – 9.8%.
Исходя из этого, адаптация к новым газовым ценам, озвученных за три дня до конца 2006г., будет болезненной, до далеко не кризисной, провоцирующий коллапс. Поэтому столь бурную реакцию неприятия российских предложений белорусской стороной можно объяснить иными факторами. Во-первых, белорусское руководство стремится, как можно дольше держать удар и пытаться «дожать» «Газпром» на еще более выгодные условия. Во-вторых, оно, очевидно, обладает инсайдеровской информацией о реальном состоянии белорусской социалистической экономики и весьма ограниченных резервах ее конкурентоспособности. В-третьих, официальный Минск стремится довести ситуацию до отключения поставок газа, чтобы воспользоваться этим «горячим» конфликтом для серьезной корректировки внешней и внутренней политики. Белорусские власти видят, что ресурс жестко регулируемой, полностью контролируемой номенклатурой плановой экономки на исходе.
Отказ от энергетического гранта России кажется для руководства Беларуси менее опасной опцией, чем потеря политической и экономической власти в стране и отказ от суверенитета. Поэтому для перевода ответственности за предстоящие ухудшение социально-экономической ситуации в Беларуси на Россию, для оправдания резкого повышения цен на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, снижения господдержки тысячам «полуживых» госпредприятий, отказа от сотен инвестиционных проектов, а также для объяснения возможной девальвации и инфляции белорусской стороне нужен скандал с отключением поставок газа.
Прохождение газового кризиса именно по такой траектории должно доказать белорусской номенклатуре, что А. Лукашенко умеет держать удар, что он ее не сдаст и не позволит российскому бизнесу на равных участвовать в белорусской приватизации или формировании экономической политики. Скандал с Россией нужен А. Лукашенко, чтобы начать этап легализации накопленных за 12 лет ресурсов большого, номенклатурного бизнеса, для ускорения процесса формирования национальных олигархических структур. А. Лукашенко нужны новые союзники для нового этапа борьбы за власть в Беларуси. Россия, вернее ее руководство – белорусское руководство наверняка продолжит риторику о единстве народов, между которыми встали бюрократы и политики - с его новой газовой и нефтяной политикой скорее подходит на роль жупела, если не врага независимой, самостоятельной Беларуси.
Руководству России в гораздо меньшей степени нужен данный конфликт с отключением газа. Тем не менее, в ситуации сложившегося клинча он кажется чуть ли не единственным логичным завершением того курса, которым шла Россия последнее десятилетие по отношению не только к Беларуси, но и к другим странам СНГ. «Дешевый газ и нефть в обмен на обещания восстановления единой империи» - эта формула с треском провалилась. Газовый конфликт с Беларусью – это последний гвоздь в ее гроб. Претензии на уникальность интеграционных процессов на постсоветском пространстве улетучились. С отключения газа для Беларуси в самом начале 2007г. начнется новый этап во внешней политики России.
Причем не столь важно, будет ли он ознаменован формальным выходом из никогда по-настоящему не существовавшего таможенного союза или денонсацией еще более эфемерного союзного государства.
С 1 января 2007г. начнется борьба нервов. Напряжение будет расти с каждым днем. Беларусь и Россия будут испытывать мощное внешнее давление, а Беларусь еще и давление озабоченного своими вкладами и доходами электората. Газовый конфликт между Россией и Беларусью грозит стать главной темой, breaking news первой недели нового года.
Страны договорятся. Очевидно, до 10 января. Возможности компромиссов есть. Не исключено возникновение белорусско-российской компании, зарегистрированной в Швейцарии, которая будет уполномочена на поставки определенно количества газа в Беларусь.
Официальный Минск едва ли продаст «Белтрансгаз», который он сам же прочно отождествляет с суверенитетом страны. Тем не менее, для выигрыша времени и затягивания процесса – в случае возобновления поставок газа – возможно проведение в Беларуси референдума по приватизации газотранспортной системы. Ближе к осенним выборам в российскую Думу, чтобы отвлечь внимание от его результатов. А. Лукашенко нужно выиграть 9 – 11 месяцев времени. Именно столько ему не хватает до того момента, когда России уж точно будет не до Беларуси.
Если эмоции окончательно возьмут вверх, даже национализацию «Ямал – Европа» с одной стороны и газ для Беларуси по $260 исключать нельзя. Как бы ни развивались события в ближайшие десять дней, отношения между Россией и Беларусью уже не будут такими, какими мы их знали последние 12 лет. Новые цены на газ и нефть поставят на них жирный крест. Еще более драматичными могут быть события 2007 года для белорусской власти. Она привыкла делить и распределять. А. Лукашенко успешно монетизировал обещания России о едином государстве и славянском братстве. Без этого ресурса управлять белорусской экономикой по-старому будет нельзя. Как и нельзя создать основы цивилизованного рынка и конкурентной экономики руками и мозгами тех людей, которые последние 10 лет восстанавливали механизмы и методы работы Госплана и Госснаба советских времен.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме