02:00 26.12.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Ксендз-демократ
00:49, 26 Декабря | Екатерина Ткаченко,
Винцент Годлевский — один из самых значительных фигур белорусского национального движения. Его казнили за несколько часов до Рождества 1942 года. Документы, проясняющие обстоятельства последних часов жизни Винцента Годлевского, нашлись в немецких архивах в 2001 году благодаря усилиям Историко-мемориального фонда «Тростенец». В том же году в Ватикане был поставлен вопрос о канонизации белорусского ксендза Винцента Годлевского.
На постоянно задаваемый ему вопрос: «Может ли ксендз быть демократом?» — Винцент Годлевский однажды ответил: «Ксендз не должен принадлежать к демократической партии, как партийный активист, но каждый ксендз должен быть горячим сторонником широко взятой демократичности. Этого требует справедливость, добро религии и костела. Без народа ксендз не нужен».
Вскоре после окончания духовной семинарии в Санкт-Петербурге Винцент Годлевский был направлен в небольшое село Жодинки, которое сегодня находится недалеко от литовской границы. Село находилось вдалеке от «большой культуры», тем не менее местные жители были воспитаны в польском патриотическом духе и ничего не слышали про Беларусь. После своего первого богослужения ксендз обратился к прихожанам с речью на хорошем белорусском языке. Народ настолько воодушевился, что не только не протестовал против белорусского языка, но и активно включился в процесс национального возрождения. А вскоре в костел потянулись и люди из других приходов. В это же время Винцент Годлевский перевел на родной язык «Закон Божий» и Новый Завет.
Впоследствии, правда, польские власти подписали соглашение с Ватиканом, из которого следовало, что использование белорусского языка в службах и катехизации возможно лишь с разрешения Польского епископата. И Винцент Годлевский стал подвергаться преследованиям, был арестован и некоторое время находился в печально знаменитой Лукишской тюрьме. Выйдя на свободу, вплоть до 40-х годов, пока Прибалтика не отошла к Советскому Союзу, он жил в Вильно, занимался в основном общественно-политической деятельностью, а затем перебрался в Варшаву, где встал во главе патриотической организации «Белорусский национальный фронт». Возможно, в это время он и завязал отношения с немецким антифашистским подпольем, связь с которым, по предположению известного белорусского деятеля, эмигранта Ефима Кипеля, Винцент Годлевский поддерживал до самой смерти.
В сентябре 1941 года ксендз занял должность главного школьного инспектора при генеральном комитете Беларуси. Это было особенно тяжелое время: не было ни книг, ни чернил, ни бумаги, ни учителей. Под предлогом решения организационных вопросов Винцент Годлевский разъезжал по всей Беларуси. Его задачей было организовать Национальное антифашистское сопротивление. К сожалению, документы, которые могли бы пролить свет на эту сторону его деятельности, по-прежнему остаются в архивах, куда заказан путь простым историкам.
В 1942 году фашистские власти не давали разрешение на открытие новых белорусских школ. Их политика в корне изменилась: трудоспособную молодежь готовили для угона в Германию. Ксендз Годлевский стал «бельмом на глазу» у фашистской администрации.
15 декабря 1942 года группа белорусской интеллигенции собралась в Генеральном школьном инспекторате, чтобы почтить годовщину открытия Первого Всебелорусского конгресса 1917 года в Минске. Для конспирации было решено затемнить окна. Когда с приветственным словом к собравшимся обратился Винцент Годлевский, внезапно в помещении погас свет. Видимо, это было дело рук сыщиков, которые уже давно следили за ксендзом. По воспоминаниям Вацлава Пануцевича, Винцент зажег свечи и сказал: «Как и первые христиане, мы собираемся при свечах. Мы верим, что дело нашей независимости, за которую боролся Первый Всебелорусский конгресс, и святая победа будут за нами». Ксендз знал, что обречен, но не предпринял никаких попыток исчезнуть. Как христианин, он решил нести свой крест до конца. Его задачей было сохранить Национальное антифашистское сопротивление, а также людей, которых ему удалось объединить.
Из Минска Винцент Годлевский исчез внезапно. Ни соратники ксендза, ни прихожане ничего не знали о том, что произошло. Найденные в немецких архивах спустя 50 лет документы позволяют заключить, что в день ареста в Тростенце его собственноручно расстрелял немец Хойзер. Случилось это за шесть дней до конца 1942 года, в котором ксендз Винцент Годлевский так и не успел отслужить Рождественскую мессу...
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме