19:24 30.11.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Национальный Комитет подготовил программу развития Гродненщины

17:55, 30 Ноября | Пресс-служба Национального комитета

Национальный Комитет Объединенных демократических сил в сотрудничестве с аналитическими центрами Мизеса и «Стратегия» разработал модельный проект программы регионального развития Гродненского региона. Председатель Национального Комитета Анатолий Лебедько убежден, что это послания — мост к 60% избирателей Гродненщины.

«Это программа для тех,  кого не возбуждают уличные акции,  для тех, кого волнуют ежедневные проблемы, и которые живут ожиданием позитивных перемен. Документ хорошо проработан, и,  что важно,  содержит набор конкретных предложений. Каждый демократический кандидат в депутаты может использовать данную программу либо целиком, либо внеся туда собственные коррективы. Это хорошее подспорье всем сторонникам перемен, но особенно тем, для кого это первый опыт самостоятельной,  предвыборной кампании».

Национальный Комитет ОДС имеет достаточный опыт создания подобного рода документов. Именно эксперты Нацкома разработали предвыборную платформу единого кандидата в президенты Александра Милинкевича. Тогда же была подготовлена и более развернутая программа «Стань хозяином своей страны», ряд положений которой, активно в последствии, использовала официальная пропаганда. В частности, кандидат в президенты Лукашенко использовал некоторые положения из этой программы в своей предвыборной агитации, например,   в вопросе решения демографической проблемы в Беларуси. С программой развития гродненского региона можно ознакомиться на сайте www.ucpb.org

I. Социально-экономический портрет Гродненской области

1. Люди

Гродненская область создана 20 сентября 1944 г. Сегодня она состоит из 17 районов, 14 городов, 18 поселков городского типа, 187 сельских советов и 4363 сельских населенных пунктов. На начало 2006 г. в области проживало 1123,5 тыс. человек. Городское население составляет 744,6 тысяч человек или 66,3%.

Мужское население области составляет 525,8 тыс. или 46,8%, женское – 597,7 тыс. (53,2%). В Гродненской области проживает 11,5% всех жителей Беларуси. С точки зрения возрастной структуры в регионе 12% населения моложе трудоспособного возраста и 11% трудоспособного возраста от общего количества данных групп по стране. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляет 659 тыс. человек. Экономически активное население составляет 487,4 тыс. Занятыми из них являются 478,5 тыс. человек. 121,3 тыс. работают в промышленности (25,3%), 76,5 тыс. – в сельском хозяйстве (16,4%), 3,2 тыс. – в лесном хозяйстве (0,7%), 34,9 тыс. в строительстве (7,3%), 23,3 тыс. – в транспорте (4,9%), 52,9 тыс. – в торговле и общественном питании (11%), 20,8 тыс. в жилищно-коммунальном хозяйстве (4,4%), 36,9 тыс. – в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении (7,7%), 54,4 тыс. в образовании (11,4%).

 Самые крупные населенные пункты – это Гродно (на начало 2006 г. 318,6 тыс. жителей), Лида (96,5 тыс.), Слоним (51,1 тыс.), Волковыск (46,5 тыс.), Сморгонь (36,7 тыс.) и Новогрудок (30,7 тыс.). Возрастная группа 0–15 лет составляет 195,7 тыс. человек, 16–29 лет – 231,7 тыс. человек, мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет – 256,1 тыс. чел.

 62,3% жителей Гродненской области – белорусы, 24,8% – поляки, 10,1% – русские, 1,8% – украинцы, 0,1% евреи, 0,9% – остальные национальности.

 В 2005 г. на 1000 населения приходилось 7,4 браков и 2,8 разводов. Средний  возраст вступления в первый брак составляет 25,5 лет для мужчин и 23,2 лет для женщин, в повторный брак – 40 лет для мужчин и 37,2 лет для женщин.

 С 1995 г. в Гродненской области происходит естественная убыль населения. В 2005 г. при рождении 8,9 человек на 1000 населения умерло 16 человек на 1000 населения. Чаще всего жители Гродненской области умирают от болезней системы кровообращения (879,8 случаев на 100 тыс. населения) и от новообразований (196,8). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67,7 лет: для мужчин – 61,5 лет, женщин – 74,5 года.

 На начало 2006 г. в Гродненской области проживало 316,7 тыс. пенсионеров. Из них 231 тыс. получает пенсию по возрасту (19,6 тыс. – пенсионеры с минимальной назначенной пенсией). Пенсионеров по инвалидности – 40,5 тыс. чел., по случаю потери кормильца – 19,2 тыс. чел. Социальные пенсии получают 6,6 тыс. чел., за выслугу лет – 2,1 тыс. чел. На одного пенсионера в экономике приходится 1,51 занятых.

2. Экономика, финансы, торговля

Предприятия области производят 8,3% республиканского объема промышленной продукции. Специализация региона – продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности. Гродненщина дает весь республиканский объем производства капролактама, синтетического аммиака, строительного стекла, 93% производимых в стране азотных удобрений, 95% картофелеуборочных машин, 85% тракторных сеялок, 82% жестких кожтоваров, 48% шифера, 47% цемента, 42% лакокрасочных материалов, 50% табачных изделий. При этом по азотным удобрениям, аммиаку синтетическому, химическим волокнам и нитям, цементу, строительному стеклу, сахару используются 100% производственных мощностей. Наименьший объем производственных мощностей используется при производстве сухих молочных смесей (15,8%), обуви (21,5%), ковров (12,3%) и шерстяных тканей (13%).

 В Гродненской области функционирует 294 промышленных предприятий. На них работает 111 тыс. человек. По итогам 2005 г. они получили Br 418,4 млрд. прибыли или в среднем около $660 тыс. на одно предприятия. Пищевая промышленность дает 29,5% от общего объема продукции промышленности области, химическая и нефтехимическая – 22,8%, машиностроение и металлообработка – 13,6%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – 6,9%, промышленность строительных материалов – 7,7%, электроэнергетика – 5,3%, легкая промышленность – 5,1%.

 Сельскохозяйственные земли занимают 51% территории области. Область производит 17,3% от республиканского объема продукции сельского хозяйства (данные по итогам 2005 г.). Регион дает 20,2% от валового сбора зерна, имеет 16,3% крупного рогатого скота страны, 21,9% свиней, 11,2% птицы. Гродненщина производит 12,5% всех яиц Беларуси.

 Посевные площади области составляют 801 тыс. гектаров. 343,9 тыс. га. Занимают зерновые и зернобобовые культуры. На кормовые культуры приходится 312,6 тыс. га. В 2005 г. в Гродненской области было получено 1296,9 тыс. т. зерновых и зернобобовых, 1341 тыс. т. картофеля, 245,6 тыс. т. овощей, 9,2 тыс. т. льноволокна, 1248 тыс. т. сахарной свеклы.

Промышленность Гродненской области, равно как и бюджетная политика региона во многом зависит от развития семи крупнейших предприятий области: ГРУПП «Гродноэнерго», ОАО «Гродно Азот», РПУП «Гродненская табачная фабрика «Неман», РУПП «Гроднооблгаз», РУП «Гродненский ликеро-водочный завод», ОАО «Красносельскстройматериалы» и Гродненский филиал РУП «Белтелеком». Они дают более 27% налоговых поступлений области. При этом для республиканского бюджета они дают 1,75% от общей суммы налоговых поступлений. Всего в список 170 крупнейших налогоплательщиков Беларуси входит 24 предприятия Гродненской области.

 Общие доходы бюджета Гродненской области в 2004 г. по средневзвешенному курсу доллара США к белорусскому рублю составили около $485 млн. В 2005 г. этот показатель увеличился до $555 млн. Ожидаемое исполнение доходной части бюджета Гродненской области в 2006 г. с учетом трансфертов из Центра составляет $630 млн. Доходы от уплаты подоходного налога составляет около 28% от налоговых доходов. Налоги на собственность формируют 12% от налоговых поступлений. Налоги на товары и услуги дают 39% налоговых доходов. Административные штрафы и экономические санкции составляют около $6 млн. и является жестким плановым показателем. Доля безвозмездных поступлений от других уровней государственного управления в Гродненской области составляет 42% от совокупных доходов области. Большая часть данных средств поступает через Фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц.

 Расходная часть бюджета Гродненской области в 2006 г. составляет около $630 млн. Расходы на содержание государственных органов общего назначения составляют 4% общих расходов. На поддержку национальной экономики области из бюджета тратится 8% общих расходов, на здравоохранение – 24%, образование – 35%, социальную политику (финансовая помощь, пенсии, молодежная политика, фонд содействия занятости) – 5,7%.

 На Гродненскую область приходится 10,7% инвестиций в основной капитал (2005 г.). Инвестиции в основной капитал в 2005 г. составили Br1,6 трлн. рублей. Из них инвестиции производственного назначения составили Br986,9 млрд. Объем подрядных работ составил Br749,3 млрд. Иностранные источники составили всего 1,7% от общего объема инвестиций в основной капитал. На конец 2005 г. в Гродненской области было 1973 объекта незавершенного строительства, 974 из них – производственного назначения. Строительство 409 объектов приостановлено или законсервировано.

В Гродненской области вводится в строй 11,7% всего жилья страны. В 2005 г. построено 443 тыс. м2 жилья общей площади, из них 314 тыс. – в городах. Жилищный фонд Гродненской области составляет 26,98 млн. м2 общей площади. В городах и поселках городского типа – 57,3% от общего количества жилья. На начало 2006 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 56,9 тыс. семей.

 В Гродненской области эксплуатируются 652 км ж/д путей. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 13,1 тыс. км, в том числе с твердым покрытием 11,6 тыс. км. В 2005 г. грузооборот автомобильного транспорта всех отраслей экономики составил 1713 млн. ткм.

Доля розничного товарооборота области в общереспубликанском составляет 11,7%, доля платных услуг населения – 8,5%. Объем розничного товарооборота Гродненской области в 2005 г. составил Br2,84 трлн. В систему розничной торговли входят 4474 организации. Торговая площадь магазинов на конец 2005 г. составила 338 тыс. м2.

 Объем платных услуг населению в 2005 г. составил Br579 млрд. Из них бытовые составляют 9,3%, транспортные – 12%, связи – 19,7%, ЖКУ – 38%, культуры – 1,3%, туристические – 0,5%, гостиниц – 0,9%, физической культуры и спорта – 0,4%, медицинские – 1,8%, образования – 6,4%, правового характера и банков – 1,3%.

 Прибыль всех организаций Гродненской области в 2005 г. составила Br504,7 млрд. Доля прибыли, полученная в промышленности, составляет 48%, в сельском хозяйстве – 29,7%, связи – 7,7%. 42,6% всей прибыли зарабатывают организации, расположенные в Гродно. Организации Гродненского района получают 10,1% прибыли области. Эти данные говорят о том, что большая часть экономической активности области концентрируется вокруг Гродно.

 Рентабельность реализованной продукции по Гродненской области в 2005 г. составила 10,3%, в том числе по промышленности – 10,6%, сельскому хозяйству – 12,3%, транспорту – 7,2%, связи – 51,1%, строительству – 10,7%, ЖКХ – 2,1%.

 Объем внешней торговли Гродненской области в 2005 г. составил $1536 млн. Из них экспорт товаров составил $931,9 млн., импорт – $604,1млн. Гродненская область имеет устойчивое положительное сальдо во внешней торговле. На Россию приходится 48,4% всего объема экспорта. Импорт из России – 29,5% от общего объема импорта. Доля экспорта в страны ЕС составляет 19,9%, импорта из ЕС – 47%. Экспорт в Польшу в 2005 г. составил 5,9% от общего объема экспорта товаров. Импорт из Польши составил 11,7% от общего объема импорта. Экспорт Гродненской области в США ($69,1млн. в 2005 г.) превышает экспорт в Польшу. Импорт из Германии ($88,2 млн. или 14,6%) – наибольший после России. С 2000 г. экспорт товаров в Россию в стоимостном выражении увеличился на 1,95 раз. За это же время импорт из России вырос на 16,4%. Экспорт в ЕС по сравнению с 2000 г. упал на 16,6%, импорт из ЕС вырос в 2,5 раза.

Инфраструктура образования, здравоохранения, культуры и спорта

В Гродненской области имеется 494 яслей и детских садов, 541 школа. В них среднее образование получает 149,7 тыс. человек. В 50 техникумах и профтехучилищах обучается 30,6 тыс. человек. В Гродненской области работает пять высших учебных заведений. В них учится 23,3 тыс. студентов.

 На Гродненщине функционирует 639 публичных библиотек, из которых 495 – в сельской местности. Библиотечный фонд составляет 9,4 млн. экземпляров, из них почти 5 млн. – в сельской местности. Инфраструктуру культуры и образования области дополняют 548 клубных учреждений, 15 музеев и три театра.

 Система здравоохранения Гродненской области – это 93 больничные организации. В них всего 13 тыс. коек или 115,5 коек на 10 тысяч человек. Число врачебно-амбулаторно-поликлинических организаций составляет 236. Данные заведения обслуживают 5643 врачей и 13391 среднего медперсонала.

 В области имеется также 34 санаторно-курортной организации, в которых имеется 5,3 тысячи койко-мест. Число баз отдыха и других организаций отдыха – 21.

 Спортивная инфраструктура области – это 2774 спортивных сооружений, из которых 20 стадионов с трибунами 1500 мест и более, 5 манежей, 118 стрелковых тиров, 472 спортивных зала и 29 плавательных бассейна.

3. Домашние хозяйства

В 2005 г. общие денежные доходы жителей Гродненской области составили Br4397 млрд. Оплата труда составляет 49,7% этой суммы, социальные трансферты – Br929 млрд. (21,1%), доходы от собственности – только 1,5%. «Доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и прочие поступления» (формулировка Минстата РБ) составили Br1217 или 27,7% от общего объема денежных доходов.

Денежные доходы на душу населения в Гродненской области в 2005 г. составили 3,89 млн. рублей или Br324 тысячи в месяц. Это на 1,5% ниже уровня денежных доходов в среднем по стране. Номинальная начисленная зарплата на Гродненщине в 2005 г. составила Br426 тыс. рублей. Это на 8,2% меньше, чем в среднем по стране. Средний размер начисленной месячной пенсии на конец 2005 г. составил Br201,5 тыс. Это на 4,5% меньше, чем в среднем по стране.

 По данным Минстата Беларуси 120,6 тысяч человек в Гродненской области имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. Это 10,5% от общей численности населения области.

 В 2005 г. домашние хозяйства Гродненской области декларировали наибольшие ежемесячные доходы от предпринимательской деятельности около $14,5. Они же имеют наибольший в стране доход от продажи с/х продукции около $8 в месяц. Около $29 дохода в месяц получают гродненские семьи от личного подсобного хозяйства. Домашние хозяйства Гродненщины получают самые маленькие дотации из всех регионов страны – всего $4 в месяц на семью. Это в 2,8 раз меньше, чем в Гомельской области.

 Денежные расходы и сбережения Гродненской области в 2005 г. составили Br4292 млрд. Из них на покупку товаров и услуг было потрачено Br3386 млрд. (78,9%), Оплата обязательных платежей и добровольных взносов составила Br681 млрд. (15,9%). На накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах было потрачено только Br230 млрд. (5,4%).
 
II. Специфика социально-экономического развития Гродненской области в период 1991–2006гг.

Угрозы для развития и роста

Проведение полноценной региональной политики в рамках существующей системы разделения властей крайне затруднено. Отношения между Центром и областями характеризуются бесспорной политической, экономической и финансовой доминированием Центра, лишением местных органов власти права самостоятельно распоряжаться основными ресурсами и активами области. Вертикаль исполнительной власти работает для реализации планов Центра, а не для актуализации и реализации интересов области.

С точки зрения бюджетных отношений каждая из областей находится в сильной финансовой зависимости от Центра. Трансферты из республиканских органов власти во многих областях являются самым крупным источником финансирования расходов на местном уровне. Отсутствие правовой, финансовой и административной самостоятельности области сильно затрудняет проведение адекватной региональной политики. В совокупности с институтом назначения глав местной вертикали, т.е. исключением жителей Гродненщины из процесса выбора своих руководителей, данный институциональный уклад является главной угрозой устойчивого развития области.

Власть сильно отдалена и отгорожена от людей. Она работает в ситуации отсутствия политической конкуренции, в режиме информационной изоляции от жителей области. В текущей ситуации местная номенклатура больше заинтересована в лоббировании своих интересов в Центре, чем в развитии предпринимательства и раскрепощении творческого потенциала жителей региона. Укоренение искаженной системы стимулов для органов власти и бизнеса – это вторая угроза устойчивого развития Гродненщины.

 Третья угроза вытекает из характера проводимой промышленной и инвестиционной политики. Область не смогла адаптироваться к существенным сдвигам в структуре рынков и содержании экономической политики стран Центральной Восточной Европы. Местная и республиканская номенклатура навязали, т.е. сохранили практически неизменной старую структуру производства и занятости. В ситуации разрушения единого экономического пространства внутри Беларуси, а также высокой вероятности ликвидации большого энергетического гранта от России, Гродненской области грозит атомизация, снижение конкурентоспособности ее производителей, стагнация творческого потенциала и снижение качества человеческого капитала. В такой ситуации молодые люди, не находя применение своим знаниям и умениям, склонны либо к миграции в Минск, либо к иммиграции за рубеж. Ухудшение качества человеческого капитала, «бегство мозгов и высокопрофессиональных рук» из Гродненской области – это очередная угроза для региона.

 Антипредпринимательское поведение местных органов власти, созданный с их непосредственным участием реакционный деловой климат, отсутствие прав собственности, чрезвычайно низкая эффективность системы защиты прав и интересов простого человека в судах, дискриминация коммерческих организаций частной собственности и пренебрежение интересами индивидуальных предпринимателей – это еще одна серьезная угроза для развития Гродненской области. Местные органы власти не сглаживают, а усугубляют антипредпринимательское поведение Центра.

 Еще одной угрозой на пути Гродненской области к процветанию является блокировка Центром выгодной для Гродненщины внешней политики. Для данного региона, как непосредственно соседствующего с Европейским Союзом, чрезвычайно важно развивать взаимовыгодные контакты с Польшей, Литвой и другими странами ЕС. Научным и образовательным центрам Гродненщины выгодно участвовать в проектах Евросоюза, работать по единым стандартам государств-участников Болонского процесса (он регулирует деятельность организаций высшего образования). В рамках программ ЕС Гродненщина могла бы получать десятки миллионов долларов на разного рода экологические проекты. Медицинским учреждениям области важно интегрироваться в европейскую систему оказания медицинских услуг и получить возможность оказывать медицинские услуги для граждан ЕС. Для жителей области важно иметь благоприятный визовый режим с соседями. Из-за игнорирования особых интересов региона визовый режим для имеющих тесные связи с Литвой и Польшей гродненцев ухудшился и может еще боле ухудшиться в 2007 году, тем более после вступления наших соседей в Шенгенскую зону. Рост объема упущенных возможностей по взаимодействию с ЕС, с коммерческими организациями Польши и Литвы – это еще одна угроза для устойчивого развития Гродненской области.

 Среди других угроз и вызовов для Гродненской области отметим следующие:

 возрастающее недоверие жителей области к местных органам власти;

 полный контроль Центра над крупнейшими предприятиями Гродненщины, лишение их правовой и финансовой самостоятельности;

 чрезмерная концентрация ресурсов и капитала в Гродно, увеличение рисков роста безработицы и бедности в регионах Гродненской области;

 угроза вымирания деревень, поселков и даже малых городов;

 расширение экономической деятельности в «сером» рынке, что ставит под угрозу наполнение бюджета и финансовую устойчивость пенсионной системы;

 существенное ухудшение демографической ситуации, старение населения и рост напряженности в системе социальной защиты и пенсионного обеспечения;

 неспособность местных органов власти эффективно управлять имуществом, которое находится в их распоряжении;

 неадекватное поведение местных органов власти по интеграции предприятий Гродненской области в производственные цепочки ведущих компаний Европы и мира;

 резкое ухудшение состояния предприятий легкой промышленности, в частности производителей обуви и тканей, а также предприятий электронной и машиностроительной промышленности.

Промышленность

Несмотря на приверженность правительства ярко выраженным социалистическим практикам, административному регулированию и централизованному планированию, адаптация экономики страны к рыночным условиям все равно происходит. Это заслуга людей, а не результат адекватной и взвешенной политики власти. При отсутствии реформ, блокировке приватизации и развития частного бизнеса, за 15 лет как в экономике Беларуси в целом, так и в структуре занятости Гродненской области произошли существенные изменения. Если в 1990 г. в промышленности было занято 1592,9 тыс. человек, то в начале 2006 г. – 1163 тыс. человек, т.е. на 430 тыс. человек меньше (27%). Резко сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 985,4 тыс. в 1990 году до 457,3 тыс. в начале 2006 г. (сокращение на 528,1тыс. или на 53,4%). Аналогичные тенденции имели место в строительстве (сокращение занятости на 231,8 тыс.) и транспорте (на 43,4 тыс. человек). Резко сократилось число занятых в науке и научном обслуживании: с 102,6 тыс. чел. в 1990 г. до 37,3 тыс. чел., т.е. на 64%.

Рост занятости произошел в следующих секторах: в свЯзи с 58,5 тыс. чел. в 1990 до 64,4 тыс. чел. в 2005 г., в торговле и общественном питании на 228,3 тыс. чел. (до 556,3 тыс.), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении на 59,7 тыс. (до 328 тыс. человек), в образовании на 22,9 тыс. (до 456,8 тыс. чел.), культуре на 14,4 тыс. чел. (до 71 тыс. чел.).

 В промышленности Гродненской области занято 10,4% от общего числа людей, занятых в этом секторе в целом по стране. С 1990 г. на Гродненщине доля занятых в данном секторе сократилась на 46,6 тыс., или на 28%. В сельском хозяйстве Гродненщины занято 16,7% от всех занятых в этом секторе в стране. С 1990 г. занятость здесь сократилась на 65,6 тыс. человек, или на 45,5%. Так же, как и в стране в целом, в Гродненской области выросла занятость в торговле (на 45,7% с 1990 по 2005 гг.), здравоохранении и социальном обеспечении (на 19,4%), образовании (на 8,1%).

 Это значит, что структура экономики и занятости Гродненской области, в основном, воспроизводит структуру занятости и экономики БССР советского образца. Предприятия Гродненщины лишены самостоятельности в выборе стратегии корпоративного развития. Подавляющее большинство из них включено в состав отраслевых концернов или напрямую подчинено министерствам, которые превратились в своеобразные холдинги по управлению активами десятков, а то и сотен предприятий. Власти области, тем более районов, не могут распоряжаться данными государственными активами, хотя они расположены на территории области. Около 70 крупных предприятий области лишены самостоятельности и выведены из-под подчинения и распоряжения местных органов власти. В этом список входят все крупнейшие налогоплательщики области. Власти Гродненщины лишены возможности проводить их реструктуризацию, а также привлекать иностранных инвесторов для технологической модернизации предприятия и адаптации структуры производства к новой ситуации на рынке страны и за рубежом.
Сохранение и развитие промышленного потенциала Гродненской области во многом было обеспечено за счет работы ОАО «Гродно Азот». Хотя данное предприятие не вышло на уровень физического производства азотных удобрений 1990 г., по итогам 2005 г. данный рубеж был практически достигнут (не хватило 8,8%). Тем не менее, с 1995 г. предприятие устойчиво увеличивало объем производства. Аналогичная ситуация наблюдается по синтетическому аммиаку. Такая работа предприятия стала возможной, в первую очередь, благодаря низкой цене российского газа, который «Азот» использует в качестве сырья. С другой стороны, административные приказы поставлять азотные удобрения на внутренний рынок страны по чрезмерно низким ценам, значительно утрудняет работу предприятия и превращение его в современную, прибыльную корпорацию.

По объемам физического выпуска ОАО «Гродно химволокно» продолжает работать примерно на уровне 1998–2000 г. Уровень производства синтетических смол, пластической массы и капролактама, жесткие административные ограничения со стороны правительства и отраслевого концерна не позволяют данному предприятию стать одним из региональных лидеров на пространстве Центральной и Восточной Европы.

 Гродненская область значительно растеряла свой производственный потенциал в сфере лакокрасочных материалов. С 1995 г. уровень производства товаров данной группы практически не меняется, оставаясь на уровне 18,3% от уровня 1990 г. При этом импорт данных товаров, а также спрос на них в Беларуси и в постсоциалистических странах, резко выросли. Опять же, издержки упущенных возможностей из-за отсутствия кооперации данного предприятия с иностранными инвесторами растут с каждым годом.

 На Гродненщине почти прекратилось производство литейных машин, радиоприемных устройств и обуви. Большие инвестиции предыдущих периодов в данном секторе практически заморожены. Пустующие площади могли бы быть использованы для производства продукции электронной, машиностроительной или легкой промышленности, если бы было принято решение о приватизации предприятий данных отраслей.

При этом наблюдается устойчивый рост по отдельным товарным позициям в секторе строительных материалов. По сравнению с 1990 г. физический объем производства цемента вырос на 67,7% (2005 г.), строительного стекла – на 24,8%. Одновременно объем производства строительного кирпича в 2005 г. составил всего 33,3% от уровня 1990 г., шифера – 26%. Очевидно, что предприятиям данного сектора нужна самостоятельность для быстрой адаптации к изменению спроса. Аналогичные предприятия в странах Центральной и Восточной Европы прошли через необходимую модернизацию и реструктуризацию, став частью региональных и международных производственных цепочек. Предприятия Гродненской области же при пассивной позиции местных властей не предпринимают усилий и не смогли подготовить адекватные предложения по приведению данного сектора к современным стандартам. Тот факт, что ОАО «Красносельскстройматериалы» в 2005–2006 гг. не был в состоянии удовлетворить спрос на свою продукцию, свидетельствует о неадекватной инвестиционной политике правител
ьства и отраслевого министерства. В результате блокировки приватизации и реструктуризации, цементный сектор Гродненщины не смог закрепиться на новых рынках и расширить свое присутствие на старых. В условиях строительного бума на территории  стран СНГ и ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) это можно считать большой инвестиционной ошибкой. Предприятия Гродненщины не сумели увеличить производство фанеры, значительно сократили производство пиломатериалов и древесностружечных плит.

 Гродненская область не сумела восстановить свои позиции одного из крупных производителей сельскохозяйственной техники. После потери советского рынка белорусские производители пытались самостоятельно наладить работу. ОАО «Лидаагропроммаш» продолжает оставаться большим производителем, но только в рамках страны. Сельское хозяйство регулярно получает существенные объемы бюджетной помощи. Производители с/х техники защищены от внешней конкуренции. Однако без партнерства с мировыми лидерами производства восстановить объемы производства начала 1990-х невозможно. Выход на рынок с новыми товарами (тракторные плуги, сеялки) позволяет занять определенную нишу на внутреннем рынке, но такая стратегия не в состоянии превратить гродненских производителей в региональных лидеров. Сегодня в Гродненской области производится меньше 1% от объема физического производства тракторных картофелесажалок, 1,5% – картофелеуборочных машин по сравнению с уровнем 1990 г. Тот факт, что за 15 лет белорусские производители с/х техники не сумел
и предложить потребителям современные, высокотехнологичные товары, говорит о том, что, во-первых, избранная модели поддержки отечественной науки неэффективна; во-вторых, отсутствует связь между научными исследованиями и производством в данном секторе; в-третьих, заблокировав участие иностранного капитала в реструктуризации промышленности, власти, в том числе местные, резко увеличили финансовые, материальные и социальные издержки проводимой инвестиционной и промышленной политики.

 Корпоративным успехом Гродненщины можно считать резкий рост производства чулочно-носочных изделий. Если в 1990 г. было произведено 7 тыс. пар, то в 2005 г. – 21613 тыс. Гродненские производители сумели сохранить и даже немного увеличить производство бумаги при сокращении физического объема картона (на 25% по сравнению с 1990 г., но мы фиксирует рост на 95,8% по сравнению с уровнем 1995 г.). Тот факт, что власти Беларуси работают над проектом по производству бумаги в Могилевской области, что гродненские власти не предложили вариантов удовлетворения спроса на данные товары за счет реструктуризации производственных мощностей своих предприятий, – свидетельствует об отсутствии четкого видения региональной политики у властей Гродно, а также о порочной практике проведения промышленной политики в рамках министерств и концернов.

Сельское хозяйство и производство продуктов питания

По белорусским стандартам, Гродненская область имеет хорошо развитое сельское хозяйство. Продукция Гродненщины составляет 17,3% от объема всего с/х производства страны (по итогам 2005 г.). По валовому сбору зерна область производит более 1/5 всего объема страны. Гродненская область дает 16,4% общереспубликанского сбора картофеля. По урожайности зерновых область лидирует в стране с показателем 38,3 ц/га. Регион лидирует по урожайности рапса (18,2 ц/га), сахарной свеклы (405 ц/га), картофеля (207 ц/га). Гродненщина – на втором месте в стране по урожайности овощей – 211 ц/га (после Могилевщины – 237 ц/га).

 Регион имеет хороший потенциал для развития животноводства. По удою молока от одной коровы область занимает второе место в стране – 3918 кг в среднем за год (в Минской области – 4128 кг).

 В области существует потенциал для переработки с/х продукции и производства продуктов питания. Тем не менее, по многим товарным позициям область еще не вышла на уровень физического производства 1990 г. Так, в 2005 г. область произвела 96,8 тыс. тонн мяса, что на 36,5% меньше, чем в 1990 г., но 41% больше, чем в 1995 г. Аналогичная тенденция наблюдается по молочной продукции. Одновременно существенно выросло производство колбасных изделий. Уровень 1990 г. был превзойден на 87,4%. при этом доля Гродненской области в производстве товаров данной группы в целом по стране увеличилась с 10,2% в 1990 г. до 16,2% в 2005 г.

По сравнению с 1990 г. производство жирных сыров увеличилось в 2,6 раза. По данной товарной позиции Гродненщина увеличила свою долю в производстве страны с 11,5% в 1990 г. до 23,7% в 2005 г. Область сумела также наладить производство растительного масла и в 3,9 раза увеличить физический объем производства сахара.

 Товарным лидером по темпам роста физического производства области является водка и ликеро-водочные изделия. Если в 1990 г. в области было произведено только 6 тыс. декалитров, то в 2005 г. уже 604 тыс. декалитров, т.е. более чем в 100 раз больше. При этом общее производство водки и ликеро-водочной продукции в стране за этот период осталось на одном уровне (8746 тыс. дал. в 2005 г.) Это значит, что доля производителей Гродненской области в общем объеме производства увеличилась с 0,07% до 6,9%.

 В регионе наметилась устойчивая тенденция по производству хлеба и хлебобулочных изделий (падение физического объема с 1990 по 2005 г. на 58%), кондитерских изделий (на 34,5%), безалкогольных напитков (на 52,6%), крахмала (на 76%). За 15 лет в области, за исключением растительного масла, не появилось ни одного нового производства, которое бы имело существенный эффект в плане занятости, показателей валового объема производства, экспорта или объема налоговых поступлений. Власти области, в рамках согласованной политики с центром, практически законсервировали структуру производства, заблокировав реализацию новых проектов. Область продолжает работать с ориентацией на те же рынки, что и 15 лет назад, игнорируя фундаментальные геополитические, институциональные и экономические изменения, произошедшие в нашем регионе за последние 15 лет.

III. Основные положения Программы регионального развития и роста

Требования к республиканским органам власти

1. Отмена административных барьеров, квот и любых других мер нетарифного регулирования внутри страны, включая ограничения по госзакупкам, внутри страны с целью воссоздания полноценного единого экономического пространства внутри Беларуси.

2. Либерализация цен с целью адаптации коммерческих организаций к реально существующим условиям хозяйственной деятельности;

3. Передача предприятий республиканской собственности, находящихся на территории области, на баланс местных органов власти.

4. Предоставление хозяйственной независимости предприятиям реального сектора, их выход из концернов и из-под подчинения министерств.

5. Предоставление права предприятиям и местным органам власти принимать самостоятельные решения по реструктуризации предприятий в рамках существующей структуры собственности, в том числе по передаче  местным органам объектов и активов, не имеющих прямого отношения к производственной деятельности.

6. Перераспределение доходов бюджета между Центром и областью в следующем порядке. В бюджет области поступает 1) 50% НДС, получаемого от субъектов хозяйствования области; 2) 40% акцизов; 3) единый налог с предпринимателей; 4) налог на недвижимость и землю; 4) подоходный налог с граждан; 5) 100% налога с продаж. Реформа бюджетных отношений по линии «Центр – регион» позволит местным органам власти самостоятельно финансировать школы, больницы, милицию и развитие местной инфраструктуры. При этом у местной власти будет сильный стимул развивать предпринимательство и расширять налоговую базу области.

7. Четкое разграничение сферы полномочий республиканских и местных органов власти, источников финансирования и механизмов взаимодействия местных и республиканских органов власти.

8. Укрепление независимости судебной власти, ее материальной базы, в том числе ликвидация инструментов давления на судебную власть со стороны местной и республиканской властей.

9. Ускорение процесса приватизации, упрощение порядка ее проведения, зачисление 30% средств от приватизации в местный бюджет, 30% – в республиканских бюджет, 40% – в пенсионный фонд. По объектам коммунальной собственности 70% полученных средств зачисляется в местный бюджет, 30% – в пенсионный фонд.

10.  Ускорение переговоров по вступлению Беларуси в ВТО.

11.  Реализация системной программы по созданию зоны свободной торговли с ЕС и развитию особых отношений с Польшей и Литвой в рамках программ ЕС по трансграничному сотрудничеству.

12.  Адаптация национальной системы образования и присоединение страны к Болонскому процессу.

13.  Интенсификация переговоров по реализации совместных коммерческих проектов, создания совместных предприятия или продажи стратегическим инвесторам на базе следующих предприятий Гродненской области: ОАО «Гродно Азот», РПУП «Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Белкард», ОАО «Лидаагропроммаш», УДП «Слонимский винодельческий завод», ОАО «Волковысский мясокомбинат», ЛРСУП «Можейково», ОАО «Гродно химволокно», ОАО «Лидское пиво», ОАО «Лакокраска», РУПП стеклозавод «Неман», ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Скидельский сахарный комбинат», ОАО «Беллакт». В случае привлечения стратегических инвесторов до 10% акций данных предприятий передается их трудовым коллективам, 5% акций поступает в пенсионный фонд.

14.  Принятие адекватной законодательной базы для развития полноценного рынка земли и продажи земли вместе с объектами недвижимости.

15.  Интенсификация деятельности по созданию современного, соответствующего требованиям Европейского Союза фондового рынка, активизация работы по привлечению портфельных инвестиций.

Программа действий областных органов власти

1. Отмена административных ограничений на свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы в рамках Гродненской области.

2. Разработка областного механизма адресной социальной помощи тем гражданам, которые потенциально могут попасть в зону имущественно риска (безработные, многодетные семьи, инвалиды), мониторинг программ оказания социальной помощи, партнерство областных властей с гражданским обществом и религиозными организациями.

3. Перевод натуральных льгот, предоставляемых областными и районными органами власти в денежную форму.

4. Полная приватизация объектов розничной торговли, сферы бытовых услуг, а также других объектов, находящихся на балансе областных и районных органов власти.

5. Привлечение стратегических инвесторов в производство чулочно-носочных изделий с целью закрепления позитивного опыта развития данного сектора. До 10% акций передается трудовым коллективам.

6. Привлечение стратегических инвесторов в производство бумаги и картона. Проведение переговоров с Центром с целью консолидации ресурсов на развитие производства в Гродненской области вместо создания новых предприятий в других регионах страны.

7. Привлечение стратегических инвесторов на предприятия мясной и молочной промышленности с целью закрепления позитивных тенденций их развития. До 10% акций передается трудовым коллективам.

8. Выход органов исполнительной власти из состава учредителей всех коммерческих структур. Передача права собственности от имени местных органов власти области специальному Агентству по имуществу Гродненской области. Введение запрета на совмещение административной деятельности в рамках органов госуправления с коммерческой деятельностью в реальном секторе экономики.

9. Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Публикация в СМИ и в Интернете отчетов о реализованных инвестиционных проектах, включая оценку эффективности по каждому из них.

10.  Проведение оценки потерь местного бюджета от недополученных доходов, в том числе с учетом инфляции по дебиторской задолженности, по объектам недвижимости, находящимся на балансе органов исполнительной власти и по иным активам, которыми владеют или распоряжаются органы исполнительной власти Гродненской области.

11.  Разработка и принятие критериев эффективности местной власти по следующим блокам: 1) экономический рост и эффективность управления бюджетными средствами; 2) строительство и ЖКХ; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт.

12.  Введение нормы обязательной публикации в СМИ и на сайтах органов исполнительной власти результатов коммерческой деятельности предприятий, акциями которых владеют местные органы власти.

13.  Создание Общественной палаты Гродненской области, в которую должны входить представители ведущих неправительственных организаций и структур, а также авторитетные в регионе представители науки, образования, правозащитного движения, молодежных, женских организаций, культурных и гражданских центров. Представители Общественной палаты должны войти в качестве наблюдателей в совет директоров предприятий, акциями которых владеют органы власти Гродненской области.

14.  Обязательная публикация стенограмм заседаний всех органов исполнительной власти, встреч с избирателями, проведения тендеров и аукционов по госзакупкам.

15.  Закрепление на законодательном уровне права каждого жителя Гродненской области беспрепятственно получать доступ к любой информации, касающиеся экономической деятельности органов управления областью.

16.  Сокращение аппарата исполнительных органов власти на 35% за счет ликвидации должностей, которые занимаются административных регулированием коммерческой деятельности и заняты в многочисленных контрольных службах и ведомствах.

17.  Принятие и финансирование программ «личная и общественная гигиена», наведение порядка в общественных местах, в школах, в общественных зданиях.

18.  Аренда и продажа земли для организации сети обслуживания транзитных транспортных и туристических потоков вдоль основных автомобильных трасс области.

19.  Реализация совместных программ с Польшей и Литвой по приграничному сотрудничеству, в том числе по развитию инфраструктуры, экологическому туризму; включение научно-исследовательских институтов Гродненщины в программы и механизмы научных исследований и образовательных программ Европейского Союза.

20.  Полная интернетизация всех домов культуры и школ области. При отсутствии дома культуры в населенном пункте доступ к интернету организуется на почтовом отделении связи.

21.  Предоставление автономии высшим учебным заведениям с четким определением обязанностей вузов с одной стороны, республиканских и местных органов власти с другой.

Десять фундаментов для гибкого рынка труда и создания новых рабочих мест

Особое место в Программе регионального развития и роста занимает политика занятости. В ней переплетаются экономические, демографические и социальные аспекты. Создание гибкого мобильного рынка труда области, стимулов для включения в рабочую силу женщин, пожилых людей и молодежи, для самозанятости является самым крупным вызовом для местных и республиканских органов власти. Их совместная деятельность должна быть направлена на создание десяти фундаментов цивилизованного рынка труда.

1) Макроэкономическая стабильность: низкая инфляция, сбалансированная бюджетная политика, развитый финансовый рынок, которые создает доступ к дешевому долгосрочному кредитованию, в том числе ипотечному.

2) Повышение размера пособий по безработице (до 60% от зарплаты на последнем месте занятости) при одновременном снятии ограничений с предприятий по увольнению и проведению реструктуризации. Пособие должно выплачиваться в течение 3-х месяцев. Если безработный доказывает факт активного поиска работы, выплата пособия в размере 40% от уровня ЗП на последней работе продлевается еще на 3 месяца.

3) Отмена всех ограничений по найму, связанных с местом жительства. Создание четких механизмов наказания руководителей государственных предприятий и учреждений за нарушение данной нормы.

4) Предоставление бюджетной помощи (образовательных грантов) безработным для переквалификации и получения новых навыков и знаний, необходимых для поиска работы.

5) Принятие гибкого режима труда для женщин, многодетных семей, молодежи вкупе с увеличением пособия по уходу за ребенком до $50 в месяц в течение 24 месяцев после его рождения.

6) Снятие ограничений на занятость пенсионеров, выработка системы стимулов для более позднего выхода на пенсию.

7) Снижение налога на фонд зарплаты для легализации так называемых доходов в конвертах и улучшение корпоративных практик.

8) Создание возможностей для работников разных сфер и уровней подготовки учиться на протяжении всей рабочей карьеры, в том числе обязательный, полностью оплачиваемый образовательный 12-месячный отпуск после 7 лет работы на одном месте (учебном, лечебном или научно-исследовательском заведении).

9) Стимулирование инвестиций предприятий в человеческий капитал, включение в производственные затраты всех затрат, связанных с обучением, повышением квалификации работающих.

10)  Ликвидация порочных практик административного, политического определения органами местной или республиканской власти инвестиционных приоритетов с последующим перераспределением ресурсов через бюджет. Такое поведение резко увеличивает опасность структурных искажений, долгосрочной безработицы. В долгосрочной перспективе оно ставит под угрозу существование малых населенных пунктов и даже городов.

Научно-исследовательский центр Мизеса
АЦ «Стратегия»
Национальный комитет Объединенных демократических сил

Руководитель проекта:
 
Ярослав Романчук, руководитель НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия»,
зам. председателя Объединенной гражданской партии

Контактная информация:

e-mail:
Сайты:
www.ucpb.org



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме