12:36 21.11.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Потребители запутались в правах

10:53, 21 Ноября | Сергей Иванов,

Общественная организация "Минское общество потребителей" оказалась в неладах с законом. По крайней мере, так думают в другой поставленной радеть за наши с вами права структуре — Комитете государственного контроля. Поводом стали семинары "Потребительская грамотность", организованные Минским обществом потребителей. Просвещая "проштрафившихся" должностных лиц субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей, общество само попало в правовую ловушку. Как говорится, судьба не лишена иронии.

Надо сказать, что общества потребителей наводят страх на многих белорусских предпринимателей. В принципе это те же проверяющие, как и санстанция, налоговая и так далее. Разница лишь в том, что сами наказывать они не могут, но создать проблемы в случае выявления нарушений, конечно, им вполне по силам. Его представителей трудно назвать желанными гостями в любой коммерческой структуре. Причин тому можно назвать две. Во-первых, соблюдать права потребителей зачастую финансово накладно и морально тяжело. Во-вторых, наши отдельные права равносильны разорению для некоторых, особенно начинающих фирм по объективным условиям. То, что мы далеко не всегда знаем и требуем применения на практике своих прав, — другой вопрос. На бумаге же прав у нас не меньше, чем в странах развитого капитализма.

Так что задачи у "МОП" благородные. Общество занимается воплощением в реале Закона "О защите прав потребителей". Также оно причастно к проведению в жизнь поручения Мингорисполкома "О создании системы по защите прав потребителей города Минска".

В этих целях общество организовало проведение курсов "Потребительская грамотность". Проходят их (предложение, от которого трудно отказаться) должностные лица субъектов хозяйствования и индивидуальные предприниматели. Не все, а те, которые допустили нарушения требований Закона "О защите прав потребителей". Нечто подобное есть при центрах предпринимательской деятельности. То есть вместе с наказанием коммерсантов отправляют еще и на воспитание. Насколько полезен этот правовой ликбез, судить сложно.

Однако такие семинары не бесплатны, как и оказание во многих случаях правовой помощи потребителям. Например, составление претензий обманутого потребителя, представление его интересов во время суда и так далее. Обратившийся в "МОП" обманутый или оскорбленный, как ему кажется, потребитель должен выложить определенную сумму. Правда, как утверждают в обществе, эта сумма раза в три-четыре меньше, чем если бы он обратился к адвокату. А, как известно, далеко не все наши граждане могут позволить себе профессионального адвоката.

При этом в организации отмечают, что прибыли от своей деятельности не получают, а покрывают лишь фактические расходы.

Справедливости ради стоит отметить, что не все услуги общества являются платными. Так, его юристы осуществляют бесплатные досудебные консультации по телефону "Горячая линия".

Однако некоторые чиновники посчитали, что платные услуги "Минского общества потребителей" являются завуалированной формой предпринимательской деятельности. В общем-то, здесь есть рациональное зерно, поскольку общественная деятельность как-то мало ассоциируется с получением зарплаты. Согласно же белорусскому законодательству общественные объединения могут осуществлять коммерческую деятельность только в уставных целях и "только посредством образования
коммерческих организаций и (или) участия в них". Последние сроки создания таких коммерческих организаций истекли согласно закону 20 октября. Таким образом, ОО "МОП", как и некоторые другие одобренные властями защитники прав, оказалась в затруднительной ситуации, по сути, в подвешенном состоянии. И теперь они сами нуждаются в защите.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме