15:36 10.11.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Не просто пожарная команда <br> Исполнилось 15 лет правительству Егора Гайдара

14:02, 10 Ноября | Андрей Нечаев,

На протяжении многих лет после начала экономических реформ в России мне задают два основных вопроса о том времени: каковы главные достижения и ошибки правительства Гайдара и можно ли было все сделать иначе?

Для того, чтобы непредвзято оценить действия и результаты первого после распада СССР российского правительства, нужно понять, в каких условиях начиналась его деятельность. А стартовая база была не просто сложной - она была близка к катастрофе. Подробный фактологический анализ ситуации, предшествовавшей приходу к власти "правительства реформ", дан в недавно опубликованной книге Егора Гайдара "Гибель империи". Поэтому ограничусь отдельными примерами, оставшимися в памяти наиболее ярко.

В режиме ЧП

Как бы болезненно мы ни относились к развалу СССР, он свершился. Для России, как и для других советских республик, это фактически означало отсутствие основных государственных институтов, ранее сосредоточенных в союзном центре. Объявить себя официальным преемником СССР и реально стать им - совсем не одно и то же. В конце 1991 года в России фактически не было Центрального банка, государственная казна пополнялась почти исключительно за счет печатания денег, границы были полностью открыты, так как российскую пограничную и таможенную службы только предстояло создать, государственные запасы продовольствия не обеспечивали снабжение даже крупных городов, торговля была парализована тотальным товарным дефицитом. Западные кредиты, благодаря использованию которых в 1990-1991 годах в страну поступали хотя бы какие-то объемы зерна и продовольствия, были заморожены. Одним словом, апокалиптические предсказания отечественных и зарубежных средств массовой информации того, что зимой 1991-1992 годов Россию ждут голод, холодные квартиры, почти полная остановка транспорта и паралич производства, были не так далеки от истины.

Не стоит забывать, что на территории России оставалась подавляющая часть ядерного арсенала бывшего СССР. Даже страшно представить себе последствия попадания ядерного оружия в руки авантюристов. А в ситуации полуголодной, почти неконтролируемой армии это было вполне реально.

Чтобы не быть голословным, приведу лишь два примера. Я был назначен заместителем председателя валютно-экономической комиссии правительства, задачей которой было использование имеющейся и поступавшей в страну валюты. Проведенный анализ положения дел в этой сфере поверг нас в шок. Золотой запас страны по сравнению со средним уровнем второй половины 80-х сократился втрое. Внешэкономбанк СССР - главный банк, обслуживавший внешнеэкономическую деятельность, - де-факто был банкротом. На его счетах в распоряжении правительства оставалось около 25 миллионов долларов. Сегодня такая сумма по силам даже среднему российскому банку. Валютные средства предприятий и граждан, хранившиеся в ВЭБе, были растрачены правительствами Рыжкова и Павлова в бесплодных попытках преодолеть дефицит на потребительском рынке, ничего не меняя в экономической политике по существу. Замечу, что близкая ситуация была и со вкладами населения в Сбербанке, обесценение которых ставится в упрек правительству Гайдара. Приходилось делить почти каждый поступавший доллар. Ведь отказаться, например, от импорта инсулина означало обречь диабетиков на смерть.

Позволю себе и еще одну иллюстрацию. Вскоре после нашего назначения в правительство обратилась администрация Санкт-Петербурга с предупреждением: запасов муки хватит на одну-две недели, а кормового зерна - на три дня. Петербург снабжался мясом в основном за счет птицеводческих хозяйств, которые базировались на импортных кормах. Напомню, что поставки зерна в счет кредитов были практически заморожены. Мне было поручено провести совещание и найти решение. Так вот, идет совещание, все высказываются. Ситуация кажется тупиковой. Помню, в какой-то момент поймал себя на малодушной мысли, что мне хочется встать, извиниться, выйти из бывшего зала заседаний политбюро, вообще уехать со Старой площади и больше никогда туда не возвращаться. Решение все-таки было найдено. Мне, еще несколько дней назад академическому ученому, пришлось под свою ответственность заворачивать на Петербург корабли с остатками зерна, открывать госрезервы, искать другие источники. Угрозу голода в Петербурге мы тогда сняли. Но это было частное решение. Нужно было запустить универсальный механизм снабжения населения, в первую очередь городов.

Баночки с аджикой

Правительство пошло по пути максимальной либерализации экономики, начиная с освобождения основных розничных цен и кончая свободой торговли, либерализацией хозяйственных связей, включая внешнеэкономические. Мы верили, что именно экономическая свобода, а не тотальный государственный контроль в виде карточек и комиссаров на заводах (а были и такие предложения), позволит быстро мобилизовать ресурсы и насытить рынок.

Замечу, что эти решения диктовались не только и не столько прописными истинами теории рыночного хозяйства. Они были следствием реального экономического положения в стране.

Сколько упреков нам пришлось услышать в связи с либерализацией цен! Теоретики от экономики утверждали и утверждают, что ей должна была предшествовать приватизация и демонополизация экономики. Абстрактно, не вдаваясь в академические дискуссии, готов с ними согласиться. Только эти процессы занимают годы. Демонополизацией российской экономики мы не можем похвалиться и сейчас, по прошествии 15 лет. А к зиме 91-го ситуация была вполне конкретная. Оптовые цены либерализованы за малым исключением еще правительством Павлова. Формально государственные предприятия де-факто никому не подчинялись. Денежные доходы вышли из-под контроля. Государственных ресурсов для насыщения рынка не было. В такой ситуации пытаться сохранять контроль даже над частью розничных цен - занятие бессмысленное. Этот путь вел к тотальному дефициту. Я помню, как на следующий день после своего назначения зашел в огромный гастроном возле моего дома. Картина сюрреалистическая: все полки забиты баночками с аджикой. Больше там не было ничего, даже хлеба. Такова была оборотная сторона попытки контроля над розничными ценами.

Этот пример очень показателен и с точки зрения ответа на вопрос о другом пути. В 1986 и даже в 1989 году, когда экономика еще не была развалена, а государственная машина с грехом пополам работала, реформы могли быть менее радикальными, а главное, менее болезненными. В конце 1991 года, когда и экономика, и государственные институты фактически были в состоянии коллапса, говорить о китайском, чешском и прочих "постепенных" вариантах стало уже поздно.

Скорейший запуск рыночных механизмов позволил уже через несколько месяцев снять с повестки дня вопрос о голоде и холоде, избавить людей от унизительного ожидания в многочасовых очередях и битв за кусок хлеба или низкокачественной колбасы. И это, пожалуй, главное достижение правительства Гайдара наряду с отведением угрозы неконтролируемого расползания ядерного оружия.

Большое видится на расстоянии

Правительству удалось в экономическом плане организовать цивилизованный развод с другими советскими республиками после роспуска СССР. Если бы не это, неизвестно, произошел бы этот развод бескровно или нам пришлось бы повторить судьбу Югославии.

Не будем забывать, что после развала СССР резко усилились сепаратистские настроения внутри самой России. Угроза ее распада была абсолютно реальной - поверьте здесь на слово человеку, которому пришлось провести не один десяток часов в переговорах с руководителями российских республик и областей, претендовавших на особое положение внутри России или даже на выход из ее состава.

Согласитесь, только этого перечня ликвидированных глобальных угроз достаточно, чтобы не бросать камни в то правительство. Но, к счастью, нам удалось быть не просто пожарной командой, но и поработать на будущее.

В результате проведенных правительством Гайдара реформ были заложены основы цивилизованного рыночного хозяйства. Экономика России стала жить по нормальным экономическим законам, а не по политико-экономическим представлениям Госплана, Госснаба и политбюро ЦК КПСС. Экономика стала ориентироваться на человека, на потребителя, на его спрос. Несмотря на семьдесят лет борьбы с предпринимательским духом, удалось разбудить экономическую инициативу людей, и у нас возник, пусть с большими изъянами и издержками, реальный слой предпринимателей. Люди стали понимать, что надо не только надеяться на государство, но и самим нести ответственность за себя, за свою семью. Мы начали переход к принципиально иной инвестиционной политике. Смысл ее состоял в государственном стимулировании частных инвестиций. Была разработана и реализована новая налоговая политика.

В наших среднесрочных планах было многое из того, что делает, к сожалению, крайне медленно нынешнее правительство: дебюрократизация и демонополизация экономики, пенсионная и военная реформы, реформирование естественных монополий, адресная социальная поддержка малоимущих. Увы, планам этим тогда не суждено было реализоваться. Страна фактически потеряла десяток лет. Мне жаль.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме