11:48 26.10.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Политический треугольник

10:32, 26 Октября | Анатолий Лебедько,

По осени акции оппонентов белорусского режима подросли в цене. Особенно на политической бирже “Красного дома”, что в Минске по ул.К.Маркса, 38, и официальной Москвы. Услышав подобное, многие как минимум удивленно пожмут плечами. Ведь в прессе, куда ни шагни, наступишь на формулировки типа “кризис оппозиции”. Но как ни странно, сам факт дискуссии в среде оппонентов власти и ощущение, что коалиционный кафтан, сшитый из лоскутов разного цвета и прочности, начинает расползаться по швам, привлекает к оппозиции потенциальных политтехнологов и покупателей из коридоров белорусской власти и Кремля. С другой стороны, прогрессирующий кризис во взаимоотношениях Москвы и Минска налицо. Это уже не размолвка, а явные признаки бракоразводного процесса начальной стадии. И он стимулирует внимание и тех и других к структурам политической оппозиции в Беларуси. То, что не представляло интереса в условиях взаимной терпимости, приобретает значимость в ситуации разбухающего конфликта. Появляется перспектива, в которой видны очертания политического треугольника, которого не было и быть не могло на протяжении последних 12 лет.

Итак, Россия... Москва, как и Брюссель, до недавнего времени не имела ясной стратегии и четкого плана действий по Беларуси. Оказалось, что перестроиться и свернуть с привычного, накатанного уровня белорусско-российских отношений не так-то просто. Да, за эти годы случалось разное. Но все это в мелочах и деталях. Самым значимым событием была смена периода железобетонной поддержки Россией белорусского правителя этапом “Лукашенко — сукин сын, но наш сукин сын”. Однако все эти годы Москва никогда не позволяла себе переходить черту, за которой начинаются реальные угрозы для белорусского режима. “Красный дом” не только аппетитно сосал нефть, газ из почти дармового энергетического вымени России, но и неплохо зарабатывал на перепродаже готовых нефтепродуктов, а также на озоновых дырах единого таможенного пространства, на бесплатных адвокатских услугах россиян в международных организациях. Что позволяла себе Москва, так это легкий флирт с некоторыми белорусскими оппозиционерами. Что надо воспринимать как не больше чем эсэмэс-послание с запахом намека, что ничто не вечно под луной.

Нынче, однако, другие времена. Не получив гарантий равноправия в борьбе за шапку Мономаха, белорусский правитель не захотел уходить из публичной политики в тихое небытие через черный ход истории. Его решительное “нет” Москве — это совершенно новое качество ситуации. Во многом непредсказуемое, но, безусловно, расширяющее политическое пространство, в последнее время скукожившееся до размеров кабинета белорусского правителя.

Способна ли Россия в ближайшей перспективе заменить Лукашенко? Нет. И на это есть как минимум три причины. Для действий с серьезными последствиями отсутствует инфраструктура в виде политических организаций, на которые Россия могла бы опереться в Беларуси. Без этого даже дворцовые перевороты рискованно проводить. Белорусская номенклатура не представляет единого целого, и при отсутствии беларус-баши вся вертикаль громыхнется, как Вавилонская башня. К тому же в самостоятельные игры в масштабах всей страны в окружении Лукашенко никто никогда не играл. Все ограничивалось мелкими интригами при дворе.

Не представляет былой мощи Россия и на информационном пространстве Беларуси. Ее возможности по продвижению необходимой информации ограничены и уязвимы. Российские телеканалы пропустили через операционную “Красного дома”. У них удалили информационные и общественно-политические передачи, вживив местный суррогат. Так что возможности воздействия на умы и настроения граждан Беларуси у Российской Федерации минимальны.

Есть и еще одна проблема. Москва политическая инвестировала не один миллиард в создание мифа о славном чудо-богатыре из-под Шклова. Общественное мнение в России в своем большинстве симпатизирует Лукашенко и даже готово отдать за него свой голос на гипотетических выборах главы Союзного государства. По крайней мере, об этом свидетельствуют опросы слушателей радио “Эхо Москвы”. С Саакашвили все предельно просто. Он враг и таковым воспринимается общественным мнением России. А поэтому бороться с ним не сложно. Другое дело Лукашенко. Он свой в доску. Это ребенок, усыновленный и вскормленный Кремлем. Родители, как правило, любят свое чадо, даже если оно совершает преступления. В России накоплен богатый опыт борьбы с живыми людьми, но там не знают, как бороться с мифами.

Свою политическую слабость Москва может компенсировать воздействиями экономического характера. Поставить белорусского правителя в позу, вызывающую разве что сочувствие, посредством экономической удавки — вещь реальная, но требующая времени и усилий. Параллельно Кремль организует политический кастинг и займется поиском нового фаворита. В запросах будет фигурировать скорее всего некий монумент, повернутый головой на восток. Родом из номенклатуры, этакая разновидность Лукашенко, вывернутого наизнанку. Также следует ожидать, что Москва начнет инвестировать в политическую инфраструктуру и напрямую работать с неправительственными организациями и политическими партиями.

Следующий субъект треугольника — это “Красный дом”. Риторика в духе “так называемая оппозиция” пока еще сохраняется. Но вместе с тем появляется спрос на проект “конструктивной оппозиции”. Если Россия серьезно задействует инструменты экономического воздействия, то войну на два фронта “Красному дому” не вытянуть. Надо будет попытаться получить хотя бы временное перемирие на западном направлении. Но Европа выдвинет ряд условий. И одно из них — это либерализация политического климата в стране. И здесь без проекта “конструктивной оппозиции” не обойтись. Как инструмента шантажа Москвы и прожекта потемкинской новостройки для доверчивых европейцев.

Можно предположить, что в ближайшее время словосочетание “конструктивная оппозиция” станет достаточно популярным в государственных СМИ и в риторике высокопоставленных персон. Политтехнологи от власти попробуют вывести из летаргического двенадцатилетнего сна какую-нибудь политическую партию. Возможно, на информационную орбиту запустят кого-то с имиджем оппозиционера, который будет беспощадно критиковать недавних братьев и сестер по демократическому цеху и ненавистных бояр, пригревшихся в окружении “народного царя”. “Конструктивным оппозиционерам” позволят зайти в местную власть, выдав пропуск в виде мандата депутата Минского горсовета. В зависимости от их коэффициента полезного служения власти перед ними будет маячить морковка в виде депутатства в Палате в 2008 году.

Каково место в конфигурации политического треугольника оппонентов белорусской власти? Очевидно, что этот вопрос не проработан и не является частью стратегии и плана действий объединенных демократических сил. А пока это сохраняется, сторонники перемен в Беларуси будут самым слабым звеном в любой политической конфигурации.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме