15:14 23.10.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

«Решение судьбы ребенка не должно быть отдано на откуп чиновникам…»

13:27, 23 Октября | Галина Леонова, юрист, бывший консультант в UNISEF в Минске,

Ровно месяц остается до международного Дня прав ребенка, который по инициативе Франции (начиная с 1996 года), 20 ноября отмечают государства-участники Конвенции о правах ребенка. Из этого следует, что скоро по заведенной в нашей стране «традиции» (как и в преддверии ежегодного празднования 1 июня Дня защиты детей), уполномоченные властью представители госструктур на страницах официальных средств массовой информации выдадут солидный перечень «добрых дел» и реализованных намерений, осуществленных на благо всех детей за прошедший год. Предполагается, что это должно наглядно свидетельствовать о том, как действующая власть, заботясь о подрастающем поколении, «думает» о будущем страны.

Предвосхищая события и не рискуя ввести в заблуждение добропорядочных граждан, можно уже сейчас с уверенностью говорить, что это будут «вариации на тему», а, по сути — отчеты соответствующих субъектов (органов управления и госучреждений) о проделанной за соответствующий период работе по выполнению мероприятий, утвержденных в рамках президентской программы «Дети Беларуси» и запланированных на период до 2010 г. И можно не сомневаться, что с точки зрения любого гражданина, не «обремененного» мыслями о существующих в нашей стране проблемах, связанных с реальным положением детей «вообще» и каждого конкретного ребенка, в частности, все будет выглядеть вполне пристойно, если бы не одно «но»… Попробуем внести ясность.

Можно сколь угодно долго «гордо» заявлять на весь мир и пытаться, играя на патриотических чувствах обывателя, убеждать всех и вся, что мы никому не позволим диктовать нам, как жить, и, тем более, вмешиваться во внутренние дела нашего молодого суверенного государства. Кто бы сомневался, что действующей власти вполне комфортно самой себе ставить задачи, а затем рапортовать о своих «достижениях». Но, «внутренним делом» можно объявлять все, что угодно, только не политику государства по обеспечению прав детей и защите их интересов.

Ратифицировав в 1990 году Конвенцию о правах ребенка, Беларусь, как субъект международного права, заявила о своих обязательствах принять все возможные и необходимые меры для того, чтобы в максимальной степени способствовать реальному обеспечению предусмотренных в Конвенции прав детей. Тем самым государство признало свою юридическую ответственность за выполнение тех обязательств в отношении несовершеннолетних граждан своей страны, которые закреплены в Конвенции в качестве минимальных стандартов. Эти меры в Беларуси, также как и в любой другой стране, должны были не только обеспечивать гарантированную возможность для каждого ребенка пользоваться своими правами, но и безусловную, надлежащую правовую защиту в случае любого факта нарушения каких бы то ни было прав, то есть создать систему, всесторонне и в максимальной степени учитывающую интересы детей как полноправных субъектов прав и свобод, и основанную на необходимости руководствоваться во всех действиях, касающихся детей, прежде всего наилучшим обеспечением их интересов.

Согласно установленного в статье 44 упомянутой выше Конвенции порядка наблюдение за реализацией страной принципов и положений Конвенции и оценку прогресса, достигнутого в деле обеспечения прав детей на уровне универсальных стандартов, уполномочен осуществлять (на основе представляемых каждым государством докладов) специально учрежденный ООН Комитет по правам ребенка. В Итоговых выводах, утвержденных Комитетом в июне 2002 года по результатам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь, отмечены многочисленные проблемы, которые вызывают особую озабоченность и беспокойство, имея в виду оценку исполнения страной принятых обязательств. Но один пункт в контексте замечаний и рекомендаций не может не удручать больше остальных. Ссылаясь на полученную информацию о факте имеющих место обсуждений вопроса о создании в Беларуси независимого контрольного органа по мониторингу прав ребенка, уполномоченного рассматривать жалобы в интересах детей (напомним, что доклад был представлен в конце 1998 года, когда впервые был организован круглый стол по обсуждению темы уполномоченного по правам детей), Комитет призвал государство (пункт 17) в соответствии с Парижскими принципами о статусе национальных институтов поощрения и защиты прав человека (Резолюция Генеральной Ассамблее № 48/134) создать независимый и эффективно действующий механизм либо в качестве составной части национального института по правам человека, либо как самостоятельный орган — Уполномоченный (омбудсмен) по правам ребенка, который был бы легко доступен для детей и обеспечивал бы рассмотрение жалоб детей и принятие необходимых мер по благоприятному по отношению к ребенку решению проблем и восстановлению нарушенных прав.

На исходе 2006 год. К 30 октября 2007 года стране, учитывая имеющиеся «объективные» факторы и затруднения, влияющие на степень выполнения обязательств по Конвенции, предложено представить в виде исключения объединенный третий и четвертый периодический доклады к сроку представления четвертого доклада. Остается только гадать, что же придумают в оправдание невыполнения своих обязательств и предписаний Комитета по учреждению в стране института уполномоченного по правам ребенка на этот раз ответственные исполнители от власти? Нельзя же не думать о «чести мундира» и сохранении престижа страны перед международным сообществом. Но это — проблема чиновников. Гораздо более трагично, что каждый день в стране происходят десятки, а может быть сотни случаев не только неисполнения гарантированных законом прав детей, но и прямого нарушения их законных интересов. Разве случай с Викой Мороз, 10-летней воспитанницей Вилейской школы-интерната, не один из таких трагических случаев, в первую очередь с точки зрения последствий для ее психического здоровья? Решение судьбы ребенка не должно быть отдано на откуп чиновникам, пусть и наделенных определенными властными полномочиями. И никто не вправе лишить ребенка права на защиту, в том числе и от произвольной интерпретации кем бы то ни было вопроса, в чем состоит наилучшее обеспечение его интересов. Тем более, когда ребенок — сирота. Абсолютно прав обозреватель «БелГазеты» Алексей Шедько в публикации «Неформат международного масштаба» (№ 40 от 9 октября 2006 г.), когда пишет, что эта проблема требует подробного расследования и, главное, общественного внимания. Ведь каждому понятно, что наличие в арсенале власти правовых актов, регламентирующих права и предусматривающих защиту законных интересов ребенка, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности. В государстве, которое стремится причислять себя к категории демократических, каждый человек от рядового гражданина до высшего должностного лица должен осознавать, что обладание правами предполагает неукоснительное соблюдение и выполнение соответствующих обязанностей.

А на вопрос, необходим ли в нашей стране институт уполномоченного по правам ребенка, пусть каждый решит для себя сам. Но если власть не ответственна перед обществом, имеет ли она юридическое и моральное право считать, что она выполняет принятые на себя обязательства?



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме