13:48 12.10.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
"Торгашей нам хватит!"
12:43, 12 Октября |
Надежды белорусских предпринимателей (в какой-то мере подогреваемые оптимистичным настроением местных представителей Международной финансовой корпорации) на то, что государство наконец-то готово повернуться к ним лицом и начать диалог о накопившихся проблемах развития в стране малого и среднего бизнеса, похоже, оказались призрачны. По информации "Ежедневника", Администрация президента (АП) посчитала "нецелесообразным" принятие нового Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства", проект которого был внесен на рассмотрение правительством.
В аннотации АП на законопроект досталось всем: и правительству, которое, как оказалось, неадекватно оценивает место малого и среднего предпринимательства в Беларуси, и предпринимателям. Сам проект нормативного акта не содержал революционных изменений. Что, собственно говоря, всегда вызывало его критику со стороны предпринимательских объединений. Самым главным в нем являлось изменение действующего с 1996 года критерия определения малого и среднего предприятия, на которое может распространяться льготный или упрощенный режим налогообложения.
Так вот, разработчики законопроекта попытались упразднить разделение малых субъектов хозяйствования по отраслевому признаку. Раньше, например, к малым предпринимательским структурам в промышленности и на транспорте относились предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — до 60 человек, в общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле — до 30 человек.
Из нового законопроекта отраслевой принцип был убран, а вместо него сделана попытка создать единую градацию действующих в Беларуси субъектов малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, микроорганизации (численность — до 15 человек) и малые организации (численность — 16-100 человек). Все они должны были получать льготные условия для развития. Также определенным набором льгот наделялись т. н. субъекты среднего предпринимательства с численностью
работающих 101-250 человек. Однако такой подход, обоснованный в том числе
соответствующей нормативной базой в мире и даже в странах СНГ, был встречен в штыки на последней стадии согласования проекта — в Администрации президента. Там правительство, во-первых, "получило" за то, что "в данном проекте закона имеет место попытка механического переноса экономических механизмов, действующих на Западе (вернее, даже видимость именно таких механизмов), на условия нашей экономики". Во-вторых, мягко говоря, не было одобрено то, что и без этого законопроекта "в экономике много малых форм хозяйствования, работающих в тех сферах экономики, в которых их роль в обеспечении экономического развития сомнительна или даже нежелательна для государства".
В качестве примера, в частности, были приведены данные по темпам роста розничного товарооборота у индивидуальных предпринимателей. По итогам 7 месяцев 2005 года прирост в этом сегменте составил у них 63,8%, по итогам 7 месяцев этого года — 38,7%. Это, по мнению чиновников администрации, не есть хорошо. "Надо ли нам далее углублять поддержку государством этой формы хозяйствования?" — задаются они вопросом. И тут же сами отвечают: "Конечно, нет!"
В-третьих, разработчикам проекта документа досталось за то, что они захотели "размножить" советы по поддержке и развитию предпринимательства (законопроект предполагал создание подобных структур на республиканском, областном и местных уровнях), создать центры поддержки и инкубаторы малого бизнеса. По мнению представителей администрации, вполне хватит и одного совета, который был создан в 1999 году и занимается всеми бизнесменами: и большими, и средними, и малыми.
К предпринимателям в Администрации президента всегда было особое отношение. Позволим себе цитату из записки, которая подготовлена в этом ведомстве на предложенный законопроект: "Давайте дадим льготы, как это предлагает правительство, малым предприятиям с численностью работающих до 100 человек. И что в конце концов получим? Превратим всех в торгашей! Льготами они воспользуются, какую-то часть населения задействуем, а что с остальными? Кто-то ведь должен оставаться покупателем, а для того, чтобы им быть, надо, чтобы основная масса людей получала заработную плату".
Не может не возникнуть вопрос: "А какую альтернативу предлагают чиновники администрации?" Альтернативой должно стать, по их мнению, проведение в жизнь "государственного регионального селективно-приоритетного принципа при разработке экономической политики поддержки и развития малых форм хозяйствования". В двух словах об этом принципе: поддерживаться должны только те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые будут заниматься именно производством товаров и бытовых услуг. Причем по возможности все свои силы и средства они должны бросить на развитие промышленности и сектора услуг в малых городах и поселках страны. На периферии им обещается все: и льготы, и доступ к бюджетным ссудам. Что касается собственно изменений в нормативную базу, то Администрация президента предлагает не "изобретать колеса", а сохранить в силе действующий Указ президента "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19 июля 1996 г. № 262, объединив его с ныне обсуждаемым проектом Указа "Об упрощенной системе налогообложения", а также принять новую программу по стимулированию поселков городского типа и городов районного подчинения в 2006—2010 годах.
Анатолий Шумченко, председатель предпринимательского
объединения РОО "Перспектива" удивлен, что этот законопроект, который, по его словам, ничего особого не давал предпринимателям, отвергнут на уровне Администрации президента. Не удивлен он только тем, что там по-прежнему не очень любят "торгашей":
— Нам самим надоело торговать, предприниматели устали от торговли. Когда они начинали 12-15 лет назад, думали, что это будет площадка для первоначального накопления капитала, который потом можно будет вложить в производство, в сферу услуг. И у предпринимателей есть сегодня достаточно средств, чтобы так и сделать. Однако им не дают этого сделать. Существует множество препон со стороны того же государства, чтобы войти в этот бизнес, а если и войдешь, то точно найдешь "приключения" на свою голову. Вот предприниматели и продолжают торговать на рынках.
Что касается того, куда должен вкладывать средства малый и средний бизнес — в поселки, малые города, то это должны определять сами предприниматели. Скажем, создадут им хорошие условия в Рогачеве или Бобруйске — они туда пойдут. Если же это все будет делаться для галочки или вообще не будет делаться, то ничего из этого и не выйдет.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме