23:00 28.08.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Распятие праведника<br>Обращение к белорусским изгоям

21:36, 28 Августа | Андрей Климов,

***
 Гюнтер Грасс, лауреат Нобелевской премии по литературе, в своей последней автобиографической книге «Сдирая скорлупу» сделал ошеломляющее признание. Вся просвещенная Европа вдруг узнала, что он служил в войсках SS. Другой нобелевский лауреат (премии мира), Лех Валенса, узнав об этой пикантной подробности в биографии почетного гражданина Гданьска, призвал жителей своего родного города лишить его этого звания. Людвиг Эрхард также служил в фашистских войсках, но это не помешало ему стать канцлером в послевоенной Германии. Эрхард не только не скрывал факт своей службы, но и яростно разоблачал преступления нацизма сразу же после демобилизации. Гюнтер Грасс еще и разоблачал конкретных личностей, запятнавших себя сотрудничеством с тайной полицией гестапо или службой в карательных войсках, носивших знаменитую эмблему «череп и кости». Однако не все так просто в этом искусственно раздуваемом самим писателем скандалом.

 Те, кто читал его роман «Жестяной барабан», знают, что Грасс способен потягаться с самим Фрейдом по знанию человеческой психологии. Похоже, великий писатель стал автором грандиозной провокации, цель которой посеять тревогу в головах не слишком обеспокоенных своим нравственным обликом граждан. Возможно, что и новый «факт» в биографии великого писателя-антифашиста является ни чем иным, как «уткой», разжигающей интерес к новой книге, где нравственность проходит испытание на эшафоте общественного презрения к лицемерию порока. 

 Среди нынешних обитателей Карла Маркса, 38 вряд ли найдется человек, который прочитал хотя бы одно произведение Грасса. И дело не в том, что им не понять сюжетный замысел  творений великого мастера и пафос мозговой рефлексии. Просто творчество Грасса – это приговор «совестливым» мерзавцам, искренне полагающим, что страдающие от них люди настолько высоконравственны, что должны им все прощать и, более того, смириться перед произволом своих мучителей.

***
 В 1994 году я тоже поддерживал Лукашенко, хотя мое становление как предпринимателя пришлось на период правления Вячеслава Кебича. Но Кебич обитал в высотах международной политики, введение на территории РБ российского рубля в качестве национальной валюты для него было важнее, чем каждодневные заботы отечественных предпринимателей. Я же устал давать взятки отечественным чиновникам за решение любого мелочного вопроса. По этой причине избрание президентом Лукашенко я воспринимал как нашу общую победу над отечественной бюрократией. Теперь я понимаю, не было бы большей беды. Но вначале вместе с первым главой его администрации Леонидом Синициным мы пытались привлечь миллиардные инвестиции “Shell” в отечественную нефтепереработку. И вот что удивительно, нам (а заодно и первому президенту) верили иностранные инвесторы; верили, что мы навсегда похоронили советское прошлое, и торопились «застолбить» участки на территории новоявленного кандидата в ЕС.

 Отношение к новой власти изменилось вместе со статусом. Нет, речь не  о бизнесе – проблема появилась в области нематериальных интересов. В 1995 году я был избран депутатом Верховного Совета XIII созыва, и уже с этого момента пытался наладить с ним отношения в другой области, в которую он по складу своего характера никого пускать не хотел.

Жизненный опыт – всегда сценарий драматического произведения. Мне не ведомо до конца, к чему вы все стремитесь. Зато я точно знаю, на каких китах покоится мое мировоззрение. Может быть, поэтому между нами существует взаимопонимание. Мы как бы находимся на двух разных берегах одной реки. При желании каждый из нас может посетить другой берег, не вынуждая никого что-либо менять в своей жизни. 

 Мы настолько привыкли к многообразию точек зрения, что нам порой становится смешно, когда кто-то из властей предержащих объявляет наш берег своей территорией. Нынешние квартиранты на Карла Маркса, 38 никак не могут взять в толк, что в стране еще есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не будут учитывать их психологию при определении своего мировоззрения.

 Например, им непонятно, почему мы не можем забыть убийство Гончара и Захаренко. Но разве жизнь белорусов принадлежит им?

 Они удивляются, почему мы возмущены арестом Козулина. Но почему мы должны согласиться с тем, что человека можно лишить свободы только за то, что он напомнил избирателям в своем выступлении по телевизору о всех «достижениях» нынешнего президента?

 Кому выгодно замолчать о мужественном поступке семидесяти депутатов Верховного Совета XIII созыва, которые поставили Конституцию страны выше своих личных интересов? Почему нынешняя власть боится рассказать об этом школьникам в учебниках по истории?

 Они также надеятся, что все их «детские шалости» по преследованию оппозиционных деятелей забудутся или спишутся за малозначительностью.

 Наивные милиционеры, судьи и вертикальщики полагают, что все их должны любить только за то, что они искренни в своем заблуждении. Но как поступают снайперы с искренне заблуждающимся террористом, вознамерившимся взорвать самолет?

 Они не видят ничего предосудительного в том, что запрещают издание независимых газет. Однако единственное, что сами они читают с интересом – это независимые интернет-сайты.

 Они считают для себя приемлемым жить за счет доходов от незаконной предпринимательской деятельности, которая в цивилизованных странах именуется коррупцией. Поэтому, видимо, они презирают честно платящих налоги отечественных бизнесменов.

 Для них нет ничего святого, вот почему они позволяют себе издеваться над родными политических оппонентов режима. А по ночам им снятся кошмары. Их жизнь наполнена дурными предчувствиями, тревогами, манией преследования, неизвестно откуда взявшимися болезнями.

Остановиться в бессмысленных своих скитаниях по поиску оправданий преступлений, подлости, трусости, лжи, алчности, безответственности, – именно к этому призывает великий немецкий писатель. Не пора ли нашим изгоям сдаться на милость демократической общественности, и тем самым предотвратить свое ежедневное преступное пребывание у власти? Но они не готовы пока пойти на такой поступок.

Очень легко поддаться общему настроению и обвинить во всех своих бедах одного человека. Тем более, если людская молва его уже распяла, приписав все мыслимые и немыслимые грехи. Особенно такая позиция выгодна, если под всеобщее улюлюканье тирана позволяет самому незаметно уйти от ответственности. Но за этими мелкими хитростями не скрыться крупным фигурам режима, тень от которых накрывает даже Октябрьскую площадь в Минске.

 Иногда мне хочется спросить у Лидии Ермошиной, Владимира Коноплева, Виктора Шеймана и Владимира Наумова: вы никогда не заглядывали в свое нерадостное будущее? Но когда я начинаю заглядывать в свое будущее, их мелочные страхи типа «посадят-арестуют-расстреляют-разорят» меркнут перед перспективой неудачного правления страной демократами. Ибо необдуманными действиями легко дискредитировать хорошую идею, а прочного идеологического фундамента будущей власти, увы, не создано, и не может быть без четкого представления о том, по какому принципу мы будем управлять Беларусью до того момента, пока она не перейдет под юрисдикцию законодательства, выработанного Европарламентом.

***
Нам будет полезно обратиться к известному произведению Аристотеля «Политика», где есть и чисто психологическое объяснение ущербности государственного устройства, подобного нынешнему колхозному строю в Беларуси. Люди не получают удовлетворения от сознания причастности к деятельности их государства, потому что они лишены счастья проявлять свою щедрость по отношению к любимым и дорогим их сердцу людям. Ведь любой колхоз – это бедность, то есть отсутствие возможности к обретению собственных благ и имущества, реализации себя как личности, возможности влиять на события в потоке плюрализма мнений.

Государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством, заключает философ. В качестве подтверждения история приводит нам СССР, но и наша страна не стала исключением, превратившись фактически в субъект РФ.

И крайняя демократия, и деспотия, считает Аристотель, поступают деспотически с лучшими гражданами. В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги. Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства.

Те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве. Наилучшие законодатели вышли из граждан среднего круга. При непродолжительном пребывании у власти не с такой легкостью можно творить зло, как при продолжительном. Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушают государственный строй. Если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство. Крайняя демократия – та же тирания. Тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых поселить взаимное недоверие – тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны – враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы.

Немецкий социолог Клаус Оффе подчеркивает специфику восточноевропеской трансформации, которая выражается в дилемме одновременности – тройном переходе к демократии, рынку и к восстановлению национального государства. Нам необходимо запастись терпением. Конвергенция опыта государственного строительства древних греков поможет нам, людям XXI века, обрести уверенность в своем стремлении найти место Беларуси в современном цивилизованном мире, где визитной карточкой служит именно интеллектуальная элита.

***
 Недавно мне попались на глаза выдержки из Библии, отредактированной Гитлером. Его также не минула участь героев книг Грасса. Чтобы оправдать свои нечеловеческие поступки он призвал на помощь самого Господа. Переписывая собственноручно Библию, он надеялся таким образом внести корректировки в будущий приговор, который вынесет история периоду его правления  Германией и на завоеванных ею территориях. 

 Заповеди по Гитлеру очень напоминают советы психоаналитика, которые могли бы воспользоваться нынешние обитатели Карла Маркса, 38. Допускаю, что в той или иной форме они ими руководствуются в своей повседневной деятельности. Давайте сравним то, что написано рукой Шикльгрубера, с теми текстами указов, которые выходят из-под пера Лукашенко:
 Уважай своего фюрера и Бога. Вот почему сотрудники силовых ведомств клянутся на верность президенту, а не белорусскому народу.
 Блюди кровь чистой, а честь праведной. Вот почему они ставят на ответственные должности только выходцев из могилевской области. Принадлежность их к региональному клану является гарантией стабильности созданной системы, отторгающей чужаков только по географическому признаку.
 Будь готов пожертвовать собой во имя других. Жертвой в данном случае выступает белорусский электорат.
 Храни свою собственность. Власть ими рассматривается не как полномочия, делегированные избирателями, а как право по своему усмотрению применять законы, которое подлежит вознаграждению сообразно их желаниям.
 Доверься Господу всем сердцем. Раз Бог и президент едины, значит последний имеет такое же право распоряжаться душами людей, как и Господь.
 Сохрани свое наследство и старайся его приумножить. Поэтому выборы они проводят без выбора, не утруждая себя утомительным подсчетом голосов.
 Будь кротким перед Богом. Имеется в виду, не иметь претензий на власть.
 Помни: чувства не лгут. Сомнения – хороший союзник слабости.
 Твоя жизнь и твое тело святы. Не рискуй ими ради жалких принципов.
 Помогай и прощай. Забвение преступлений режима позволяет творить беззаконие и впредь.
 Почитай отца и мать. Будь хорошим примером для своих детей. Все, что не удается сделать им, компенсируется сознанием того, что родители позаботятся о том, чтобы объяснить своим детям, для чего нужно бояться власть и служить ей.
 В жизни важны честность и преданность. Раз вы живете в этом государстве, значит, вам сам Бог велел искренне любить его символ – президента, его чиновников, его фаворитов, его союзников, быть снисходительным к его человеческим слабостям и заблуждениям.

***
Ничто не вечно под Луной, вот и благостной идиллии белорусского электората и его президента приходит конец. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов после саммита в Сочи лидеров стран ЕврАзЭС заявил, что цена газа повысится как минимум втрое, а, возможно, и больше. В следующем году вам нечем будет выплачивать зарплату милиции, работникам тракторного и МАЗа. «Курортный сезон» для «последней диктатуры в Европе» заканчивается с наступлением первых холодов, когда счетчики на промышленных предприятиях и в квартирах усиленно начинают подсчитывать израсходованные калории, не щадя ни сторонников, ни противников Лукашенко.

Ссылки по теме:

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме