15:00 21.07.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Я.Романчук: «Сама по себе цена $100 – это не приговор “белорусской модели”»
13:06, 21 Июля |
Пресс-служба задала заместителю председателя ОГП Ярославу РОМАНЧУКУ вопросы, которые часто звучат в российской прессе.
– Почему на трехсторонних переговорах между "Газпромомом", правительством Беларуси и голландским банком ABN Amro никак не прояснились перспективы передачи "Белтрансгаза" под контроль "Газпрома". Это означает, что Лукашенко продолжает выторговывать себе более выгодные условия? Насколько велика вероятность подобной сделки?
– На этом этапе переговоры идут не по поводу продажи «Белтрансгаза» и не по формату взаимоотношений между белорусским и российским газовыми монополиями. Идет обсуждение одного чисто технического, хотя и очень важного вопроса – стоимости «Белтрансгаза». Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить много деталей. Во-первых, методика оценки и порядок ее проведения. Известно, что часто цена предварительной оценки акций (их реальную рыночную цену можно узнать только после размещения акций на фондовом рынке) зависит от того, как считать. Здесь десятки нюансов, которые и согласовывают люди технического уровня. Во-вторых, порядок предоставления информации: кому и в каком объеме. В-третьих, сроки завершения оценки и обязанности сторон при ее проведении. Это относится, в первую очередь, к белорусской стороне. Поскольку власти Беларуси заинтересованы в затягивании процесса, то можно себе представить, как сложно будет представителям ABN Amro получать от белорусского монополиста необходимую документацию и информацию. Голландцы имеют богатый опыт работы с газовыми и нефтяными компаниями. Они наверняка вооружены информацией о том, что такое «Белтрансгаз», но при нарушении процедуры вывод голландцев можно будет поставить под сомнение, заодно обвинив их в ангажированности и предвзятости.
Когда ABN Amro закончит свой кусок работы, начнется самое интересное – собственно переговоры между «Газпромом» и «Белтрансгазом», т.е. белорусскими властями. Нас ждет театр комедии и фарса, когда стороны будут в тысячу раз ходить вокруг да около таких вопросов, как «кому должен принадлежать контрольный пакет», «кто должен входить в руководство нового СП», «по какой цене тогда покупать российский газ и какую цену на транзит ставить», наконец, «на каких условиях продавать газ привилегированным белорусским потребителям». Таких вопросов наберется целая уйма. Руководство Беларуси постарается сделать все, чтобы до начала 2007 года решение по ним не было принято. Оно рассчитывают на то, что в такой ситуации повышение цен на газ будет минимальным. Не к лицу же выставлять цену на газ в 4200 для партнера, с которым находишься в процессе переговоров. Так можно выиграть полгода или, в лучшем случае, год. Глядишь, а там выборы в Думу начнутся. Опять будет не до Беларуси. А в 2008 году – Россия будет поглощена раскруткой преемника Путина. Тоже будет не до нас. Я ни вижу признаков и оснований для того, чтобы верить в создание до конца 2006 года СП на базе «Белтрансгаза». Если А.Лукашенко говорит «никому ни пяди родной земли», он имеет в виду «ни одной акции или, точнее, никакого контрольного пакета акций “Белтрансгаза”».
– «Российская газета» сообщает, что в Минске уже готовы к повышению цен на газ с нынешних 46,67 доллара до 100 долларов за тысячу кубометров. Можно ли считать, что «газовый вопрос» уже решен? 100 долларов за тысячу кубометров – подъемная ли эта цена для белорусской экономики?
– Белорусские власти готовят нас к своему поражению. Поскольку вероятность повышения цен на газ для Беларуси составляет 95%, то Сидорский и его патрон хотят в очередной раз выйти из плохой игры с хорошей миной. Мол, было тяжело разговаривать с Россией, но мы в очередной раз оказались лучше, круче и сумели добиться заключение договора на своих условиях. О том, что белорусские власти требовали цены максимум 60–65$, будет успешно забыто. Останется за кадром белорусских СМИ и то, что новая цена на газ – это еще один осиновый кол в «труп» союзного государства.
Сама по себе цена $100 – это не приговор «белорусской модели». Это, безусловно, ухудшит состояние бюджета, разорит тысячи малых и средних предприятий, заставит крупных еще больше раскошелиться. Поскольку каждое ведомство будет заботиться о своей шкуре, то не исключено введение некоего дополнительного налога или сбора на покрытие дополнительных расходов на газ. В системе участятся сбои, но она исключительно от цен на газ не разрушится. А вот если Россия кардинально пересмотрит схемы поставки сырой нефти на переработку (к примеру, введет экспортную таможенную пошлину), перестанет приобретать на бюджетные деньги целый ряд белорусских товаров, которые пока продолжает активно покупать, – то в этом случае сила удара по белорусскому социализму будет сокрушительной. Не исключено, что в такой ситуации А.Лукашенко от страха подпишет и ратифицирует Конституционный акт. Хотя, признаюсь, этот вариант представляется маловероятным.
– Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью газете «Коммерсант» заявляет, что при определении цен на российский газ для Белоруссии Россия рассчитывает на взаимовыгодное решение на основе реальной рыночной ситуации. Не означает ли подобное заявление того факта, чтоМИД России предлагает обменять «Белтрансгаз» на дешевый газ?
– МИД России традиционно выступал в качестве одного из основных лоббистов белорусского режима. Он до сих пор обеспечивает ему внешнеполитическую неприкосновенность. Попытки сильных мира сего хоть как-то повлиять на Беларусь через Россию успешно разрушаются российскими политиками, в том числе из МИДа. Вот прошла встреча «Большой Восьмерки», и белорусский вопрос, традиционно для подобного рода саммитов, в очередной раз остался за кадром.
Однако в складывающейся ситуации С.Лавров не может не знать настроения Кремля. Перед ним стоит более важная задача, чем защита интересов А.Лукашенко. Ему нужно убедить мир, в первую очередь ЕС и США, в деполитизации энергетической и газовой проблематики. Россия еще с Украиной натерпится, поэтому с Беларусью должна быть такая ситуация, чтобы руководители Россия могли убедить Запад в стабильности газовых поставок. Вступление в ВТО гораздо важнее, чем поддержка белорусского режима, который до сих пор не реализовал ни одной реальной интеграционной схемы. Если уж Лавров так заговорил, то это значит, что Лукашенко действительно не стоит ждать газовой милости.
Но МИД России едва ли ужесточит риторику. России невыгодна ситуация, когда в дестабилизации экономики и социального положения власти Беларуси будут обвинять именно ее. На самом деле, это случится вне зависимости от тональности высказываний МИДа РФ или В.Путина. Белорусские власти уже определили виновника предстоящих социально-экономических проблем. Они изолировали белорусов от прямого проникновения российский телеканалов, жестко контролируют всех тех, кто симпатизируют России и хотят с ней равных партнерских отношений. Нет, МИД не убедит Лукашенко продать России «Белтрансгаз» или обменять его на дешевый газ еще на два–три года. За это время цены на энергоресурсы в России приблизятся к мировым, а вот «Белтрансгаза» уже не будет.
Большая медийная и политическая драка еще только начинается. Разведка словами и декларациями закончится после того, как вынесет свой вердикт ABN Amro. К началу зимы температура и в газовых, и в политических отношениях между белорусским режимом и Кремлем будет такой же, как в недавнюю июльскую жару.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме