15:00 12.07.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Никита Белых, Ярослав Романчук: Экономические принципы взаимоотношений России и Белоруссии ведут к кризису, а не к интеграции
13:14, 12 Июля | SPS.ru
В канун президентских выборов в Республике Беларусь в марте этого года от официальных российских лиц не раз можно было услышать слова о том, что союз наших государств – это не столько вопрос политики, сколько вопрос экономики, что России именно с экономической точки зрения выгодно дружить с режимом Александра Лукашенко. Просто проанализировав открытые статистические данные становится очевидно, что это далеко не так.
Плохая мина при плохой игре
Подошла к концу бесславная десятилетка белорусско-российских отношений. Декада обманутых надежд и несбывшихся планов, бесчисленных встреч на высшем уровне и пустых обещаний. В далеком 1995 году, когда подписывались первые интеграционные документы, нам казалось, что Беларусь и Россия продемонстрируют миру, как можно и нужно дружить, крепко и без обмана, по-партнерски. Много воды утекло с тех пор. В сухом остатке мы видим настоящую суть людей и институтов, которые давным-давно получили мандат народов на интеграцию. Получили и обманули, поставив жирную кляксу, в первую очередь, на репутации современной России.
Дело в том, что Александр Лукашенко о своей репутации давно думать перестал. «Последний диктатор Европы» - это одно из мягких определений, которые дают ему в политических кругах мира и все чаще – в народной среде. А вот из-за характера белорусско-российских отношений нашу власть справедливо называют мягкотелой и бесхребетной. Нет, не потому, что она не может свергнуть режим в Беларуси – это не наше дело вмешиваться в дела суверенного государства. В. Путин, правительство, Дума и местные органы власти не могут (не хотят или не умеют) защищать интересы Российской Федерации. Конфискуют товары российский фирм на территории Беларуси – ноль реакции. Грубо и бесцеремонно вытесняют товары российских производителей с белорусского рынка – мы не протестуем. Изгоняют из Беларуси российских инвесторов – мы растерянно разводим руками. Перекраивают вещательные сетки Первого канала, «России» и НТВ, «упорядочивают» режим выхода российских газет в Беларуси – российские властные элиты поддерживают критические выпады официального Минска против ОБСЕ и Совета Европы и все антизападную риторику белорусского режима.
С каждым годом пребывания Лукашенко у власти отношение белорусского народа к россиянам ухудшается. Количество сторонников тесной интеграции с нашей страной в Беларуси падает. Российские же власти продолжают безусловно и безоговорочно поддерживать не белорусский народ, а режим, которые уже 12 лет грубой силой удерживает монополию на политическом поле. Получается, что на деньги российских налогоплательщиков А. Лукашенко проводит антироссийскую политику. В этом ему помогают его лоббисты и партнеры в Москве. Их легко купить выгодными контрактами на переработку нефти, на поставки вооружения, продажу с/х техники или продуктов нефтехимии. По сути дела, российские лоббисты А. Лукашенко в России продают свою Родину в угоду политическим интересам правителя чужого государства. Приведем данные лишь по нескольким товарным позициям.
Дойная корова Роська
В ценовых условиях начала 2006 года за счет разницы между фактическими и мировыми ценами Беларусь экономит на импорте российской сырой нефти $3,9 млрд. Российские компании, не уплачивая экспортную таможенную пошлину при ввозе нефти в Беларусь, также получают дополнительный доход в размере около $370 млн. Если сравнивать в продажей нефти на внутреннем рынке России, то поставки в Беларусь для российских компаний – это дополнительные $1,5 млрд. выручки. Однако при этих схемах российский бюджет недополучает $3,5 млрд. Такую сумму можно было бы собрать в виде экспортных пошлин. Так в чем же интересы России, в наполнении карманов отдельных нефтяных баронов и их политических «крыш» или же в устойчивости бюджетной системы РФ и повышении пенсий и зарплат обыкновенных россиянам? Заметим, что о дотировании белорусского народа речь не идет. Белорусы покупают нефтепродукты по ценам, которые выше российских и приближаются к среднеевропейским.
Природный газ – это вторая товарная позиция, по которой белорусский режим по полной программе эксплуатирует российскую наивность и страстное желание восстановить хотя бы в рамках двух государств советскую империю. Здесь расчет дотаций «Газпрома» режиму предельно прост. «Голубое топливо» для Беларуси сегодня продается по цене чуть меньше $47 за 1000 м3. При объемах поставов 2005 года и с учетом рыночной цены даже по $150 (такая ставка должна была быть для Беларуси, если бы котлеты были бы отделены от мух), «Газпром» дарит режиму А. Лукашенко на свое укрепление, борьбу с оппонентами и самой Россией 1,7 - $2 млрд. ВВП Беларуси в 2005 году составил $29,5 млрд. Получается, что в 2005 году российские органы власти субсидировали режим Лукашенко в таких объемах, какие не снились ни одному государству в мире. Даже традиционная американская помощь Израилю меньше. И это еще не все формы поддержки, которые оказывает Россия Беларуси.
Беларусь прочно утвердилась на многих товарных рынках России. В условиях свободой конкуренции мы могли бы поаплодировать белорусским предприятиям. Однако очень часто белорусские товары закупаются по государственному заказу России. Товары или услуги в Беларуси покупают госструктуры, которые редко работают без откатов и взяток. Поскольку Россия помогает белорусским товаропроизводителям снижать цены на конечную продукцию, то в конкуренции с российскими производителями (трактора, с/х техника, холодильники, химические товары) белорусы выигрывают. Прямая финансовая помощь запрещена правилами ВТО и противоречит принципу равных условий хозяйствования, который обязались выполнять стороны. Самое интересное в этой схеме то, что российские чиновники дискриминируют отечественных товаропроизводителей, перекладывая себе в карман часть топливно-энергетической субсидии Беларуси в товарном виде.
Львиная доля экспорта потребительских товаров Беларуси приходится на Россию. По мясу и мясным продуктам – свыше 98%, по молоку и молочных продуктам – 97,7%, по сахару – 100%, по лекарственным средствам – 61,8%, по обоям – 73,5%, по обуви – 88%, по холодильникам – 81%, металлообрабатывающим станкам – 63%, телевизорам -65%, тракторам – 39%, седельным тягачам – 76%, мебели – 70%. По экспертным оценкам, объем упущенной выгоды российских товаропроизводителей и недополученных поступлений в бюджет от существующих схем продажи дотированных белорусских товаров на российском рынке составляет еще 3 - 4% ВВП Беларуси или около $1 млрд.
Олигархический общак
Отметим, что такие торговые схемы выгодны олигархическим структурам. Впрочем, иные и не допущены для работы на внутреннем рынке Беларуси. В результате торговля между РБ и РФ заметно теряет в качестве. В 2005 доля минеральных продуктов в импорте Беларуси из России увеличилась с 40,6% в 2004 году до 54,9% в 2005 г. Одновременно резко сокращается доля иных товаров: машин и оборудования – с 12,5% в 2004 г. до 7,7% в 2005 г., недрагоценным металлов и изделий из них с 16,4% до 13%, готовых пищевых продуктов с 3,8% до 3,3%, текстиля – с 2,6% до 1,5%. Беларусь отгораживается от России практически по всем товарным фронтам, требуя при этом сохранить для себя внутрироссийские цены на газ и чрезвычайно выгодные схемы переработки нефти. Такое поведение едва ли можно назвать партнерским. По итогам I квартала 2006 года доля ЕС в экспорте Беларуси 50,2%, а России упал до 32% от общего объема экспорта. При этом в 2005 г. в стоимостном выражении торговый оборот между Беларусью и Россией сократился на 10,7%, в физическом выражении – объем экспорта упал на 10,9%, импорта – на 12,9%. Ю. Лужков и московские власти традиционно оказывают политическую поддержку политике А. Лукашенко. При этом в 2005 году товарный обмен между Москвой и Беларусью упал на 49,7%. Такой торговый провал не стал причиной серьезного анализа ни властей Москвы, ни правительства России. Лицемерие политиков, которые публично клянутся в вечной славянской дружбе, а на деле стараются только о сохранении возможности делить бюджетные ресурсы России и Беларуси, антипатриотично и наносит серьезный вред репутации, в первую очередь, России.
Что дальше?
Что получает Россия за столько беспрецедентно щедрую поддержку белорусского режима? Дырку от бублика. Конституционный акт, единая валюта, продажа России «Белтрансгаза» давно стали интеграционными жвачками. Скучными и бессмысленными. После того, как Лукашенко после очередного самоназначения в марте 2006 года в третий раз показал В. Путину и «Газпрому» кукиш вместо «Белтрансгаза» даже всецело белорусский российский МИД начал роптать. После того, как «Газпром» заявил о желании повысить цены на газ для Беларуси до $200, после того, как правительство РФ потребовало свою долю нефтяной ренты (опять же согласно подписанным договоренностям) белорусский режим сделал ответные шаги: принято решение перекрывать вещание НТВ в Беларуси. Озвучено предложение поднять тарифы на транзит нефтепродуктов по территории Беларуси в полтора раза. Вполне прогнозируемо требование белорусских властей вернуться к вопросу об оплате российских военных баз на территории Беларуси. После ареста состава белорусского сахара в России произошел демонстративный арест целого конвоя российских грузовиков, перевозящих сигареты транзитом в Калининград.
К сожалению, начинается грязная торговая война. С учетом истории взаимоотношений между властными структурами наших стран она нам кажется неизбежной. А. Лукашенко интенсивно готовится к PR-кампании по раскрутке нового врага – России. Именно она будет виновата в грядущих социальных и экономических проблемах социалистической, допотопной экономики Беларуси. Именно на руководство России свалят ответственность за рост цен в Беларуси и развал союзного государства.
Миллионы простых белорусов, не имеющие доступа к объективной информации, даже к российским наполовину цензурированным, вполне могут поверить националисту А. Лукашенко. Это наша общая и очень серьезная, проблема.
Россия еще заплатит высокую цену за поддержку тоталитарного белорусского режима. Речь даже не идет о деньгах или энергетических ресурсах. Восстановить доверие к российской власти, преодолеть трудности реформирования Беларуси потребует кардинального изменения российской политики по отношению к Беларуси. В первую очередь Россия сама должна вылечиться от лукашизма в политике и судебной системе и в СМИ. Нам выгодна интеграция в западно-ценностное, демократическое пространство, кооперация в рамках ВТО и зоны свободной торговли с ЕС и США. Россия имеет огромный потенциал. Она быстро становится на ноги. Обидно, если она потратит свой авторитет и потенциал на воссоздание тоталитарного прошлого.
Никита Белых, Председатель Федерального политсовета Политической партии «Союз Правых Сил»
Ярослав Романчук, Зам. председателя Объединенной гражданской партии Беларуси, Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса АЦ «Стратегия»
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме