17:24 01.07.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Золотой ключик в руках «маленьких Буратино» <br>Роль политических партий в развитии европейских ценностей в Беларуси<br>

14:01, 1 Июля | Людмила Грязнова, заместитель председателя ОГП,

Европейская интеграция в самых различных аспектах – создание европейских институтов, разработка соответствующего законодательства, введение прозрачных рыночных правил, внедрение высоких социальных стандартов, формирование толерантных стереотипов общественного сознания – сегодня все это стало ежедневной практикой не только для Франции и Германии, но и для наших соседей, Польши, Чехии и Литвы.

По стечению многих обстоятельств Беларусь остается за бортом этой интеграции. Несмотря на наличие некоторых параметров, достаточных для вхождения в семью европейских народов, например, по уровню образования и квалификации, правовой культуре, административной системе и инфраструктуре, здесь отсутствует главное – демократия или реальные шаги к ней. Страна скована жесткими авторитарными рамками, которые не позволяют создавать европейские институты, разрабатывать соответствующее законодательство, вводить прозрачные правила рыночной игры, внедрять высокие социальные стандарты, что соответственно сдерживает формирование европейских ценностных установок. Однако изменения в общественном сознании в направлении позитивного восприятия демократии, рыночной экономики, прав человека, парламентаризма, независимой судебной системы и немонополизированных средств массовой информации происходят и в нашей стране - вопреки режиму, подспудно, автономно, наподобие доперестроечным процессам в Советском Союзе.

Потенциально вхождение в Европу делает и Беларусь, но реально об этом можно будет говорить лишь при смене власти, преодолении ныне существующего порядка. Оппозиционные партии в Беларуси способствуют формированию европейских ценностей у  нашего населения. Через свою организационную, информационную, образовательную и электоральную деятельность партии воздействуют на общественное сознание. Но такое воздействие имеет больше диссидентский характер, касается ментальных установок наиболее продвинутых слоев населения, пока никак не меняя систему власти и государственного устройства, не подтягивая массы до европейских стандартов. Сегодня происходит лишь процесс потенциальных изменений в белорусском обществе. Поэтому о реальной практике европеизации в Беларуси до завоевания власти демократическими силами говорить вряд ли возможно.

Наиболее актуальной европейской политикой для оппозиционных партий является не узкая диссидентская деятельность, а создание предпосылок для трансформации системы власти, преодоление авторитарного режима теми способами, которые характерны для нашего времени. Такими способами могут быть замещение или революция с тем или иным привлекательным названием, номенклатурный переворот или сочетание того и другого. Главной организационной предпосылкой актуальной европейской политики  оппозиционных белорусских партий является  коалиционность, объединение усилий не только  партий, но и других структур гражданского общества. Это золотой ключик, который открывает дверь из оппозиционного гетто, позволяет установить коммуникации между демократическими силами и населением, переломить ситуацию в стране и завоевать власть. Но этот золотой ключик должен быть в надежных руках, т. е. у тех, кто обладает ясным планом действий и умело воплощает его на деле.

Таким образом, европейскость белорусских политических партий проявляется в их способности выстраивать коалицию в рамках гражданского общества, четко артикулировать совместную стратегию и следовать ей практически. Не один год оппозиция шла к пониманию этих основ эффективной политики в наших условиях. Тех, кто надеется, что может пробиться к власти в одиночку, без серьезной стратегической подготовки и тщательного выполнения совместных планов, почти не осталось. Власть, прекрасно понимая значимость коалиционности, всегда прилагала серьезные усилия, чтобы вырвать этот золотой ключик из рук «маленьких Буратино».

Несмотря на собственные ошибки и действия извне, после десяти лет существования в авторитарных условиях оппозиционным партиям, наконец, удалось сформировать коалицию, выстроить совместную стратегию на президентских выборах 2006 года и более или менее успешно следовать ее начертаниям. И хотя зримая победа не достигнута, и власть не завоевана, но важный шаг к этому сделан, подтверждением чего является отсутствие пессимизма у демократически настроенных граждан после выборов, многотысячные акции в защиту результатов выборов 19 - 25 марта, отсутствие массовой поддержки официальных итогов выборов со стороны президентского электората.

В наши дни необходимо развитие коалиции за счет ее укрупнения и переструктурирования, определения новой стратегии и осуществления совместных действий. Предварительная работа по всем вопросам должна сначала «провариться» на внутренних кухнях партий и организаций, пройти процедуру согласования между ними, и лишь после того выноситься на Конгресс демократических сил, который красиво и парадно легитимизирует выработанные решения.

Переструктурирование коалиции, понимаемое не только как изменение персонального состава Политсовета, но и как изменение характера отношений между отдельными звеньями, сдвиг от вертикального принципа иерархии к горизонтальному сотрудничеству, произойдет не сразу, а в процессе обсуждения и принятия новой стратегии, нахождения в ней каждой структурой своего места и функции. Правда, и сегодня можно сделать некоторые оргвыводы, по результатам прошедшей кампании, относительно отдельных персоналий коалиции.

Пока четкой стратегии на предшествующий период не выработано. Не определен и временной промежуток стратегии. Но по многим ощущениям нам не стоит готовиться к длительному пятилетнему марафону, а планировать деятельность на более короткую перспективу, год-два, привязываясь к местным выборам. Данное событие должно стать ключевым в новой стратегии, сочетающей электоральную, аналитическую, информационную, правозащитную и мобилизационную кампании с финальным аккордом – акциями по защите реальных результатов местных выборов.

Любые выборы, даже в местные советы, в такой недемократической стране, как Беларусь, это способ общения оппозиции с народом, форма воздействия на общественное сознание, мобилизация демократически настроенных граждан, борьба с властью и борьба за власть. Бойкот выборов, как попытка делегитимизации режима, не оправдал надежд романтиков и радикальных оппонентов власти. На реакцию западных стран «беларуская ўлада не звяртае ўваги», отношение собственного народа к себе, белым и пушистым, красиво оформляется протоколами Центральной избирательной комиссии. От бойкотов стул из-под власти не выбивается, а оппозиция остается в ограниченном пространстве, в своем собственном мирке. Для большинства партийных активистов вопрос, участвовать в местных выборах или не участвовать, уже не стоит. Те, кто считают себя политиками, а не тусовщиками, участвуют в выборах любого уровня, независимо от нарисованных результатов.

Электоральная кампания – наиболее актуальная для применения принципа коалиционности. Если кто-то думает, что та или иная партия сможет в одиночку добиться на этих выборах значимых результатов, то глубоко ошибается или затевает неблаговидную игру. Ни одна партия, даже самая многочисленная, не выставит достойных кандидатов на всех местных округах и не проведет их эффективной избирательной кампании. Разрозненность в действиях партий не поднимет рейтинг оппозиции - население идет за консолидированными демократическими силами, а не за отдельными партийными клубами. Если на избирательных округах опять пойдут по несколько кандидатов от разных партий, население поймет, что оппозиция не договорилась. Против конкурирующих оппозиционных кандидатов власти легче провести своего кандидата. В итоге проиграют демократические силы и граждане, их поддерживающие, выиграет власть и ее послушный электорат. Делать вложения в такой заведомо проигрышный вариант местных выборов не решиться ни один серьезный инвестор.

Коалиционными усилиями может быть сформирован единый штаб, который организует обучение наблюдателей, членов избирательных комиссий, членов команд кандидатов в депутаты и самих кандидатов. Аналитика, тексты листовок также могли бы быть продуктом единого штаба. Понятно, что никакая коалиция не будет зарегистрирована, доказательством чего являются предшествующие выборы, но никто не мешает нам сотрудничать и работать вместе неформально, демонстрируя избирателям наше единство, разбивая миф о разрозненной оппозиции. В листовках можно показывать единство с помощью общей символики, общего послания, подготовленных штабом, в дополнении к особым партийным символам и личным обращениям кандидатов к избирателям своих округов.

Наряду с общей избирательной кампанией политические партии могли бы усилить аналитическую деятельность, укрепить Национальный комитет, подготовить плеяду государственных деятелей, способных после процесса «замещения» управлять государством, не повторяя ошибок наших южных соседей. Главным субъектом в этой разноплановой деятельности – аналитической, нормотворческой и образовательной – является Национальный комитет, своеобразное теневое правительство. Каждый «чих» власти должен моментально комментироваться экспертами и членами Нацкома. Ими готовятся аналитические статьи и законопроекты, разрабатываются программы и послания, рассчитанные на специалистов и обывателей. Национальный комитет проводит общественные дискуссии, устанавливает связь с разными профессиональными группами населения. Осуществляя свою деятельность, Национальный комитет консолидирует интеллектуальные силы партий, общественных организаций, независимых экспертов.

Пока мы не можем похвастаться наличием плодотворного сотрудничества политиков и аналитиков. Без активного участия аналитиков в разработке стратегий и их тактической корректировки, без их заинтересованной критики действий политиков, воз останется там же. К сожалению усилия ни одного аналитического центра не привели к успеху: эксперты свысока взирают на политиков, политики, не доверяя экспертам, идут своей дорогой, пробираясь ощупью.

На это сотрудничество стоит обратить особое внимание, припоминая хотя бы опыт крушения советской системы, когда в конце 80-х годов вольный дух университетских кафедр, академических лабораторий, творческих союзов и редакций газет аккумулировавшийся и воплотившийся в новых этических принципах, стал достоянием масс. Антикоммунизм проник во все поры советского общества. Жить не по лжи, лозунг Солженицына, стал орудием борьбы против номенклатуры и созданного ею прогнившего порядка. За несколько лет свободного интеллектуального творчества, замешанного на идеях западного либерализма, сложилась не только стройная теория критики коммунизма, но и оформились короткие лозунги, понятные для широких масс. Старая система стала неуправляемой. И не столько под напором огромных очередей за дефицитными товарами, сколько под натиском новых идей, подрывающих прежние традиции общественной и личной жизни.

Главным детонатором социального взрыва стали интеллектуалы, выбросившие на свалку истории ворох старых идей, прописавшие четкие лозунги нового времени. Первые зерна, вброшенные в этот котел брожения философами Ахиезером и Мамардашвили, были подхвачены и преобразованы поэтами Высоцким и Окуджавой. Одними зачитывались диссидентствующие университетские преподаватели, другим внимала вся страна. Перестройка произошла сначала в умах. Антикоммунистическая революция свершилась на гребне духовного просветления и пробуждения гражданских чувств.

Сегодня в Беларуси ощущается острый дефицит фундаментальных политических исследований, работ по философии истории, теоретических прорывов в смежных областях гуманитарного знания, в которых предлагаются идеи успешной оппозиционной деятельности и доступно объясняется «простым» гражданам, что ценно в этом мире и к чему надо стремиться. Оппозиционный айсберг плывет с трудом потому, что без глубокой подводной части, без стройных идей философов, историков, экономистов не образуется массивная надводная часть – политическая оппозиция, уважаемая народом и неигнорируемая властью. Политик в наше время не может сочетать качества практика и теоретика, партийного организатора и научного работника, без помощи аналитиков здесь не обойтись. Даже Платон, попытавшийся быть философом и государственным деятелем, не справился с такой суперзадачей.

В сегодняшней стратегии, как и все годы авторитарного режима, актуальнейшей кампанией является информационная. В наше время тот, кто владеет информацией, правит миром. Власть поняла значимость данного тезиса не отвлеченно, а как руководство к действию, построив свою информационную сеть и разрушив оппозиционные каналы информации. История этой деструктивной деятельности заслуживает особого описания. Но нам сейчас надо думать, как найти обходные каналы коммуникации с населением, те маленькие ручейки, которые властью игнорируются, либо ею недосягаемы.

Получиться что-либо с телевизионным вещанием из Европы – низко поклонимся за помощь. Запустятся новые радиостанции, доступные по волнам и языку для нашего населения, скажем спасибо. Будут возможности для издания существующих и новых независимых газет – воспрянет наш читатель во всех уголках страны, не имеющий доступа к электронным масс-медиа. Предложит Интернет качественную информационную и аналитическую продукцию для демократически настроенных граждан – на площади Кастуся Калиновского в час «икс» будут стоять десятки тысяч пользователей. Данная кампания требует не только объединения усилий всех субъектов коалиции, включая независимых белорусских журналистов, но и западных партнеров, принимающих на себя наиболее весомый груз инвестиций.

Правозащитная деятельность – также одна из важнейших кампаний сегодняшней стратегии. Ни одна цивилизованная армия не оставляет на поле битвы своих раненых солдат и офицеров. Те, кто пострадал от политических репрессий, должны ощущать поддержку. Задержанные, арестованные, исключенные, уволенные, больные активисты оппозиции - все они нуждаются в соответствующей помощи. Никто на массовые акции не идет ради каких-то подачек (это всего лишь досужие вымыслы белорусской пропаганды), но если человек пострадал, то его права должны быть восстановлены.

За каждым репрессированным активистом наблюдают десятки и сотни людей – родители, дети, соседи, коллеги по работе. Все смотрят – помогут или не помогут пострадавшему, бросят его в беде или нет, протянут руку помощи «ахвяре» режима или нет. Если христианские ожидания оправдываются, уважают оппозицию за то, что «своих» не бросает, другие граждане становятся смелее, подтягиваются на уличные акции, идут на публичную защиту своих интересов.

Было бы хорошо, если бы кампания солидарности с репрессированными имела одно название для позиционирования единства оппозиции,  для восприятия нас как единой силы. Формы солидарности с репрессированными – самые разнообразные. Правозащитным организациям, партиям и активистам здесь есть, чем заняться. Работа с пострадавшими требует такой тонкости и человечности, что спекуляции в правозащитной деятельности достаточно редкое явление. Среди правозащитников давно сложилась координация. Да и само поле их деятельности такое разнообразное – судебная и иная помощь репрессированным, аналитика и мониторинги, учеба и правозащитные тренинги, международное давление, что нет оснований для ненужной конкуренции.

В последние дни в независимой прессе появились скептические оценки относительно обучения оппозиционной молодежи в зарубежных университетах. Европейские страны, прежде всего, Польша, предоставили значительное количество стипендий для обучения в своих университетах нашим исключенным студентам. Представители белорусских правозащитных организаций, рассматривающие заявления кандидатов на учебу, руководствуются в первую очередь наличием прямых репрессий (исключение из университета, арест, возбуждение уголовного дела), примененных против парня или девушки, или репрессий по отношению к их родителям. Поскольку число стипендий, где-то порядка четырехсот, в десять раз превосходит число исключенных на данный момент студентов, то правозащитники рекомендуют на учебу за границу не только исключенных по политическим мотивам студентов, но и другие категории репрессированных.
 
Такая помощь нашей молодежи имеет множество плюсов. Во-первых, это проявление солидарности с теми, кто прошел через политические испытания. Ребята выглядят героями в кругу друзей и знакомых. Учеба за границей как орден за преодоленный страх и активную гражданскую деятельность. Во-вторых, это поддержка семей репрессированных. Годами их матери или отцы, работая ради идеи в оппозиционных партиях и организациях, наконец, получают награду – возможность учить бесплатно детей заграницей. В-третьих, выигрывает и все белорусское общество, приобретая через несколько лет европейски образованных специалистов, не испорченных бээрсээмовской идеологией, способных интегрировать страну в европейское сообщество.

Ссылка скептиков на то, что оппозиция лишается лучших молодежных активистов и это, мол, выгодно власти, не совсем корректна. Во-первых, лидеры молодежных организаций никуда не уезжают, выбирая заочные формы обучения. Во-вторых, на место уехавших активистов придут следующие, кому небезразлична судьба страны. Абсолютно идеального ничего не бывает. Выделанная европейскими странами квота для обучения белорусских студентов за рубежом должна быть использована - встраиваться в европейские бюрократические механизмы приходиться и нам, правозащитникам.

Пятой кампанией в новой стратегии является мобилизационная, которая направлена на мобилизацию демократически настроенного электората и подготовку его к участию в массовых акциях по защите реальных результатов местных выборов. Мобилизация оппозиционных сторонников, выступая следствием электоральной, аналитической, информационной и правозащитных кампаний, традиционно считается прерогативой молодежных организаций. Для успешной мобилизационной кампании необходимо, прежде всего, четкое распределение функций, либо сфер деятельности, молодежных организаций и их координация. И не надо тешить себя иллюзией, что одна какая-то молодежная структура, даже самая крупная, вытянет на себе весь воз проблем. Более того, при отсутствии других молодежных групп, она находиться в чрезвычайно уязвимой позиции, что и подтвердил опыт «Зубра».

Предлагаемая структура новой стратегии, включающая электоральную, аналитическую, информационную, правозащитную и мобилизационную кампании, построена по целевому и субъектному принципам. Организацией местных выборов занимаются партии, координирующие избирательную деятельность с целью достижения массовой поддержки своих кандидатов на местных выборах. Аналитическая кампания, курируемая Национальным комитетом, проводится для формирования четких представлений в общественном сознании о том, что будет в стране при сохранении статус-кво или в случае перемен. Члены Национального комитета, эксперты аналитических центров и социологических лабораторий координируют усилия в проведении так называемых негативной и позитивной кампаний. Кроме программной альтернативы, эти структуры предъявляют обществу персональную альтернативу – будущих министров, способных возглавить правительство после преодоления режима.

Информационная кампания осуществляется независимыми изданиями и журналистами. Возможности их координации сегодня – минимальные. И не только в силу профессии, но и по причине тяжелых репрессий, оставивших на этом поле единичные издания и соответствующее число журналистов. Большая ответственность здесь ложиться на зарубежные центры, вещающие на Беларусь. Правозащитная кампания проводится соответствующими организациями для поддержки репрессированных и распространения в обществе ценностей прав человека. Немногим, оставшимся в дееспособном состоянии, правозащитникам пока удается координировать свою работу. Сокращение правозащитных организаций может привести  к такому же тяжелому их положению, как и с независимыми СМИ. Пятый аккорд стратегии завершается действиями молодежных организаций, которые, наряду с другими субъектами коалиции, готовят демократически настроенный электорат к защите результатов выборов или разрешению других, возникающих в ходе политического процесса, проблем.

В соответствие со структурой стратегии вырисовывается и структура коалиции, включающая лидеров партий, аналитических центров, независимых СМИ, правозащитных и молодежных организаций. Как решить персональный вопрос коалиции – возможно ответ будет найден в ходе консультаций и публичной дискуссии. Золотой ключик, принцип коалиционности, в руках «маленьких Буратино»,  представителей гражданского общества,  отопрет любую дверь из темного и затхлого чуланчика, где ныне находиться белорусский народ, в светлое европейское пространство, где есть реальный шанс на перемены и процветание.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме