14:36 09.06.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Угроза из провинции <br>Ненасытное государство

13:03, 9 Июня | Ярослав Романчук, заместитель председателя,

Если судить по отдельным статистическим показателям, то не совсем понятно, почему героем Беларуси стал представитель Нацбанка, а не Минфина. По строгим критериям фискальной ответственности ведомство Н. Корбута работает лучше, чем команда П. Прокоповича. По итогам первого квартала бюджет исполнен с профицитом 4,2% ВВП. Внешний долг страны не превышает 5% ВВП. Это гораздо лучше Маастрихтских критериев. В то время как главный показатель качества работы Нацбанка – инфляция – гораздо хуже европейского (3%). Однако при ближайшем рассмотрении финансов государства становится понятным, почему наши финансовые и налоговые службы не получают наград. Вполне закономерен вопрос, почему их руководители до сих пор занимают столь ответственные посты в правительстве.

Несогласованность бюрократов

       Складывается впечатление, что Минфин и Министерство по налогам и сборам сговорились и упорно не хотят выполнять многократно озвученное распоряжение А. Лукашенко снизить налоги, упростить саму налоговую систему и провести соответствующую корректировку бюджетной политики. Последние три года из-за высоких цен на нефть, металлы и удобрения Минфин получает неожиданно большие доходы.

      Вместо того, чтобы адаптировать свою политику, снизить налоги и расширить возможности для несырьевых отраслей, фискальные органы преспокойно получают щедрые налоговые поступления и исправно выполняют инвестиционные задачи. За это они получают свои премиальные и для проформы поругивают предприятия за плохой менеджмент и дефицит качественных бизнес-планов. Искусство распределения преобладает над наукой зарабатывания.

      Минфин и Минналогов не адаптировали свое поведение к новой ситуации доходов. Они не стали входить в положение не только малого и среднего бизнеса, но также больших несырьевых предприятий. Вымывание оборотных средств после перехода на новый режим уплаты НДС с Россией в 2005 году при неизменной налоговой нагрузке в 2006 г. не позволили реальному сектору сосредоточиться на реструктуризации и модернизации основных средств.

      Да и кто бы им позволил, если основные инвестиционные решения принимаются на уровне концернов и министерств, а не предприятий? Сохранение тотального контроля государства над производственными и инвестиционными решениям при блокировке механизма банкротства является еще одной грубой ошибкой Минфина и Минэкономики.

Бюджетное голодание на местном уровне

     Уровень изъятия доходов предприятий государством остается очень высоким. Хотя доходы консолидированного бюджета в I кв. 2006 г. сократились до 51,7% (по данным Минстата прошлого года в I кв. 2005 г. они составляли 55,2%), они все равно превышают порог, который обеспечивает малой открытой экономике устойчивые темпы долгосрочного развития.

     Кстати, если верить статистике Минстата этого года, то расходы бюджета увеличились на 0,1% процентный пункт. Данный показатель для прошлого года, который Минстат представил в апреле этого года, составлял 51,6% ВВП. Такие корректировки в течение календарного года на 3,6 процентных пункта ВВП не являются экстраординарным явлением для наших официальных органов.

     Наряду с неизменно высокими доходами консолидированного бюджета происходит перераспределение ресурсов от местных бюджетов в пользу республиканского. Данный тренд продолжается уже три года. По итогам первого квартала 2004 года доля доходов местных бюджетов составляла 37,4% от общих доходов. В I кв. 2006 года эта доля сократилась до 26,1%.

       При этом динамика сокращения расходов местных бюджетов заметно слабее. В I кв. 2004 г. она составляла 43,7% общих расходов (разница между доходами и расходами местных бюджетов составляла минус 6,3 процентных пункта (пп). В I кв. 2006 года расходы местного уровня сократились до 39,8% (разница – минус 13,7% общих расходов). За два последних года разница между доходами и расходами местных бюджетов выросла на 7,4 пп, т. е. дефицит местной власти более чем удвоился.

     Такая политика до добра не доведет. Она является следствием или нескоординированных действий Минфина и Минналогов, или целенаправленной политикой лишения местных органов власти адекватного финансирования своих программ.

      Логика поведения республиканских органов противоречива. Они централизуют распределение все большей доли ресурсов, не понимая, что имидж самой власти, оценка эффективности ее работы формируется в большой степени на местном уровне. Минск оставляет себе самые легкие для сбора налоги, а местным органам оставляет мелкие сборы.

      Такая политика имеет еще одно последствие. Она увеличивает степень зависимости регионов от центра. А. Лукашенко приказывает увеличивать доходы граждан, но перекладывает всю ответственность за выполнение данного распоряжения на местные органы власти и на предприятия.

     Поскольку права эмиссии своих денег и долговых бумаг они не имеют, то им приходится постоянно ездить на поклон в Минск, прося милостыню. Хороший район или область – получи побольше ресурсов из бюджета и внебюджетных фондов. Не справляется местная вертикаль с выполнением прогнозных показателей, с выполнением социальных или политических показателей – появляется повод сменить руководителя.

     Централизация бюджетных ресурсов полностью лишила финансовой самостоятельности все административные единицы страны. Работая в такой ситуации, едва ли можно надеяться на инициативность обл- и райисполкомов по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест. География иностранных инвестиций подтверждает это. В I кв. 2006 г. 71,5% ПИИ приходится на Минск и Минскую область. Примерно такая же картина по накопленным ПИИ.

       Местные органы власти приучили к тому, что единственное надежное и политически корректное место просить деньги – это администрация президента и отраслевые министерства. Когда в новом году вырастут цены на газ, на ЖКУ и на электричество, то ситуация местных органов и, соответственно, их требования к Центру резко вырастут. Вместо развития традиции фискальной ответственности регионов, Минфин и правительство в целом до сих пор не могут достоверно сказать, какие районы и города являются самыми большими реципиентами госбюджета и что власти предприняли, чтобы выправить ситуацию.

     Таким образом, Минфин и Минналогов являются главными институциональными блокираторами региональной политики в стране. Именно эти органы препятствуют полноценной подготовке районов и областей к выходу на безубыточную работу, поддерживая у местных органов чисто иждивенческие настроения.

Качество бюджетной политики

      Большой загадкой текущей бюджетной политики остается вопрос, как же распоряжаются высокими доходами бюджета. Большая их часть идет на инвестиции. За четыре месяца 2006 г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 137,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив Br4 трлн.

      Из них 41,7% было использовано предприятиями, подчиненными республиканским органам государственного управления. На предприятия концерна «Белнефтехим» пришлось 12,9% инвестиций, 7,3% - Белэнерго, 3,3% - на БЖД. Сегодня в этих структурах столько денег, что они могут позволить не только платить зарплаты по $600 – 1000, но и не испытывать никаких затруднений с инвестиционным обеспечением текущих бизнес-планов.

       На фоне ТЭКа и других монополистов ситуация в других секторах остается напряженной. Именно они являются источником «плохой» статистики. Объем отсроченных сумм задолженности на 1.05. 06 г. составил 260,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом года на 15,5%. Накопленные перед бюджетом долги – это еще Br270 млрд.

      Доля высокорентабельных предприятий в последние годы никак не может превысить 10%. Так что экономического балласта в экономике не становится меньше. Темпы роста выручки практически совпадают с темпами роста себестоимости. Рентабельность стагнирует, хотя сумма чистого убытка убыточных организаций сократилась за два последних года почти на 30%.

      Нет сомнений, что в такой ценовой ситуации у предприятий ТЭКа не может быть проблем. А вот предприятия других секторов без кредитов все чаще не могут свести концы с концами. Так, просроченная задолженность по кредитам банков в I кв. 2006г. увеличилась по сравнению с I кв. 2004г. на 24,9%. Остатки задолженности по выданным кредитам на 01.04.06 за этот же период выросли на 139%.

      Одни зарабатывают деньги, а другие продолжают их легкомысленно тратить. Создаваемая финансовая пирамида может продолжаться так долго, как долго темпы роста экспортной выручки будут превышать темпы роста бюджетных расходов и кредитования государственных предприятий.

Вытеснение чужих

      В стране набрала обороты еще одна тревожная тенденция – вытеснение из экономики частных и иностранных инвестиций. Она также является следствием несбалансированной бюджетно-налоговой политики Минфина и Минналогов. По данным Минстата РБ «в I кв. 2004 года изъятие иностранных инвестиций из реального сектора экономики превысило поступление иностранных инвестиций на 23,4 млн. долларов США (в I квартале 2003 г. - на 6,2 млн. долларов США)». За I кв. 2006 г. чистые иностранные инвестиции в РБ составили всего $66 млн. (годом раньше – всего $3,9 млн.).

     Ситуация по объему привлечения портфельных инвестиций еще более плачевная. За три первых месяца 2006 года чистое поступление составило всего $48,4 тысяч. Одно малое предприятие Польши или Словакии способно генерировать или привлекать больше портфельных инвестиций, чем вся белорусская экономика, загнанная в жесткие рамки социалистического неоплана.

     Динамика портфельных инвестиций в Беларуси в последние годы убедительно доказывает, что фондовый рынок страны не существует. Это также результат работы фискальных органов РБ. Не впуская в страну иностранный капитал, правительство лишает себя не только возможности активной экспансии на внешние рынки, но и модернизации собственной производственной базы. Нефтедоллары хороши для социальных программ, строительства инфраструктуры, модернизации самого нефтяного бизнеса. Однако они являются далеко не лучшей формой инвестиций для других секторов.

     Белорусская легкая промышленность, машиностроение, электроника и другие секторы приветствуют бюджетные дотации, но на казенные деньги едва ли создашь современный конкурентный бизнес. Нужно партнерство с мировыми лидерами в высокотехнологических секторах через активную работу с иностранным капиталом.

     Так в свое время создали свое богатство японцы и немцы, корейцы и ирландцы. Уникальные, специализированные знания, в том числе ноу-хау по вхождению в высоко конкурентные внешние рынки, на бюджетные деньги не купишь. Это не программное обеспечение или DVD, которые можно скопировать в кустарных условиях.

      Белорусским властям полезно выучить урок стран ОПЕК 1970-х. Во время того нефтяного кризиса арабские страны заработали огромные деньги. Они не сумели ими распорядиться по-рыночному. Часть проели, а еще больше потеряли на фондовом рынке богатых стран, которые после взлета стоимости ценных бумаг резко подешевели.

      Эксперты не исключают такого же развития ситуации после окончания нынешнего нефтяного бума. Беларуси не грозит потерять ресурсы от фондового провала Запада. Главная опасность – те инвестиционные проекты, которые сегодня реализуются при помощи и при активном участии государства.

    Руками Минфина и Минналогов власти создали иллюзию долгосрочного процветания и благополучия. Надо бы подарить Н. Корбуту и А. Дейко известную басню про стрекозу и муравья. Она очень четко формулирует мессидж для тех, кто рассчитывает на вечную благосклонность российского рынка и кремлевской власти.

Состояние белорусской бюджетно-финансовой системы

Показатель

Январь – апрель 2006

Январь – апрель 2005

Январь – апрель 2004

2006 к 2004 г % или пп.

Доходы консолидированного бюджета в % ВВП

51,7

55,2

38,2

13,5пп

Задолженность по платежам в бюджет млрд. Br

268,6

314

306,6

-12,4

Объем отсроченных сумм задолженности по платежам в бюджет млрд. Br на 01.05

260,7

257,1

244,5

6,6

Баланс бюджета в % ВВП I кв.

4,2

6,6

3,5

0,7пп

Доля доходов местных бюджетов в % от общих доходов I кв.

26,1

28,9

37,4

-11,3пп

Доля расходов местных бюджетов в % от общих расходов I кв.

39,8

41,9

43,7

-3,9пп

Темпы роста выручки Iкв. к I кв. предыдущего года %

28,9

27,1

45

-16,1пп

Темпы роста себестоимости I кв. к I кв. предыдущего года %

28,4

28,7

41,6

-13,2пп

Рентабельность I кв.

13,3

14,3

13

0,3пп

Сумма чистого убытка убыточных организаций, млрд. руб.

226,1

301,1

316,5

-29,6

Суммарная просроченная задолженность на 01.04 трлн. Br

4,8

5,1

5,6

-14,3

Кредиторская задолженность в трлн. Br на 01.04

21,7

17,8

15,6

39

Дебиторская задолженность в трлн. Br на 01.04

16,3

13

11

48,2

Просроченная задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению на 01.04 млрд. Br

599,9

696,9

 

-14

Просроченная задолженность по кредитам банков на 01.04 млрд. Br

421,7

443,2

337,5

24,9

Остатки задолженности по выданным кредитам на 01.04 трлн. Br

13,4

9,5

5,6

139,3

Средние процентные ставки по кредитам (март)

9,3

13,3

19,5

10,2пп

Источник: данные Минстата 2004 – 2006 гг.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме